Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат
О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.
Религиозные отношения бывают двух видов: отношения со сверхъестественным и отношения ,с другими людьми по поводу сверхъестественного. Верующий человек считает общение с объектом своего поклонения процессом, обеспечивающим необходимый человеку результат.
Религиозная организация — это объединение верующих. Исследователи выделяют три основных типа религиозных организаций: церковь (например, римско-католическая, православная), деноминация (например, «Свидетели Иеговы»), секта ,(например, виссарионовцы — «Церковь последнего завета»). Критериями различия служат: срок существования, численность, наличие или отсутствие строгой вероучительной системы, административного аппарата, личной свободы членов организации. Следует отметить, что в повседневной жизни и в средствах массовой информации строгое различие между сектой и деноминацией не проводится.
Религия и мораль. Свобода совести
Специфической чертой религии выступает ее нравоучительный характер. Включенность в религию нравственных норм, правил и оценок, позволяет говорить о взаимодействии религии и морали, как форм общественного сознания и социальных институтов. Это взаимодействие обусловлено их социальной и функциональной направленностью, различиями и сходством.
Различия религии и морали:
• предмет религии —
• религиозный поступок не всегда морален;
• религия включает в себя религиозный культ, религиозные организации, мораль же таких социальных институтов не имеет.
Сходство религии и морали:
• религия включает нравственную проблематику (долг, совесть, вину и т.д.);
• обе основываются на вере: религия — на вере ,в сверхъестественное, мораль — на вере в добро, справедливость и т.п.;
• и в той и в другой
преобладает эмоционально-
Вместе с развитием общества росла и развивалась свобода совести. Свобода совести означает свободу исповедовать любую религию, и не исповедовать никакой, менять свои убеждения и распространять их. Таким образом, свобода совести основывается на свободе вероисповеданий и веротерпимости. Однако свобода совести не сводится исключительно к свободе вероисповеданий.
Свобода вероисповеданий означает право исповедовать любую религию и менять религиозные убеждения, а свобода совести, кроме того, утверждает и право быть атеистом, и право распространять свои убеждения. Свобода совести, в таком понимании, провозглашена Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 18).
В нашей стране свобода совести является конституционным правом: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28 Конституции РФ). Это право подтверждается в 3 статье Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.). Согласно российскому законодательству церковь в России отделена от государства, а школа от церкви. Это означает невмешательство государства в деятельность религиозных организаций, если она не нарушает действующих законов, а также невмешательство церкви в образовательный процесс, осуществляемый государственными учреждениями (школами, вузами и др.).
Искусство как вид духовного производства
Искусство — это вид духовной культуры, который воспроизводит мир в художественных образах, основываясь на чувственном восприятии прекрасного.
Наука об искусстве, основанная на чувственном восприятии прекрасного, называется эстетикой.
Искусство как вид духовного производства, обусловливается потребностями человека выражать наиболее значимые, переживаемые моменты жизни в образах и символах. Искусство создает для человека «вторую реальность» — мир чувственного и прекрасного.
Сущность искусства
Связь человека с окружающим миром осуществляется при помощи символической системы, которая в процессе эстетической деятельности воплощается в художественных формах. Искусство как деятельность зародилось еще в первобытном обществе, но свои основные черты приобрело в античности, когда сформировались основные виды искусства, философское осмысление эстетических задач и т.п.
Особенностями эстетической деятельности, создающей вымышленный мир, являются непосредственная связь с действительностью (художественное произведение, несмотря на вымысел, всегда своеобразно соответствует реальности) и копирование действительности (художественное произведение есть правдоподобное изображение жизни, а не сама жизнь).
Искусство как художественная практика включает в себя различные способы художественного освоения мира — Виды искусства:
• пространственные — архитектура, скульптура, живопись;
• временные — хореография, музыка, литература, театр;
• синтетические — кино, телевидение.
Искусство в своем историко-культурном развитии прошло ряд этапов, которые в эстетике принято называть основными историческими направлениями:
1) античное искусство (VI в. до н.э. — IV в. н.э.);
2) средневековое искусство (IV—
3) искусство эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.);
4) барокко и классицизм (XVII—XVIII вв.);
5) романтизм (XVIII—XIX вв.);
6) критический реализм , (XIX вв.);
7) искусство XX века, характеризующееся множеством художественных стилей.
Основные стили искусства XX века:
• реализм — отражение реального мира; • сюрреализм — отражение мира через уход от реальности;
• экспрессионизм — выражение контрастов действительности;
• абстракционизм — отражение реалий мира в абстрактных фигурах и линиях;
• поп-арт — отражение мира через продукты массовой культуры;
• постмодернизм — выражение бессмысленности бытия.
В истории человечества значение искусства велико, поскольку оно развивает универсальную человеческую способность видеть в индивидуальном, уникальном — всеобщее.
Образование в системе духовного производства
Образование можно рассматривать в трех аспектах:
1) образование — это целостная система знаний о мире, основанная на данных современной науки, воспитательных традициях и навыках;
2) образование — это
3) образование — это система
учебных заведений,
Задачи и функции образования:
• воспитание достойных членов общества — социализирующая и воспитательная функции;
• подготовка квалифицированных специалистов — кадровая функция;
• формирование мировоззрения — мировоззренческая и идеологическая функции;
• приобщение к образовательным технологиям, другим продуктам культуры — культуротранслирующая функция.
К основным элементам (ступеням) системы образования относятся:
1) общее среднее образование — начальные и средние школы, гимназии, лицеи;
2) среднее профессиональное образование — технические училища, колледжи;
3) высшее профессиональное
образование — институты,
В России на сегодняшний день обязательным является получение основного общего образования (9 классов).
Образование — продукт общественного развития, без общества образование немыслимо. Жизнь общества во многом зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью. Одной из ценностей современного общества появляется само образование, потому что оно открывает горизонты ' »вития и саморазвития личности по трем направлениям образо-1 ■«тельного процесса:
• общекультурному — приобщение к мировым культурным ценностям;
• психологическому и педагогическому — реализация личности в эмоционально-волевой сфере, самодисциплина и самоконтроль как фактор саморазвития;
• специально-научному — приобщение к ,конкретному научному знанию.
Образование будет неполным, если человек получает его формально: ходит в образовательное учреждение, но не занимается самообразованием — целенаправленным накоплением знаний, навыков в процессе формирования, развития и самореализации себя как личности. Особенности развития современного общества диктуют необходимость разработки и внедрения новых образовательных концепций («образование без границ», концепция непрерывного образования), которые позволили бы человеку получать образование и заниматься самообразованием, исходя из приоритетов развития общественной жизни.
Экономика
Экономика как хозяйственная деятельность
Экономика как хозяйственная
Потребность — это нужда человека в благах и услугах, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность. Потребности задают определенную направленность действиям и поступкам человека, прежде всего, обуславливают стремление к созиданию. Отличие человека от других живых существ заключается в том, что он осознает свои потребности, может ими управлять регулировать, использовать различные способы и возможности для их удовлетворения. Таким образом, потребности и способы их достижения можно представить в виде сложной иерархичной системы, выделяя первичные, вторичные и производные. В обществе действует объективный закон возвышения потребностей, означающий, что потребности непрерывно возрастают и совершенствуются.
Производство становится реальностью, если существуют его предпосылки, то есть ресурсы производства. Ресурсы производства — это совокупность природных (материальных) и социальных сил, потенциально применяемых в производстве. Ресурсы производства делятся на базовые: трудовые, природные, материальные, и производные: финансовые и информационные.
Общей чертой всех ресурсов является их ограниченность. Противоречие между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами составляет фундаментальную проблему экономики. Решая эту проблему, общество должно осуществлять выбор. Выбор в экономике означает процесс принятия решений о наилучшем из возможных вариантов использования ресурсов для удовлетворения конкретных потребностей. Выбор составляет содержание экономических решений индивидов.
Экономика как наука
На определенном этапе развития общественного производства, но мере формирования экономики возникла потребность в экономике как науке, то есть знании о законах развития экономической сферы жизнедеятельности людей. Комплексно экономические знания стали проявляться в эпоху античности. Неслучайно и сам термин «экономия» и производный от него «экономика» происходят от слияния греческих слов «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — правило, закон. «Экономика» — так назвал свою книгу о хозяйственной деятельности древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430—354 гг. до н.э.).
Экономическая наука как и любая другая общественная наука, исследует и отражает одну из сторон разнообразной и сложной социальной действительности. Ученые-экономисты в определении предмета своей науки делали акцент на конкретной стороне хозяйственной деятельности общества:
• источниках богатства;
• отношениях, возникающих в производстве, распределении, обмене, потреблении материальных благ;
• ресурсах и выборе индивидов;
• поведении производителей и потребителей. Экономика является составной частью экономической науки заряду с экономической теорией и политической экономией, •экономика изучает поведение производителей и потребителей, спользующих ограниченные ресурсы и допускающих их альтернативное использование. Экономика — это наука о правилах ведения и управления хозяйством отдельными индивидами, предпринимателями и государством. Она выполняет следующие функции:
• познавательную — познание законов экономической жизни;
• методологическую — создание общих теоретических основ для комплекса отраслевых, функциональных и историко-экономических наук, а также формирование экономического образа мышления;
Информация о работе Общество как сложная динамическая система