Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:25, курсовая работа
Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.
Введение 3
Глава 1. Современные подходы к повышению профессионализма специалистов по социальной работе. 7
1.1. Подходы к определению понятия профессиональной компетентности 8
1.2 Подходы к повышению профессионализма работников 14
1.3 Система повышения профессионализма специалистов по социальной работе в социальной защите. 21
Глава 2. Анализ опыта по повышению профессионализма специалистов по социальной работе. 29
2.1. Современные направления работы по повышению профессионализма кадров. 29
2.2. Пути совершенствования профессионализма специалистов по социальной работе 45
Заключение 48
Список используемых источников 50
Необходимо также восстановить
систему учебно-
Таким, образом анализ современных исследований, посвященых изучению профессионализма позволил выделить следующие подходы – повышение квалификации, переподготовка.
Своевременное повышение квалификации специалистов способствует закреплению кадров в учреждениях социальной защиты, обеспечивает гарантии профессионального успеха, содействует повышению мотивации к труду.
Специалист по социальной работе осуществляет свою профессиональную деятельность в системе «человек – человек». Его работа заключается в оказании необходимой помощи нуждающемуся человеку – клиенту (или группе лиц).
Так как клиенты социальной работы не являются однородной группой – среди них есть различные категории нуждающихся граждан – то, от специалиста требуется освоить большой объем знаний и владеть.
По моему мнению ситуация клиента всегда индивидуальна. Поэтому в рамках компетентности специалиста по социальной работе должны присутствовать такие качества как креативность мышления и способность брать на себя ответственность. К сожалению, в нашей стране социальная работа представлена государственными социальными службами, в которых существует строгая вертикаль власти, не позволяющая специалисту принимать решения независимо.
В рамках компетентности специалиста по социальной работе принято выделять:
1) специальную компетентность:
- понимание предназначения
- овладение нормами
- достижение высоких
- профессиональное мастерство;
- профессиональное мышление, интуиция, самостоятельность в решении проблем клиента;
- оптимальная психологическая цена результата, отсутствие усталости и перегрузки;
2) коммуникативная
- отнесение себя к
- овладение нормами
- направленность
- социальная ответственность за свои профессиональные действия;
- умение сотрудничать, легкая совместимость;
- готовность к изменениям в межличностных отношениях, умение воздействовать на эти процессы;
- умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессии и направлять его на решение нужд клиентов;
3) личностная компетентность:
- устойчивая профессиональная мотивация;
- наличие позитивной Я-
- переключаемость,
- творческая установка,
- приспособление себя к
- преобладание положительного эмоционального настроя;
- индивидуальность в
- удовлетворенность трудовым
4) индивидуальная компетентность:
- целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;
- принятие себя как
- саморазвитие профессиональных способностей;
- интернальность как видение в себе самом причин успеха – неудачи;
- сильное целеполагание, помехоу
- построение собственной
- профессиональная обучаемость;
- опора на прошлый опыт в работе с клиентами;
- обращаемость результатов
На мой взгляд, профессиональная компетенция в социальной работе включает в себя несколько составляющих.
В-первую очередь стоит обратить внимание на систему подготовки социальных работников, так как профессиональная компетенция включает в себя теоретические знания по своей специальности.
Цель подготовки специалиста по социальной работе заключается в том, что бы сформировать высокоразвитую личность, обладающую общими и профессиональными знаниями, привить профессиональные навыки и уметь творчески их использовать на практике.
Междисциплинарный подход в обучении специалистов стоит в основе совершенствования социальных работников.
Знания из разных областей дают возможность
осваивать новые профессиональн
В наши дни ни одно государство не может обойтись без профессиональной подготовленных специалистов по социальной работе.
Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в рамках социальной работы является вопрос о принципах и и формах обучения специалистов.
В рамках одного подхода предполагается, что обучающийся получает знания, выбранные преподавателем, который затем контролирует процесс усвоения этих знаний своими учениками.
В рамках другого подхода обучающийся становится участником организации и осуществления процесса обучения. При выборе второго варианта важно выработать умение самостоятельно анализировать, творчески подходить к соединению теоретических и практических знаний. Этот вариант выглядит предпочтительнее, так как позволяет приблизить обучение к жизни.
Подготовка социальных работах в ряде стран организовывается в соответствии со спецификой социокультурных традиций и исторических предпосылок.
Эта подготовка осуществляется на нескольких уровнях и в различных формах – университеты, колледжи, специализированные курсы.
Принято подразделять подготовку специалиста по социальной работе на несколько уровней и блоков.
Первый уровень –
Первый уровень включает в себя семь блоков, второй уровень – три, а третий – один.
Первый блок подразумевает ознакомление с отечественным и зарубежным опытом социальной работы, понимание содержание, целей и специфики социальной работы как профессиональной деятельности.
Второй блок предполагает изучение нормативно-правовой базы.
Содержание третьего блока заключается в определении квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника.
Четвертый блок – разработка новой
парадигмы содержания и формы
учебно-методического обеспечен
Пятый блок – профессиональный отбор на основе соответствия квалификационным требованиям.
Шестой блок – комплектование учебных групп.
Седьмой блок – организация учебного процесса по четырехкомпонентной системе (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа).
Восьмой блок – организация учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и группы.
Девятый блок – обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах.
Десятый блок – организация дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся и их предыдущих успехов.
Одиннадцатый блок – руководство саморазвитием обучающихся (23).
Основные задачи, которые решаются в рамках подготовки специалиста по социальной работе:
Надо понимать, что далеко не каждый человек способен стать специалистом по социальной работе.
Определяющим фактором является система ценностей индивида, которая и определяет его пригодность к эффективной профессиональной деятельности.
Некоторые даже считают, что в социальной работе личностные качества специалиста играют первостепенную роль.
Для понимания профессиональной компетентности специалиста по социальной работе и путей ее повышение огромную роль играет представление о профессиограмме специалиста по социальной работе.
Каждый работник стремится как можно выгоднее продать свой труд, а работодатель – как можно выгоднее приобрести.
Высокая профессиональная компетенция является гарантом сохранения рабочего места или, в случае его утраты, приобретения нового места работы.
В условиях быстрых изменений на рынке труда необходимо иметь представление об уровне своей профессиональной компетенции, что бы быть готовым к грядущим изменением в своей карьере.
Чаще всего встречаются
Рыночная экономика
Чтобы выиграть конкуренцию, надо не только оценить уровень своей профессиональной компетентности, но и не останавливаться, работать над его повышением.
Инструменты повышения своей
Применительно к социальной работе, большое значение могут играть конференции, семинары, тренинги, зарубежные стажировки, обмен опытом. Для социальной работы в нашей стране это имеет значение и потому, что эта специальность в нашей стране достаточно молодая и отечественным специалистам необходимо осваивать передовой зарубежный опыт.
Многие руководители считают, что главный инструмент воздействия на персонал – это деньги.
Применительно к социальной работе, надо сказать, что деньги могут являться существенным стимулом, так как многих эта профессия отталкивает своим низким уровнем зарплат.
В нашей стране социальные службы являются, преимущественно, бюджетными государственными организациями, где уровень зарплат и условия труда не в самом лучшем состоянии.
Но современными специалистами
в области менеджмента и
Этот опыт, более характерный для коммерческих организаций может быть применим и к учреждениям социальной сферы.
Во-первых, благополучие компании зависит от степени приверженности персонала.
Люди – работающие в организации – это тот ключевой фактор успеха, без эффективного использования которого рассчитывать на высокие результаты.
Лучшие компании достаточно быстро смоги убедиться в том, что отдача от истинно приверженных своей организации сотрудников, увеличивается. С начала 70-х годов японские и американские компании, поняв это, начали радикально менять на своих предприятиях отношение к рабочей силе.
Приверженность имеет три
Все три составляющие приверженности усиливаются, если работника удовлетворяют условия труда и перспектива профессионального роста. Приверженность персонала растет, сотрудники начинают работать лучше, если у них есть внутренние обязательства перед организацией, если они понимают ее цели и задачи.
Неравнодушное отношение к проблемам своей организации, готовность внести свой вклад в ее развитие и решение проблем основаны на ясном понимании сотрудником целей и направлений развития организации и на сближение собственных интересов с интересами организации.
В социальной работе это может проявляться не как понимание целей и задач конкретной социальной службы, в которой работает специалист, но как понимание целей, задач, миссии своей профессии и чувство своей причастности к ней.