Повышение профессиональной компетенции специалистов по социальной работе в системе социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Современные подходы к повышению профессионализма специалистов по социальной работе. 7
1.1. Подходы к определению понятия профессиональной компетентности 8
1.2 Подходы к повышению профессионализма работников 14
1.3 Система повышения профессионализма специалистов по социальной работе в социальной защите. 21
Глава 2. Анализ опыта по повышению профессионализма специалистов по социальной работе. 29
2.1. Современные направления работы по повышению профессионализма кадров. 29
2.2. Пути совершенствования профессионализма специалистов по социальной работе 45
Заключение 48
Список используемых источников 50

Файлы: 1 файл

кур.р. организация соц.защиты доработанная.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

Если от процесса повышения квалификации ожидаются положительные результаты, то вышеприведенные факторы должны быть учтены тщательным образом. Это означает, что необходимость повышения квалификации должна быть выражена конкретными программами.

1.3 Система повышения профессионализма специалистов по социальной работе в социальной защите.

Действующая довольно обширная образовательная система подготовки социальных работников в России оформилась за сравнительно недавний срок. В апреле 1991 года в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих постановлением Госкомтруда СССР были внесены квалификационные характеристики «специалист по социальной работе», «социальный педагог».

Система переподготовки и повышения квалификации кадров социальных служб занимает важное место в системе непрерывного образования, поскольку именно она обеспечивает мобильное развитие профессиональной сферы, предоставляя работающим возможность постоянно совершенствоваться в условиях быстро меняющихся технологий и требований общества к данной профессии. Можно говорить о складывающейся системе непрерывного профессионального образования в подготовке специалистов по социальной работе. В частности, в системе непрерывного образования в последние годы активно развивается такой ее компонент, как образование взрослых – подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц, уже работающих в социальных службах.

Перед нашим обществом  все острее стоит проблема повышения квалификации специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы. От того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации.

Повышение квалификации дает возможность специалистам по социальной работе постоянно совершенствовать свои знания и навыки, глубже понимать перспективы и тенденции  развития социальной работы.

Согласно результатам  социологического опроса специалистов по социальной работе, проведенного социологом О. Н. Шухаревой работники социальной сферы Республики Хакасия в 80% случаев нуждаются в повышении квалификации. За последнее время удалось пройти курсы повышения квалификации менее половине специалистов. Но проблема состоит в том, что полученные в ходе обучения знания не всегда могут быть применимы в конкретной работе, так как не соответствуют ее требованиям.

Практическая сторона  данной проблемы изучалась в ходе реализации проекта «Темпус» – социальная работа преподавателей кафедры социальной работы МПСИ совместно с зарубежными экспертами (Франция, Португалия). Была разработана модульная схема непрерывной подготовки (повышения квалификации) социальных работников в Кемеровской области.

Повышение квалификации специалистов – это всегда приращение знаний и умений на имеющейся базе, основе, полученной в высшем или среднем профессиональном учебном заведении, или переосмысление уже сложившейся системы знаний, навыков, опыта, корректировка установок и подходов, овладение новейшими технологиями социальной работы.

В то же время этот процесс  обусловлен возрастными, психобиосоциальными особенностями работников социальных служб, их жизненным опытом и профессионально-этической подготовкой, отношением к деятельности специалистов по социальной работе и потребностью в повышении своей квалификации.

По данным федеральных  органов исполнительной власти, располагающих подсистемами социальных служб, формирование подсистемы повышения квалификации происходит как на федеральном, региональном, так и местном уровнях.

При остром дефиците финансовых средств, предусмотренных на подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе, и возрастающей потребности в высокой профессиональной квалификации работников социальных служб, роль подсистемы повышения квалификации через совещания-семинары, курсы-семинары, школы социальной работы по дневной, вечерней и заочной формам обучения существенно повысилась.

Различные формы и  методы периодического повышения квалификации стимулируют готовность работников социальных служб к учебе и адаптированность в рамках профессии и системы социального обслуживания населения. В то же время обновленные знания и умения специалистов – это инвестиции на будущее, подсистема повышения квалификации стимулирует развитие личности профессионала в области социальной работы и обеспечивает становление интеллектуального потенциала социальных служб.

К началу XXI столетия в Российской Федерации сложились различные подходы к развитию подсистемы повышения квалификации работников социальных служб – от рассмотрения ее как составной части региональной модели подсистем социального образования, до включения ее в блочно-модульную систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Главная задача повышения  квалификации специалистов – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия (организации, фирмы). Один из путей совершенствования системы повышения квалификации специалистов – переход от сложившейся практики периодического обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний. Поэтому повышение квалификации специалистов должно стать составной частью государственной системы непрерывного образования с подключением сюда системы высшего и среднего специального образования страны.

Повышение квалификации специалистов будет более эффективным  при соблюдении принципа преемственности  обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.

И, безусловно, одним из путей решения сложной задачи повышения профессионализма работников может быть внедрение и развитие целостного, системного подхода в практику повышения квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе.

Перспективное планирование в области  повышения квалификации определяет структурные рамки для мероприятий. Эти рамки включают в себя разработки, на которые необходимо реагировать соответствующим образом, и мероприятия, с помощью которых последует реакция на эти разработки. Они должны быть определены на фоне соответствующей стратегии предприятий.

В долгосрочной перспективе речь идет о своевременной реакции на слабые сигналы, свидетельствующие о необходимости повышения квалификации в будущем. Их задача состоит в быстром уведомлении о разработках, на которое предприятие должно обратить внимание, если оно желает выжить в условиях рынка. При этом внимание сосредоточивается на тех аспектах, которые имеют большое значение для процесса повышения квалификации.

Подобная система раннего предупреждения, предусматриваемая для определения  перспективной необходимости в  повышении квалификации, должна ориентироваться  на факторы влияния. Чем больше мы знаем об этих факторах влияния, тем эффективнее будет работать система повышения квалификации.

На основе ознакомления с факторами  влияния могут быть определены перспективные цели повышения квалификации и разработаны конкретные мероприятия на ближайшее и отдаленное будущее. Если, например, в ближайшем окружении организации отмечено введение новых технологий в производство и на собственном предприятии планируется осуществление новых капиталовложений, то к подготовке новых квалифицированных кадров необходимо приступить заранее, с тем чтобы использование новой техники началось уже соответствующим образом подготовленным квалифицированным персоналом.

В настоящее время нет всесторонне  обоснованных соображений о сроках переподготовки, временных интервалах чередующихся периодов труда и обучения.

Каждая организация разрабатывает  собственную систему непрерывной подготовки, в которой, как правило, теоретическое обучение с отрывом от производства сочетается с практическим повышением квалификации непосредственно на рабочих местах.

Полный цикл непрерывной подготовки может быть рассчитан исходя из достижения высшего уровня компетентности персонала.

Учебные мероприятия планируются  и реализуются для работников собственного производства как внутреннее или внутрипроизводственное повышение квалификации. Не имеет никакого значения, где осуществляется этот процесс. Повышение квалификации за пределами предприятия осуществляется в специальных заведениях, оно имеет смысл в том случае, если не хватает базы для учебных мероприятий на своем предприятии, если это связано с нововведениями, поступающими извне, и если свободный климат подготовки - особенно при отработке поведения - имеет особое значение.

Виды профессиональной переподготовки очень разнообразны. Типичными формами повышения квалификации на рабочем месте являются: направленная передача опыта, планомерная и систематическая смена рабочего места, проведение определенных переводов на новую должность, что часто связано с выполнением задач руководства, проведение дискуссий по актуальным трудовым вопросам и др.

Наряду с организованной формой повышения квалификации большое  значение имеет неорганизованная форма  повышения квалификации, или так называемая самостоятельная, когда необходимые знания получают благодаря: специальным журналам, лекциям, заседаниям, семинарам, коллоквиумам, беседам, дискуссиям по обмену опытом, контактам с вузами, посещению выставок, ознакомлению с отраслевыми отделами и т.д.

В ряде корпораций в дополнение к  классическим видам повышения квалификации и переподготовки предусматривается  изучение иностранных языков, методов управления, а также адаптационные стажировки, позволяющие молодым специалистам, недавно получившим техническое образование, быстрее осваивать работу на конкретном участке.

При этом следует учесть, что переподготовка работников связана с целым рядом ограничений. Например, курсы переподготовки не могут быть слишком длительными. Кроме того, с возрастом увеличивается сопротивление работников профессиональной переподготовке. Что касается учебных программ, то, несмотря на рост знаний и технического опыта в обществе, их нельзя расширять до бесконечности. Поэтому невозможно избежать специализации в образовании, приходится делать выбор между отдельными дисциплинами, а это означает, что любая форма обучения может быть только выборочной.

Содержание мероприятий по повышению  квалификации можно систематизировать по разным основаниям, в частности по тематике и категориям целей, поставленных перед учебным процессом. Характерны различия между запланированными на перспективу стандартными программами и ориентированными на проблему и одновременно запланированными на ближайшее время мероприятиями в рамках повышения квалификации. Стандартные программы включают в себя как ориентированное на специальность содержание (учеба по специальности), так и содержание, ориентированное на управление и поведение (отработка управления, отработка поведения). Специфические программы в подавляющем большинстве привязаны к определенным управленческим концепциям.

Мероприятия по повышению квалификации, ориентированные на проблему, проводятся в зависимости от появления производственных проблем, например при увеличении процента брака и при внедрении нового производственного метода. Эти мероприятия часто являются частью широкомасштабных концепций организационных преобразований или организационных разработок.

Мероприятия по повышению квалификации в подобных случаях являются подготовительным моментом проведения организационных преобразований или проводятся одновременно с этими преобразованиями. Эмпирические исследования показали, что содержание вопросов повышения квалификации в значительной степени перекликается с преобразованием предприятия. Непосредственными импульсами нового или измененного содержания вопросов повышения квалификации являются технические изменения условий работников, а также политико-образовательный уровень окружающей среды предприятия.

Профессиональная переподготовка необходима в случаях, если имеющаяся профессия больше не оставляет шансов на рынке труда, как нет этих шансов и без прежнего профессионального обучения.

Переподготовка - это приобретение базовых знаний, свойственных другой специальности, профессии, а также развитие навыков их применения в производственной деятельности. Необходимость такого обучения связана с переменой профессиональной деятельности. Характерным примером служит переподготовка руководителей. Известно, что по базовому образованию руководители - это в прошлом чаще всего хорошие инженеры. Избрание или назначение специалиста па руководящую должность предполагает освоение им повой профессии, системы экономико-управленческих знаний и навыков управления трудовым коллективом.

Цель профессиональной переподготовки - достижение повой ступени квалификации в качестве рабочего-специалиста. Обычно она проводится в центрах, обслуживающих множество предприятий.

Изучение международного опыта  организации системы переподготовки и повышения квалификации кадров показывает, что ее успешная реализация осуществляется с помощью специально создаваемых учреждений, вырабатывающих стратегию и осуществляющих координационную деятельность в области профессионального образования. При Международной организации труда создан международный центр по современному техническому и профессиональному обучению. Страны - члены ЕС имеют Европейский центр по развитию профессионального образования. В США у крупных фирм созданы организации во главе с директором, разрабатывающие постоянно действующие программы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Назрела необходимость и у нас  в стране наряду с единым координационным центром при местных отделах по труду или в центрах занятости создать специальные координационно-методическне центры по подготовке, переподготовке, повышению квалификации рабочих.

Информация о работе Повышение профессиональной компетенции специалистов по социальной работе в системе социальной защиты населения