Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат
О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.
Свободный выбор человека связан с его моральной и правовой ответственностью перед обществом, т.е. использование антиобщественных средств для достижения цели неприемлемо. Ответственность не ограничивает свободу человека, а обеспечивает существование человека в коллективе, обществе.
Известно
выражение «Свобода одного
Отношение — это выраженная во внимании, чувствах, интересах позиция личности к вещам, событиям социальной жизни, людям. В социальных общностях представлены взаимоотношения между членами групп, коллективов.
Взаимоотношения — это взаимная позиция контактирующих сторон (одной личности к другой, личности к общности). Взаимоотношения характеризуются обязательным наличием обратного сигнала к человеку от объекта контакта. При этом сигналы могут обладать разной модальностью, например, дружественность одной стороны может сочетаться с враждебностью
другой.
Взаимоотношения
формируют содержание общения,
которое используется в
эмоциональных отношений (симпатии или антипатии, общности взглядов, интересов ,или, наоборот, отчужденности}. В ходе межличностного контакта проявляется индивидуальность личности, внутренний мир человека.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе, его социальный статус. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности, самооценка. Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является социально-психологический климат, проявляющийся в отношениях членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к коллегам, руководителю коллектива.
Конфликт и способы его разрешения
Конфликт — это противоречие, возникающее между людьми при решении вопросов социальной и личной жизни. Причиной конфликтных ситуаций в межличностных отношениях являются:
• организационные изменения — наличие принципиально разных воззрений счленов коллектива относительно способов и средств деятельности;
• личностные расхождения из-за
социально-психологической
• различные системы ценностей, определяющих поведение людей;
• угроза социальному статусу личности в группе;
• контрастирующее восприятие бытия, т.е. противоположное понимание реальной ситуации;
• недостаток доверия.
В устоявшихся коллективах
Этапы протекания конфликта:
1) скрытая стадия — наличие
неосознанного недовольства
2) формирование конфликта — четкое осознание претензий и требований, выделение участников конфликтной ситуации;
3) инцидент — событие,
4) активное противоборство
5) завершение конфликта —
Конфликтные ситуации могут иметь не только отрицательные, но и положительные результаты. Негативные эффекты конфликтов связаны с их длительностью, повышенной интенсивностью, нарушением продуктивности в совместной работе, снижением мотивации работников из-за индивидуального стресса и низкой самооценки. Позитивные результаты конфликтов состоят в разрядке напряженности в отношениях, появлении конструктивных подходов и апробации новых идей по устранению возникшей проблемы. Выбор и реализация стратегии выхода из конфликтной ситуации оказывает существенное значение на позитивные или негативные результаты конфликта.
Способы разрешения конфликтных ситуаций:
• уход — физическое или мысленное устранение от конфликтной ситуации;
• смягчение — изменение своих требований в соответствии с интересами другой стороны;
• силовой подход — агрессивное давление без учета интересов оппонента;
• компромисс — отказ от ряда требований в обмен на уступки другой стороны;
• интеграция — анализ основных причин конфликта, совместный поиск взаимоприемлемого решения проблемы.
Духовный мир человека
Духовный мир человека представляет собой единую систему, состоящую из множества компонентов — сознания, самосознания, чувств, воли, памяти и т.д. Совокупность указанных компонентов выражает уникальные особенности личности, индивидуальность каждого конкретного человека. Духовный мир человека имеет неповторимые черты, проявляющиеся в особенностях разных видов деятельности человека.
Духовный мир человека формируется в процессе социализации личности, приобщения к общечеловеческим ценностям культуры, когда складываются иерархия ценностей, определяющих его поведения. Он не является статичным образованием, поскольку изменяется на протяжении всей жизни человека.
Объекты материальной или духовной культуры, обладающие определенным значением для человека и общества, называются ценностями.
Предметы, события, явления обладают ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и отношению к ним человека. Они воспринимаются, познаются, оцениваются человеком с эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения. Исходя из этого, формируется различная значимость указанных объектов для человека, то есть иерархия ценностей человека. Наивысшим уровнем выступают абсолютные ценности (правда, истина, добро, справедливость и т.д.), зафиксированные в общественных идеалах.
Целостность духовного мира человека и общества проявляется в мировоззрении. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем; совокупность ценностей, норм, установок, убеждений и идеалов, выступающих в качестве ориентиров и регуляторов человеческого поведения.
Наиболее архаичной формой мировоззрения является мифологическое мировоззрение, которое основано на художественно-эмоциональном восприятии мира. Задача мифов заключалась в санкционировании определенных нор поведения, утверждении системы ценностей, установлении гармонии между миром и человеком.
Религиозное мировоззрение генетически связано с мифологическим мировоззрением. Оно также опирается на эмоционально-чувственную сферу (религиозную веру). Однако если для мифологического мировоззрения сверхъестественное объясняется естественным образом, то религия четко разводит естественное и сверхъестественное на два противоположных полюса, делая сверхъестественное предметом веры.
Философское мировоззрение построено на рациональном способе освоения действительности, в отличие от религии, утверждающей приоритет веры над разумом.
Близким философскому является научное мировоззрение. Но последнее разделяется на отрасли научного знания (математика, физика, биология и т.п.), которые направлены на познание той или иной конкретной сферы действительности. Философское мировоззрение формирует единую картину мира, выявляет универсальные основания бытия, постигает мир как целостную систему за пределами человеческого опыта.
Практический уровень
Проблема смерти в духовном опыте человечества
Одна из важнейших проблем для человека — проблема смерти решается в духовном опыте человечества исходя из мировоззренческих основ той или иной культуры. Так, религиозно-философские системы Индии определяют значение смерти как цели человеческой жизни. В религиозных воззрениях индуизма единственной, истинной реальностью является Абсолют — Брахман, имеющий индивидуальное воплощение — Атман (душу каждого человека). Мир вещей, в котором живет человек — это иллюзия реальности (майя). В этой иллюзорной реальности человек находится в бесконечной цепи перерождений — сансаре. Форма каждого нового воплощения определяется кармой — влиянием поступков в прошлой жизни на настоящую и в настоящей на будущую. Цель человека — выйти из колеса сансары, преодолеть майю, для того, чтобы Атман соединился с Брахманом — иначе говоря, чтобы стать частью Абсолюта через истинную смерть.
Подобным же образом решает проблему смерти буддизм. Для буддизма всякое существование есть страдание. Цель человека — умереть раз и навсегда, то есть перестать быть.
Проблема смерти в культуре Китая оценивается с точки зрения конфуцианской морали. Смерть выступает порогом, ведущим в иное измерение, обладающее такой же реальностью, как и этот мир. После смерти наступает новый, естественный этап бытия человека в форме духа предка. Духи предков пользуются уважением и почетом со стороны потомков и нуждаются в кормлениях (пожертвованиях) для дальнейшего существования.
Культура Запада рассматривает смерть в контексте христианского понимания смысла жизни. Земная жизнь должна проходить в приготовлениях к вечной жизни, т.е. смерть это не конец, а начало бессмертного существования обоженного человека. Если бессмертие в Индии рассматривается как состояние страдания, которое должно быть преодолено, то для европейца бессмертие — это желаемый результат, стремление верующего человека. В то же время смерть вызывает чувство страха из-за картины Страшного Суда, по решению которого участь грешников — вечные муки ада.
Сходное с христианским понимание смерти и бессмертия в исламе.
Познание мира
Чувственное и рациональное познание
Познание — это процесс получения знаний об окружающем мире. В процессе познания выделяют две стороны: кто познает — субъект познания, и что познается, на что направлено познание субъекта — объект познания.
На вопрос «познаваем ли мир?» большинство философов отвечают положительно. Однако были и такие, которые сомневались в том, что мы познаем настоящий мир, а не то, каким он нам кажется. Позицию сомнения в возможности истинного познания мира называют скептицизмом. Развитие скептицизма привело к появлению агностицизма — философской позиции, отрицающей познаваемость окружающей реальности.
Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого. Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эм-пейриа» — «опыт»). Другие, рационалисты (от лат. «рацио» — разум), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.
Выделяют три формы
1) ощущение — отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2) восприятие — комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3) представление — образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выражаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием — мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях. Формы рационального познания:
1) понятие — форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид. предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в .словах (например, «выпускник»);
2) суждение — форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3) умозаключение — форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из другого (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров — выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены».
В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция.
Интуиция — способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства. По образному определению французского философа Анри Бергсона, интуиция — это след инстинкта в интеллекте.
Истина и ее критерии
Целью всякого познания является истина.
Информация о работе Общество как сложная динамическая система