Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат
О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.
Основными социальными науками считаются история, социология, политология, юриспруденция. История изучает последовательность событий и причинно-следственные связи между явлениями общественной жизни, социология — социальную структуру и социальные отношения, политология — политическую власть, политические отношения, факторы политической жизни общества. Юриспруденция (правоведение) представляет систему наук, связанных с изучением правовой системы и правоотношений. Часто в область социальных наук включают и экономику - науку о хозяйстве в целом, изучающую отношения в сфере производства распределения, обмена и потребления.
В силу того, что изучение общества связано с изучением деятельности человека, чаще говорят не просто о социальном, а о социально-гуманитарном познании. Социально-гуманитарное познание осуществляется, кроме названных, такими науками как психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение, а также философией.
Проблема социального прогнозирования
В XX веке возникла особая отрасль социального знания — футурология, занимающаяся прогнозом будущего, анализом возможных перспектив социальных процессов. Прогноз отличается от утопии и фантастики. Утопия основана на вере в окончательное осуществление того или иного проекта, а прогноз строится с учетом альтернатив общественного развития. Фантастика, являясь художественным творчеством, описывает будущее подробно и образно, прогноз обозначает лишь основные линии, используя методы научной экстраполяции и моделирования.
Экстраполяцией в футурологии служит продолжение в будущее тенденций настоящего, а в моделировании взаимодействуют модели-проекты и модели-сценарии. Модели-проекты рассматривают, какие шаги будет делать человечество для достижения уже намеченных целей. Модели-сценарии описывают состояние, к которому придет общество, если будет осуществлять уже намеченные меры и шаги.
Футурология различает три вида прогнозов:
1) прогнозы на ближайшее будущее (25-30 лет), в основном, достоверны; например, достаточно определенно предсказывается численность населения, запасы сырья, технологически достижимые уровни экономики;
2) прогнозы на обозримое будущее (40-80 лет) носят общий и вероятностный характер;
3) прогнозы на отдаленное будущее (более 80 лет) сводятся к немногочисленным гипотезам общего плана.
Многообразие путей познания и форм человеческого знания
В современной философии не существует единой (общепризнанной) классификации путей познания и форм знания. Под путями познания понимают способы получения знаний. Согласно одной теории, существуют материально-технический путь познания — в предметно-практической деятельности, и духовный (идеальный) путь — посредством комплекса идей. Согласно другой теории, следует говорить о рациональном пути познания — через доводы разума и иррациональном — недоступном выражению в рассуждениях. Третья теория, близкая предыдущей, говорит о явном (артикулированном) познании — выразимом в формах мысли и языке, и неявном (неартикулиро-ванном) — не проявляющемся ни в размышлениях, ни в словах; оно воплощается в навыках тела, схемах восприятия, практическом мастерстве.
В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Одной из форм знания является наука — опытно-экспериментальное знание. Но она появилась лишь в XVII веке. Исторически первой формой знания было мифологическое знание. Оно характеризуется слитос-тью логической сферы с эмоционально-волевой, не разделяет объект и субъект познания, предмет и знак, вещь и слово, происхождение вещи и ее сущность.
Очень близким мифологическому является обыденно-практическое (житейское) знание, основой которого является жизненный опыт, повседневная практическая деятельность. Полученные на этой основе знания очень прочны, хотя формируются стихийно и носят разрозненный характер. Обыденные знания включают здравый смысл, приметы, верования, предчувствия, настроения и т.п.
Из мифа выделились религиозная и философская формы знания. Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Оно не связано с рациональной деятельностью и не предполагает логические доказательства. А главным в философском знании является его предельно общий характер (универсализм) и проверка всего доводами разума (критицизм).
В мифологическом мышлении имеет свои корни и художественно-образная форма знания, проявляющаяся в искусстве. Искусство познает мир посредством художественных образов, построенных по законам красоты. В силу того, что главное для искусства — красота, а не истина, некоторые философы не считают художественно-образную форму особой формой познания.
Некоторые исследователи в качестве особой формы выделяют игровую форму знания.
Типологизация знания может проводиться по самым разным основаниям. По одному основанию выделяют знания рациональные и эмоциональные, по другому — эмпирические и теоретические, по третьему — фундаментальные и прикладные, по четвертому — философские и частно-научные, по пятому — естественнонаучные и социально-гуманитарные и т.д.
Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание или рефлексия — осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков. В результате самопознания человек осознает собственные формы познания, его предпосылки, анализирует содержание и методы познания, строение и отличительные черты собственного духовного мира. Цель самопознания — выявить собственную сущность. Оно невозможно в отрыве от познания окружающего мира. Познавая себя, человек познает мир, так как является его элементом, а познавая мир, он лучше сможет познать себя.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь
Культура — это понятие, которое охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности. Культура является результатом материального и духовного труда человека. Поэтому различают материальную и духовную культуру.
Материальная культура — это вещественные результаты ма- ' териального производства, имеющие определенную ценность для общества. К результатам материальной культуры относятся, прежде всего, орудия производства, продукты труда.
Духовная культура — это результаты духовного производства и духовные ценности, воплощенные в произведениях искусства, научных теориях, архитектуре, литературе и т.д. К результатам духовной культуры относятся .вещественные (скульптура, книги, картины и т.п.) и не вещественные (фольклор, язык, научные теории, религиозные доктрины и т.п.) культурные достижения.
Основными формами духовной культуры и ее институтами являются:
• миф — исторически первая форма духовной культуры, основанная на символическом сопоставлении природных и общественных явлений, отличающаяся нерасчлененностью знания на эмоциональную и логическую сферы;
• религия — форма духовной культуры, основанная на вере в сверхъестественное;
• нравственность — система неписанных законов, регулирующих отношения между людьми;
• искусство — форма духовной культуры, основанная на образно-символическом отражении человеческого бытия;
• философия — форма духовной культуры, основанная иа рациональном постижении наиболее общих законов природы, общества и мышления;
• наука — рациональная реконструкция мира на основе постижения его существенных закономерностей.
Духовная жизнь общества основывается на культурных ценностях, накопление которых связанно с передачей от поколения к поколению духовного опыта, традиций и основных культурных достижений.
Формы культуры
Культура как явление
Народная культура — это культура какого-либо определенного народа, основанная на национальных традициях и ценностях. Народная культура отражает особенности общественной жизни народа в конкретно-исторический период.
Массовая культура — это культура современного общества, рассчитанная на массовое потребление. Массовая культура распространяется благодаря радио, телевидению, современным средствам связи, а также, неотъемлемой своей части — рекламе. Примерами массовой культуры могут служить телесериалы, поп-музыка, различные шоу.
Элитарная культура — это культура привилегированной прослойки общества — элиты. Элитарная культура выступает антиподом массовой культуры. Она требует особой подготовки, поскольку сложна в восприятии. Примерами элитарной культуры могут служить живопись С. Дали, киноискусство ф. Феллини.
Рост массовой культуры напрямую связан с функционированием средств массовой информации (СМИ): телевидения, радио, прессы. Значение информации (особенно, электронной) в жизни современного общества огромно, поскольку она пронизывает все сферы общества, формируя общественное мнение. Современные СМИ нацелены на удержание общественного сознания под своим контролем. По отношению к обществу они выполняют как положительные функции (экстренные передачи сведений, воспроизводство духовных сведений, консолидация общества), так и отрицательные (лоббирование интересов, популяризация низменных интересов, фальсификация фактов и т.д.). В целом, СМИ, основанные на принципе плюрализма мнений, способствуют преобразованию общества и дальнейшему его развитию.
Духовная жизнь современной России
Состояние духовной жизни современной России можно охарактеризовать как переходное от застоя (отстаивание духовных ценностей социализма, неверие в будущее, отсюда нигилизм) и поиска смыслов (реализация религиозно-православных ценностей, копирование западной культуры) к формированию культурных ценностей новой демократической России.
В процессе реформирования духовной сферы российского общества наметились следующие тенденции его дальнейшего культурного развития:
• широкое использование достижений всего человечества в области культуры;
• формирование новых духовных ценностей на базе старых, как дореволюционных, так и социалистических;
• диалог традиционных для России религий, возрождение и развитие национальных культур, интеграция культурного наследия;
• приоритет западных культурных ценностей и самоопределение России в контексте западной культуры.
Российская Федерация —
• региональная принадлежность (культура Северного Кавказа, Поволжья, Урала и т.д.);
• историческая глубина (хозяйственный уклад, укорененность на территории современного проживания, уровень традиционализма и т.д.);
• религиозно-конфессиональная традиция (например, среди русских: приверженность официальной Русской Православной Церкви или старообрядчеству, или «духовному христианству»).
Уникальность развития национальных культур России заключается в многообразии культурных традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т.п., что связано со спецификой культурного наследия разных народов.
Межнациональные аспекты культурного взаимодействия проявляются в схожести форм жизнедеятельности (соблюдение правовых норм, этических традиций и т.д.). Примером многогранного национального общения может служить взаимодействие народов и этнических групп Северного Кавказа — горцев, казаков, русских, калмыков, украинцев.
В настоящее время в некоторых регионах России наблюдают-< и противоречивые процессы. С одной стороны, интеграция и проникновение элементов культуры одной нации в другую способствует межнациональному пониманию, а с другой, развитие национальных культур сопровождается негативными моментами межэтнических конфликтов.
В целом, народы России понимают необходимость терпимости к культурам других наций, признают культурный плюрализм и уважают культурные традиции других народов, поскольку без такого понимания невозможно развитие многонационального государства — Российской Федерации.
Наука как часть культуры
Наука — это часть культуры, духовное производство и особый вид деятельности человека, направленный на получение новых знаний; это систематизированное знание о природе, обществе, человеке. Она непосредственно связана с культурой, поскольку является ее духовной формой и одним из важных институтов. Духовной культуры в своем развитии прошла ряд этапов (мифология, религия, философия) и ознаменовалась появлением науки. Наука как феномен культуры появилась в XVII веке, что было связано с возможностью опытным путем проверять достоверность и истинность получаемых знаний.
Наука изначально представляет
собой способ производства знаний.
Для нее главная ценность —
это доказательство истины посредством
практической деятельности. Поэтому
наука может или служить
Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, общество, на высших ступенях своего развития, не существует без науки. Наука, удовлетворяя потребности материального производства, выступает фактором общественного развития. Общественная роль науки заключается в том, чтобы обеспечить общество знанием и информацией, повысить уровень производительности труда, облегчить трудовую деятельность людей, совершенствовать общественные отношения и т.д. Возрастание роли науки в общественном сознании способствовало появлению двух позиций — сциентизма и антисциентизма.
Информация о работе Общество как сложная динамическая система