Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат
О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.
Социальный контроль
Под социальным контролем понимается система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Социальный контроль является способом саморегуляции социальной системы, обеспечивающим упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов. При помощи социального контроля посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному поведению и поддерживается социальная стабильность.
Существуют различные формы социального контроля: принуждение, влияние общественного мнения, регламентация в социальных институтах, групповое давление. Однако эффективность любой из этих форм обеспечивается наличием общих ценностей, стабильности общества и социальных групп.
В зависимости от источника социального контроля выделяют две его разновидности:
• внешний социальный контроль — совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида:
—формальный внешний контроль — основанный на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах;
— неформальный основанный на реакциях окружающих людей;
• внутренний социальный контроль (самоконтроль) — согласование самим человеком собственного поведения с существующими нормами; регуляция в этом случае осуществляется в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм.
Направленность и содержание
социального контроля зависят от
исторически обусловленных
Этнические общности
Этническая общность или этнос — (греч. «этнос» - группа, племя, народ) — группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной, территории, общими языком, культурой и самосознанием. Специфические черты этноса — материальная и духовная культура, быт, обычаи и нравы и т.д., — складывались под влиянием различных социально-экономических факторов и особенностей природной среды, к которой люди адаптировались и которую они активно использовали в производственной деятельности.
Параллельно с этим формировалось этническое самосознание, основными чертами которого являются представление об общности своего происхождения и единой исторической судьбе, а также осознание отличия своего этноса от соседних этнических образований.
Сформировавшийся этнос — это социальный организм, самовоспроизводящийся путем внутренних браков (эндогамности) и передачи языка, культуры, традиций новым поколениям. В ходе исторического развития происходит изменение системы внутриэтнических связей.
Первой формой общности был род — группа людей, имеющих родственные отношения, общий язык, быт и общую культуру.
Объединение нескольких родов составляло племя, более устойчивая форма общности.
Возникновение частной собственности, разделение общности на классы и появление государства приводят к появлению народностей. Переход этноса к индустриальным формам организации экономики, которым соответствует организация государств современного типа, приводит к размыванию этнической обособленности отдельных групп и созданию, в конце концов, социальной общности нового типа — нации.
Нация — большая группа людей, проживающая на общей территории, связанных общностью экономической жизни, языка, черт характера и культуры. Это тип этноса, характерный для развитого классового общества, возникновение которого исторически связано со становлением капитализма, усилением хозяйственных связей, укреплением этнического (национального) самосознания. Ключевым признаком нации является ее духовная культура.
Межнациональные отношения
В развитии наций и межнациональных отношений прослеживаются две тенденции. Первая состоит в развитии межнациональной интеграции и интернационализма. Интернационализм — это добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение труда, усиление на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации наций и народов, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Но эти процессы часто проходят в конфликтной форме. Возникают такие явления как расизм, шовинизм, национализм.
Суть национализма составляет проповедь собственной национальной исключительности, которая практически всегда дополняется недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) отказом им в праве на существование. Национализм возникает как реакция этноса на разрушительные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы, иноэтнические воздействия) и чаще всего противопоставляется интернационализму. Противопоставление различных наций может осложняться противоречиями их интересов в политической, экономической и др. сферах и, в результате, приводить к межнациональным конфликтам.
Межнациональный конфликт — столкновение взаимодействующих этнических групп, возникающее на основе несовпадения, противопоставления, ущемления или игнорирования интересов любой из сторон. Признаками начинающегося межнационального конфликта являются:
• проявления недовольства в той или иной форме со стороны любой из взаимодействующих национальных групп;
• возникновение межнациональной напряженности;
• формирование установок на активное участие в тех или иных формах протеста;
• низкая оценка статуса своей национальной группы большинством ее представителей.
Ключевое значение в
разрастании конфликтной
В связи с этим возрастает важность гуманистической национальной политики. Ее принципы:
• гармоничное сочетание национальных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального;
• признание права каждого народа на самоопределение;
• приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии, что означает недопущение национального неравноправия, уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп, осуждение насилия в решении национальных вопросов, восстановление прав репрессированных народов;
• неприятие любых форм национального шовинизма, особая чуткость ко всему, что относится к межэтническому общению, затрагивает национальные чувства людей.
Семья, ее виды
Семья — это основанное на браке или кровнородственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью. Семья — основная ячейка общества, она выступает как социальный институт, поскольку определяет правила и нормы, ограничивающие поведение человека. С другой стороны семья выступает как малая группа, поскольку объединяет родственников. Семья выполняет важнейшую роль в воспроизводстве жизни, социализации индивида, его органической связи с обществом.
Исторические типы семьи:
1) групповая матриархальная — все мужчины и женщины одного рода находились между собой в половых связях;
2) парная — с неустойчивым союзом мужчины и женщины;
3) патриархальная
• большая — община во главе с предводителем;
• малая — семья с
4) нуклеарноя — супружеская пара с детьми
• простая — если дети не состоят в браках;
• расширенная или сложная — если некоторые из детей, проживающих с родителями, состоят в браке.
Семейные связи делятся на родство и свойство. Родство — кровная связь, существующая между людьми, происходящими друг от друга или от одного общего предка. Различают родственников первой степени (мать-дочь, отец-сын) и второй (внучка-бабушка).
Свойство — отношение между супругом и родственниками супруги (и наоборот), а также отношения между родственниками супружеской пары.
В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) семья бывает полной и неполной (семья матери-одиночки или иных родственников).
По социально-демографическому статусу супругов семьи могут относиться к:
• гомогамному типу — если члены семьи однородны по национальности, профессии, возрасту, образованию и т.д.;
• гетерогамному — когда имеются различия в социально-демографических показателях;
• гомогенному — здесь муж и жена происходят примерно из одного социального слоя;
• гетерогенному — когда супруги по происхождению принадлежат к разным социальным ,классам, группам, кастам.
По месту жительства семьи могут быть:
• патрилокальными — если семья живет в доме мужа;
• матрилокальными — если семья живет с родственниками жены;
• неолокальными — если молодожены живут отдельно.
Семейные отношения
В семье отражена вся совокупность человеческих связей и отношений, как материальных, так и духовных. Первые обусловлены социально-биологическими (сексуально-эмоциональными, детородными), экономическими и хозяйственно-бытовыми потребностями людей; вторые — нравственно-эстетическими, психологическими, религиозными и другими потребностями личности. Семья также выполняет ряд важнейших функций: функцию сексуального регулирования, репродуктивную (воспроизводства членов общества), социально-воспитательную, статусную, эмоционально-психологическую.
Развитие индустриально-
Официальным оформлением семейных отношений в структуре общества является институт брака. Брак — это исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма взаимоотношений женщины и мужчины, определяющая их права и обязанности друг к другу и их детям. Типы и формы брака существенно изменялись в ходе исторического развития. В современном обществе это чаще всего добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание или сохранение семьи.
Правовая защита супружества и кровнородственных отношений — одна из гарантий социальной защищенности личности. В идеале брак — союз мужчины и женщины, основанный на любви, верности, взаимоподдержке, чувстве долга и ответственности за судьбу друг друга и детей. Противоположность браку — развод, то есть расторжение брака, когда последний утрачивает свою нравственную сущность. Функционирование брака осуществляется в тесной связи и под влиянием социально-экономических, религиозных, нравственных, правовых, имущественных и иных отношений людей. Существенное влияние на отношения брака в наши дни оказывает и юридическое расширение прав детей.
В правовом смысле семья — это юридическая связь. Юридический характер семейным отношениям придает регулирование их нормами права, а брак является основанием возникновения семейных правоотношений. В правовом аспекте семья — это круг лиц, связанный личными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления, создания приемной семьи или иной формы принятия детей на воспитания.
В Российской Федерации правовые основы семьи определяются Семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 г., который определяет: «Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольного брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи».
Правовой статус ребенка определяется несколькими важнейшими документами. Основные из них: «Конвенция о правах ребенка», принятая 22 ноября 1989 года Генеральной ассамблеей ООН, которая устанавливает, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Государства-участники конвенции признают все права предусмотренные ею за ребенком независимо от его расы, цвета кожи, поля, языка, религии, политических и иных убеждений, этнического или социального происхождения. Первым и главнейшим среди всех прав ребенка является право на жизнь. В дополнение к «Конвенции» правовой статус ребенка определяется законодательством страны, где он проживает, в частности в Российской Федерации — Семейным кодексом РФ.
Информация о работе Общество как сложная динамическая система