Общество как сложная динамическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Файлы: 1 файл

Obshestvoznanie.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

•   воображение — создание нового образа на основе прошлого опыта;

• мышление — высшая форма отражения, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязи и закономерности;

• внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других объектов;

• эмоционально-чувственная сфера — процессы, отражающие личную зависимость и оценку ситуаций в форме переживаний;

• воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Основными способами умственной деятельности человеческого сознания служат разум и рассудок. Низшей ступенью логического понимания является рассудок — мышление, отличающееся чувственной конкретностью и ориентированное на практическую деятельность повседневной жизни.

Разум — высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Знания на этом уровне носят наиболее глубокий и обобщенный характер, а субъективное представление о предмете максимально соответствует объективной реальности. Благодаря разуму достигается единство теоретического и практического мышления.

 

Сознательное и бессознательное

Сознательная деятельность человека возможна только при наличии неосознанных действий, поскольку любая деятельность включает множество автоматически выполняемых действий. В зоне ясного сознания находится лишь часть сигналов, приходящих из внешней среды и изнутри организма. Остальные сигналы поступают на подсознательный уровень, освобождая сознание от рутинных операций (ходьба, бытовые и профессиональные навыки и т.п.) для новых задач, решение которых возможно только на сознательном уровне. Значительная часть бессознательного никогда не попадает в ясное поле сознания.

Основоположником исследования проблемы бессознательного считается 3. Фрейд. Он считал, что психика человека состоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бесознательного. Содержание бессознательного, по его мнению, практически никогда недоступно осознанию, но при значительных усилиях возможно осознание содержания предсознательного слоя. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая является энергетической основой личности. В «Оно» действуют врожденные бессознательные инстинкты — либидо (инстинкт жизни) и мортидо (инстинкт разрушения, агрессии), находящиеся в антагонистических отношениях и определяющие поведение человека. Вторая врожденная структура личности — «Я» располагается как в сознательном слое, так и в предсознании, что делает возможным самоанализ. Третья структура личности — «Сверх-Я» формируется в процессе жизни и включает систему внешних запретов и правил, социально значимые нормы, усвоенные индивидом. Между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие из-за противоречивых тенденций, диктуемых «Оно» и «Сверх-Я». «Я» становится местом внутреннего конфликта, который смягчается с помощью механизмов психологической защиты (вытеснения, регрессии, рационализации, проекции, сублимации). Согласно 3. Фрейду, вся созданная человечеством культура является результатом сублимации, т.е. перенаправленности энергии либидо и мортидо в иное русло (например, в художественную деятельность).

Иной подход к анализу бессознательного предложил К. Г. Юнг, считавший, что бессознательное имеет не биологическую, а сим-

волическую природу. По Юнгу, структура  личности состоит из рех частей: коллективного бессознательного, индивидуального  оессознательного и сознания. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, не являющихся индивидуальным приобретением. Архетипы - это «память поколений», «первичные образы», связанные с мифическими и сказочными темами. Они лежат в основе мифологии, религии, определяют самосознание народа. Бессознательное - самая важная часть структуры личности и осознание его необходимый процесс, способствующий личностному самосовершенствованию.

 

 

Бытие человека. Потребности и способности

 

Фундаментальной философской категорией для обозначения всего существующего является категория бытия. Бытие человека рассматривается в двух плоскостях — как индивидуальное и социальное бытие. Индивидуальное бытие обусловлено природно-биологическими и культурно-историческими условиями, связанными с удовлетворением первичных потребностей (пища, одежда, жилище), зависимостью от природной среды и от социально-исто-ричедких норм и идеалов, усваиваемых в процессе социализации личности. Социальное бытие — реализация общественно-практической сущности человека, создание материальной и духовной культуры и многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности.

Испытываемая человеком необходимость  в определенных условиях жизни и развития называется потребностью. Потребности делят на материальные и духовные.

Материальные потребности  лежат в основе жизнедеятельности человека. К духовным потребностям относятся потребности в познании мира, творческом самовыражении, интеллектуальном и нравственном самосовершенствовании и др. Потребности, обеспечивающие жизнеспособность человеческого организма и духовное самовыражение личности, считаются подлинными, в отличие от мнимых потребностей, которые жизненно необходимыми не являются.

Несмотря на то, что потребности  взаимосвязаны и взаимодействуют, господствующая в данный момент потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности человека. Человек способен к сознательному регулированию потребностей, опираясь на моральные нормы и учитывая потребности других людей, интересы общества.

Способности человека — это синтез свойств человеческой личности, обеспечивающий высокие показатели в овладении и выполнении конкретного вида деятельности. В структуре способностей различаются ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является высокая чувствительность зрительного анализатора (чувство линии, пропорции, колорита, светотени), сенсомо-торные качества руки, высокоразвитая образная память и пр.

   Вспомогательными свойствами выступают свойства художественного творческого воображения.

Выделяют два уровня развития способностей. Репродуктивный уровень обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. Творческий уровень позволяет создавать нечто новое, оригинальное, уникальное. В процессе овладения знаниями и приобретения опыта возможен переход от репродуктивной к творческой деятельности. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Гениальный человек создает новые идеи, открывает новые направления в области научных исследований, производства, искусства. Талантливый человек привносит что-то новое, но в пределах уже определившихся направлений и способов исследования.

По специализации способности  делятся на общие и специальные. Общие способности — это система свойств личности, обеспечивающая относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные способности  — система свойств личности, помогающая достигнуть высоких результатов в специальной области деятельности (литературной, технической, педагогической и т.д.). Недостаточное развитие какой-либо отдельной способности, необходимой для деятельности, может быть компенсировано развитием других способностей, от которых зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Существует несколько теорий способностей. Теория наследственных способностей утверждает, что способности — биологически заданные свойства личности, проявление и развитие которых определяется наследственностью. Теория приобретенных способностей обусловливает способности исключительно окружением и воспитанием. Теория природного и приобретенного в способностях признает наличие индивидуальных природных задатков, создающих возможности для становления и развития способностей в процессе деятельности и воспитания. Задатки проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общие способности). Склонности бывают подлинные (наблюдается стремление к деятельности с достижением значительных результатов) и мнимые (поверхностное деятельное увлечение с достижением посредственных результатов).

 

Деятельность

Активное взаимодействие человека с природной и социальной реальностью, в процессе которого достигается  сознательно поставленная цель, возникшая при появлении определенной потребности, мотива называется деятельностью. Фактор, побуждающий человека к деятельности называют мотивом. Относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение: промежуточных целей в контексте общего замысла, называются действиями, а непосредственная направленность деятельности — целью.

Деятельность человека существенно отличается от поведения

животных.

1. Деятельность человека направляется  познавательной потребностью и потребностью в общении. Животные осуществляют инстинктивно-биологическую деятельность.

2. Человек осуществляет абстрактную  деятельность, устанавливает причинные зависимости. Животные руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации.

3. У людей передача и закрепление  опыта происходит через социальные  средства общения (язык и другие  системы знаков). Животные осуществляют, в основном, наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты).

4. Люди изготавливают и сохраняют  орудий труда, передают их последующим  поколениям. Животные могут создавать  вспомогательные средства и орудия, но не используют орудия постоянно, не передают в поколений.

1.  По способу осуществления  выделяют:

—практическую деятельность — предметное преобразование окружающей природы и общества;

— духовную деятельность — отражение действительности в художественной форме, мифах, религиозных учениях, научных законах

2.  По творческой роли в  социальном развитии различаются:

—репродуктивная деятельность — направленная на получение известного результата труда;

—продуктивная деятельность — производство новых идей, способов достижения цели.

3.  По характеру человеческой  активности деятельность выступает:

— созидательной— производство материальных и духовных ценностей;                                                                               

—разрушительной — негативное воздействие на природу (загрязнение окружающей среды) и общество (войны, нашествия и пр.)

4.  По способу формирования  человека как личности деятельность предстает как:

— общение;

— игра;

— учение

— труд.

 

 

Основные виды деятельности

 

1.Игра — вид деятельности, в процессе которой через имитацию действительности осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности. Организация игры, ее содержание не регламентированы, мотивацией выступает удовольствие, интерес. В принципе, возможно превращение любой деятельности в игру.

Виды игры:

•    функциональные — открывают свойства предметов и способы действия с ними;

•   конструктивные —    позволяют    осмыслить    назначения предметов и их взаимодействие;

•  сюжетно-ролевые — предполагают коллективные отношения, раскрывают взаимоотношения между людьми;

•   игры по правилам — вырабатывают умения подчиняться правилам, развивают умственно и физически.

2. Учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности. Учение развивает личность морально, физически, умственно, подготавливает к труду. Мотивом учения выступают чувство долга, ответственности и духовные ценности — общественно значимый продукт деятельности.

3. Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей. Для трудовой деятельности характерны следующие черты:

•   изготовление и многократное использование орудий труда;

•   направленность процесса  труда на создание конкретного продукта;

•   наличие трудовой цели, определяющей характер и способ трудовых действий;

•   общественный характер труда, осуществляемый в условиях совместной деятельности;

•   направленность труда на преобразование внешнего мира.

4. Общение.

 

Общение

Общение — специфическая форма деятельности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

В общении выделяют три взаимосвязанные  стороны:

•   коммуникативная — обмен информацией;

•   интерактивная — организация взаимодействия между собеседниками (согласование действий, распределение функций и т.д.);

•   перцептивная — процесс восприятия друг друга собеседниками и установление на этой основе взаимопонимания.

Для осуществления процедуры общения  необходимы инициативный субъект общения, предмет передачи (сообщение), средства общения, получатель сообщения.

Этапы общения:

1) возникновение и осознание потребности в общении;

2) ориентировка в целях общения,  во внешней ситуации общения;

3) ориентировка в личности собеседника,  в средствах общения;

4) планирование содержание сообщения,  осуществляемое обычно бессознательно;

Информация о работе Общество как сложная динамическая система