Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат
О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.
Целостность современного мира
Большинство обществоведов выделяет в качестве особой социальной общности человечество, т. е. всех людей на земле, рассматриваемых в их целостности. Понятие «целостность» означает уровень достижения целого — такого состояния, в котором ни один элемент не может существовать без других элементов, и сам он своей деятельностью обеспечивает существование других элементов.
Но существует и такая позиция (ее отстаивали, например, Герцен, Данилевский, Шпенглер, Тойнби), которая считает понятие «человечество» абстракцией, потому что культурное и историческое своеобразие каждого народа не позволяет говорить о единстве всемирно-исторического процесса и человечестве как целостности.
Однако, несмотря на все многообразие культур и народов, неповторимость развития отдельных стран можно говорить о человечестве как целостности и в современном мире эта целостность все больше и больше укрепляется. Во-первых, развитие национальных экономик привело к формированию единого всемирного хозяйства: мирового рынка, транснациональных компаний и финансовых групп, разделению труда, экономических интересов и влияний в масштабе планеты. Во-вторых, развитие транспорта привело к интенсивным миграционным процессам, частым краткосрочным передвижениям людей из страны в страну с разными целями (туризм, обучение, лечение, сезонная и вахтовая работа и т.п.). В-третьих, развитие средств связи и коммуникации создало мировую информационную сеть, сделав доступным общение людей в разных точках земного шара. В-четвертых, массовое производство и информатизация формируют единое культурное пространство, единые образцы культуры («массовая культура»). В-пятых, взаимосвязи государств и народов, создание и работа международных организаций делают единой политическую историю.
Укреплению целостности современного мира мешают противоречия в социально-экономическом развитии разных стран (богатый Север, бедный Юг), конфронтация между государствами, сепаратистские движения внутри многонациональных государств.
Основные противоречия современного мира и перспективы общественного развития
Современный мир целостен и противоречив. Характер противоречий определяет перспективы общественного развития.
Если в доиндустриальном (аграрном) обществе ведущую роль играло вещество, в индустриальном — энергия, то в постиндустриальном обществе — информация. Объективное противоречие современного мира — между плотностью информации и возможностью ее проверки и оценки. По оптимистическому сценарию, в будущем следует ожидать появление некоего «коллективного разума планеты», регулирующего производство и потребление, социальные отношения и отношения с природой в глобальном масштабе. По пессимистическому сценарию следует ожидать информационных войн, использования потоков дезинформации, создания тотального контроля над личностью.
Общим показателем уровня развития общества становится качество жизни человека, однако высокий уровень жизни доступен далеко не всем. Согласно оптимистическому взгляду, передовые технологии сделают жизнь человека максимально безопасной и комфортной. Все больше внимания будет уделяться обеспечению здоровья и продолжительности жизни. Уменьшится занятость человека в сфере производства и увеличится количество свободного времени. Пессимистические прогнозы отмечают усиление социального неравенства, в связи с чем здоровье и долголетие, разнообразный и насыщенный досуг станут достоянием богатых, удел же бедных — быть придатком роботизированных систем и питаться суррогатными продуктами.
Усиливается противоречие между человечеством и природной средой. С точки зрения оптимистов, оно разрешится внедрением экологически чистых и ресурсосберегающих технологий. По мнению же пессимистов, безудержный рост потребления, свойственный современному обществу, приведет к глобальному экологическому кризису.
После II мировой войны активизировался процесс установления либерально-демократических режимов в странах мира. Пик этого процесса пришелся на конец XX в., что позволило выдвинуть оптимистическое предположение: автономия личности, правовое регулирование социальных отношений станут планетарным явлением. Однако в последние десятилетия XX в. усилились и позиции фундаментализма, сутью которого является стремление изменить общество и личность в соответствии и некими «высшими» (чаще всего, религиозными) целями. Поэтому возможен и пессимистический исход — возникновение тоталитарных режимов и война, навязанная ими, либо объявленная им либеральными странами.
Глобальные проблемы современности
Во второй половине XX века человечество столкнулось с проблемами, поставившими его на грань выживания, эти проблемы получили название глобальных проблем (термин получил распространение с конца 60 — начала 70 гг.). Они характеризуются следующими особенностями:
• являются объективным фактором общественного развития и не могут быть никем проигнорированы;
• затрагивают интересы всего человечества;
• для их преодоления требуются целенаправленные согласованные действия большинства населения планеты;
• их нерешенность может привести к непоправимым тяжелым последствиям для всего человечества.
Bce глобальные проблемы делятся на три большие группы в зависимости от их остроты ,и причинно-следственных отношений между ними. Первую группу (наиболее острых и первоочередных в решении) составляют проблемы, вытекающие из отношений между государствами:
• устранения угрозы войны и установления справедливого мира;
• установления нового экономического порядка (в особенности, сокращения разрыва между Севером и Югом, Западом и Востоком).
Вторая группа объединяет проблемы, связанные со взаимоотношениями между обществом и природой:
• экологическую (загрязнения окружающей среды);
• дефицита ресурсов: энергетических, сырьевых, продовольственных (диспропорция между ростом потребления ресурсов и их запасами);
• освоения Мирового океана и космоса.
Третью группу составляют проблемы системы отношений между человеком и обществом:
• демографическая (перенаселенность в планетарном масштабе, избыточная рождаемость ,в развивающихся странах, крайне низкая в экономически развитых);
• здравоохранения (эпидемии инфекционных заболеваний в развивающихся странах, «болезни цивилизации»: рак, СПИД, психические заболевания);
• образования (сохранение абсолютной неграмотности среди беднейших слоев населения, рост так называемой «функциональной неграмотности», т.е. несоответствия уровня образования условиям современного производства) и культуры (угроза утраты традиционных духовных ценностей под влиянием массовой культуры).
Многие исследователи связывают преодоление глобальных кризисов с возникновением и укреплением в сознании людей новой этики, с развитием культуры и ее гуманизацией. Первым шагом на пути преодоления глобальных проблем видится формирование нового мировоззрения, включающего в себя понимание глобальности, нетерпимость к насилию и чувство справедливости, проистекающее из признания основных прав человека.
Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
С точки зрения современной науки появление человека — результат длительных эволюционных процессов в животном мире, возникновения общества и культуры. Превращение животного в человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) представляют собой две неразрывно связанные стороны единого процесса — антропосоциогенеза. Антропосоциогенез — это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.
Согласно трудовой теории антропосоциогенеза (К. Маркс, Ф. Энгельс) на определенном этапе эволюции гоминид (человекообразных обезьян) возникли условия, послужившие предпосылками антропосоциогенеза: сложная психическая деятельность, инстинктивные формы трудовой деятельности, стадная жизнь. На их основе сформировалось особое качественное состояние первобытного человека и человеческого сообщества: высокоорганизованный мозг, труд как систематическая деятельность, первобытная община.
Антропосоциогенезу
Главная функция культуры заключается в производстве, сохранении и воспроизведении опыта, знания человечества. На раннем этапе становления общества культура характеризуется взаимосвязанностью, переплетенностью всех сторон материально-производственной (трудовые отношения) и духовной (символизация трудового опыта, накопление знаний о мире) общественной жизни. В ходе дальнейшего развития общества происходит дифференциация форм культурной деятельности на материальное и духовное производство. В результате материальная и духовная деятельность разграничиваются и находят свое выражение в материальных (орудия производства и т.п.) и духовных (моральные нормы и т.п.) ценностях.
Биологическое и социальное в человеке
Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального в человеке вытекает из его биосоциальной природы. Как биологическое существо человек принадлежит к млекопитающим вида Homo sapiens и характеризуется особой телесной организацией со следующими существенными признаками:
• прямохождение;
• наличие рук, приспособленных к труду;
• высокоразвитый мозг, способный отражать окружающую действительность в образах и понятиях, а также обеспечивать целесообразность поведения и жизнедеятельности.
Человек, как и любое животное, зависит от определенных биологических потребностей, удовлетворение которых является необходимым условием его существования. У человека имеются пищевой, половой инстинкты и инстинкт самосохранения. Однако если животное по своей природе — только биологическое существо, то человек, прежде всего, — еще существо и социальное.
Социальная сущность определяет мотивы и стимулы повседневной деятельности, правила и нормы общественного поведения, ценности. В отличие от животного, у которого удовлетворение биологических потребностей является единственным стимулом, определяющим поведение, у человека биологические потребности контролируются социальным началом, обусловливающим соблюдение нравственных норм. Общественная жизнь и коллективный труд усовершенствовали естественную природную организацию человека.
Психофизиологическая проблема (соотношение
духовного и телесного в
• полноценная
• активное взаимодействие с внешним миром, в процессе которого в человеческий мозг поступают определенные сигналы, подвергающиеся обработке;
• общение и взаимодействие в детском возрасте с другими людьми; в случае изоляции от общества ни в поведении, ни в психике ребенка ничего человеческого не появляется.
Сознание
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в самостоятельном регулировании и контролировании поведения. Сознание человека характеризуется специфическими свойствами, отсутствующими в психике животных:
• сознание целостно отражает окружающую человека действительность в образах и понятиях, то есть осуществляет не только чувственное, но и логическое, абстрактное познание; у животных нет абстрактных знаний;
• активность человеческого
сознания позволяет творчески
• осознанное отражение объективного мира человеком опирается на обобщенный опыт познания действительности человечеством; животные используют опыт только своей жизнедеятельности, имеющий конкретно-ситуативный характер;
• человеческое сознание отражает мир в его сущностных связях и отношениях; психика животного отражает действительность только с целью приспособления к окружающему миру для успешной борьбы за существование;
• только человеку свойственно самосознание.
Самосознание — это осознание человеком своих действий,
чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание связано с рефлексией — размышлением личности о самой себе, самоанализом.
Сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся в закономерных отношениях. Структуру сознания составляют:
• ощущения — отражение в психике отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств;
• восприятия — отражения предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов;
• память — отражение прошлого опыта;
Информация о работе Общество как сложная динамическая система