Общество как сложная динамическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Файлы: 1 файл

Obshestvoznanie.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

Экономическая сущность предпринимательства  в современной науке раскрывается в трех аспектах.

1.  Как характеристика субъектов  и объектов предпринимательства. Предпринимательская деятельность может осуществляться в частной единоличной форме, а также коллективной и государственной форме. Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства (открытие новых технологий, освоение новых рынков и др.) с целью предельного увеличения дохода.

2.  Как метод ведения хозяйства  предпринимательство основывается на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов в принятии решений. Экономический выбор определяется рыночной информацией о динамике спроса, предложения и уровня цен.

3.  Как особый тип экономического  мышления предпринимательство характеризуется совокупностью черт, таких как способность идти на риск, неопределенность, новаторство и ориентация на успех.

Функции предпринимательства:

•   обеспечение непрерывности воспроизводственных процессов;

•  насыщение рынков необходимыми обществу благами;

•    поддержание равновесия рынков.

Предпринимательство реализуется  в следующих видах:

•   производственное—направлено на создание материальных и нематериальных благ;

• коммерческое—связано с реализацией благ, произведенных другими товаропроизводителями;

•   финансовое— осуществляется в виде сделок по поводу денег, ценных бумаг и иностранной валюты;

•   посредническое — охватывает широкий спектр услуг, которые оказывают представители бизнеса по осуществлению сделок между продавцами и покупателями, то есть они выступают в качестве посредников.

Наличие традиций и опыта предпринимательства  в экономической истории страны позволяет сформировать определенные моральные и этические ценности. Предпринимательская деятельность по своей сущности является свободным типом экономического поведения, которому присущ непрерывный поиск более совершенных и менее затратных форм ведения производства в условиях конкуренции. Это придает динамизм всем экономическим , процессам, является фактором экономического роста.

Однако следует учитывать, что в основе поведения предпринимателя лежит экономический интерес — получение прибыли. Реализация интереса предпринимателя, достижение цели выгодного, прибыльного размещения и использования ресурсов может быть достигнута лишь при условии удовлетворения потребностей общества в благах определенного качества и количества. Таким образом, диалектика цели и средств ее достижения в предпринимательстве может быть представлена как возможность получения экономической прибыли на основе удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, и экономическое поведение предпринимателя не должно противоречить принятым в обществе и экономике законам и принципам.

 

 

Издержки производства. Прибыль

 

Издержки производства — это совокупность затрат, связанных с производством благ и оказанием услуг. Они складываются при использовании ограниченных ресурсов. По этой причине любой производитель, принимая решение относительно основных задач (что? как? для кого?), всегда соотносит предполагаемую выгоду при избранном варианте использования ресурсов с выигрышем, который он мог бы получить при ином способе применения данного ресурса. Иначе говоря, экономист всегда думает об упущенной выгоде и о другом возможном варианте использования ограниченного ресурса. Следовательно, понятие «издержки производства» в экономическом смысле имеют всегда альтернативный характер.

Сделав свой выбор, предприниматель должен осуществить расчет всех затрат, которые ему предстоит осуществить. Прежде всего, необходимо приобрести сырье, материалы, технику, осуществить наем работников. При необходимости арендовать помещение, взять кредит и оплатить расходы энергетических ресурсов. Данные затраты предполагают выплаты внешним поставщикам факторов производства. Они носят явный характер и получили название явных, внешних или бухгалтерских издержек.

Внешние (бухгалтерские) издержки — это денежные расходы, которые осуществляет предприниматель в пользу внешних поставщиков факторов производства, или иначе оплата трудовых услуг, поставок сырья, материалов, топлива, энергии и др.

Вместе с тем, предприниматель  использует и собственные ресурсы, тем самым, будучи свободен от денежных выплат за использование данных ресурсов другим лицам. Но затраты собс-|твенного ресурса также участвуют в определении ценности производимых благ, хотя носят неявный характер. В структуре неявных затрат особое значение приобретают предпринимательские способности индивида, осуществляющего действия, сопряженные с неопределенностью и риском. Предприниматель мог бы работать высокооплачиваемым менеджером, то есть «не на себя». Следовательно, предпринимательские способности должны быть оплачены в той мере, чтобы удержать их от альтернативного применения. Таким образом, денежные затраты по использованию предпринимательских способностей индивида, осуществляющего самостоятельно бизнес, включаются в общую структуру затрат и предстают как внутренние (неявные) издержки.

Внутренние издержки — это денежные расходы, связанные с применением собственных, самостоятельно используемых ресурсов, иначе говоря, это вмененные издержки, вероятность альтернативного использования которых весьма высока.

Совокупность внешних (явных) и внутренних (неявных) издержек получила название экономических издержек. Динамика экономических издержек анализируется с точки зрения краткосрочного и долговременного периодов.

В краткосрочном периоде увеличения объемов выпускаемой продукции можно добиться на основе дополнительного привлечения наемных работников, закупки дополнительных партий сырья, материалов, топлива при неизменности затрат на содержание управленческого персонала.

В долговременном периоде экономические  издержки приобретают переменный характер, так как изменения (увеличения) объемов выпускаемой продукции можно достичь на основе совершенствования и изменения объемов всех факторов производства. Оптимизация объемов выпускаемой продукции осуществляется на основе анализа изменений средних величин.

Общая выручка, полученная в результате реализации произведенных благ и услуг, называется валовым доходом. Предпринимателю важно оценить объем общей выручки для того, чтобы получить денежный эквивалент понесенных затрат. Но самое главное, величина валового дохода позволяет рассчитать прибыль, к которой стремится производитель. Прибыль является денежным вознаграждением за результаты его деятельности. Она предстает в двух формах: бухгалтерская и экономическая.

Бухгалтерская прибыль — это разница между общей выручкой и внешними издержками, то есть Бухгалтерская прибыль = Валовой доход — Бухгалтерские издержки. Бухгалтерская прибыль является своеобразной заработной платой предпринимателя, удерживающей его в избранной сфере. Ее еще называют нормальной прибылью.

   Экономическая прибыль — это разница между общей выручкой и совокупными издержками, то есть Экономическая прибыль = Валовой доход — Экономические издержки. Экономическая прибыль является сверхприбылью, или чистой прибылью, которая отражает результат наиболее благоприятного применения ресурсов в избранной сфере в условиях сложившейся конъюнктуры рынка и высокой конкурентоспособности предпринимателя.

 

Предприятие

Предприятие — это специализированный технико-производственный комплекс, предназначенный для производства полезных обществу благ и услуг.

Предприятие характеризуется следующими признаками:

•  кооперация производителей, основанная на разделении труда и осуществляющая совместный производственный процесс в отдельной отрасли;

• совокупность материальных и технических средств, технологий, задействованных в процессе создания конкретных благ и услуг.

•   первичное производственное звено, в котором комплексно реализуются  технико-экономические, организационно-экономические и социально-экономические отношения общества.

Многоотраслевой, технико-производственный комплекс, с соответствующей внутренней структурой управления и масштабами деятельности называется фирмой. Предприятия и фирмы в соответствии с законодательствами разных стран имеют различные организационно-правовые формы:

•   частные предприятия;

•   хозяйственные товарищества;

•   хозяйственные общества;

•   промышленные кооперативы;

•  государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Многообразие форм предприятий позволяет полнее использовать предпринимательские способности членов общества.

 

Рынок

 

Рынок — это особый способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и самостоятельном принятии решений об объемах ценах продаж; это механизм согласования интересов производителей и потребителей на основе взаимодействия спроса, цены и предложения.

Функции рынка:

•   саморегулирование производства (благодаря взаимодействию спроса цены и предложения) установление равновесия;

•   стимулирование производителей к созданию благ и снижению затрат на их производство;

•   регулирование пропорций  распределения ресурсов по регионам и секторам экономики;

•   обеспечение эквивалентности  в соизмерении затрат и результатов;

•   демократизация хозяйственной  жизни.

Рыночное хозяйство — это функционирующее единство потоков товаров, денег и цен, а также конкуренция.

Товар — это продукт труда предназначенный для обмена на основе купли — продажи. Обмен товаров в рыночной экономике опосредован движением денег. Деньги — это товар особого свойства, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Цена — это денежное выражение экономической ценности благ, определяемой затратами на их производство и полезностью.

Полезность означает способность благ и услуг удовлетворять потребности человека.

В основе отношений производителей и потребителей, становящихся на рынке продавцами покупателями, лежит мотивация извлечения собственной выгоды. Поэтому отношения экономически свободных товаропроизводителей и потребителей приобретают конкурентный характер.

Конкуренция — это отношение сосуществования участников экономических процессов, принимающее форму соперничества, состязательности, борьбы за наилучшие условия размещения ресурсов и получение максимальной выгоды.

   Рыночный механизм может реализовывать свои функции, рационально размещать ресурсы, создавать стимулы к высокоэффективному труду при существовании конкуренции. Ведомые интересами к извлечению личной выгоды участники рыночных процессов вступают в конкурентные отношения, в которых может устоять тот, кто научится производить блага с меньшими затратами и лучшего качества.

Классификация рынков зависит от лежащего в основе критерия: фактора производства, товаров и услуг, широте сделок, характера конкурентных отношений, степени участия государства в его регулировании.

По факторам производства принято  различать:

•   рынок труда;

•   рынок земли;

•   рынок капитала. По товарам  и услугам:

•   рынок продовольствия;

•   рынок потребительских  благ;

•   рынок товаров длительного  пользования. По широте сделок:

•   местный;

•   региональный;

•   республиканский;

•   национальный;

•   международный.

По характеру конкурентных отношений:

•   совершенной конкуренции (чистой конкуренции);

•  несовершенной конкуренции (ограничение конкуренции со стороны монополий).

По степени участия государства  в регулировании экономики:

•   свободные рынки (рынок  договорных цен);

•   регулируемые   рынки   (рынки   регулируемых   государством цен на товары и услуги);

•   рынки госзаказов.

 

Спрос и предложение

 

Согласование интересов  участников рыночных сделок достигается на основе взаимодействия основных элементов рыночного механизма: спроса, цены и предложения.

Спрос — это платежеспособная потребность в товарах и услугах, которые готовы и могут быть куплены потребителями по рыночной цене. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-заменителей и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы — продать дороже). Покупатель предлагает со стороны спроса предельную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Если продавец не идет на уступки, может возникнуть кризисная ситуация, связанная с избытком товара.

Снижение цены позволяет  потребителям приобретать больше товара, а высокая цена ограничивает спрос на него. Эта зависимость характеризует сущность закона спроса: потребители желают купить больше благ при меньшей цене и наоборот.

Предложение — количество товаров и услуг, которые готовы произвести и продать производители по определенной рыночной цене. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, цены на ресурсы, количество производителей аналогичной продукции или товаров-заменителей на рынке, уровень налогообложения доходов. Производители стремятся продать товар как можно дороже, с тем, чтобы покрыть свой затраты и получить доход. Если цены будут расти, то возрастет и предложение товаров. Закон предложения отражает готовность производителей производить возрастающий объем продукции по более высокой цене.

Информация о работе Общество как сложная динамическая система