Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат
О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.
• поддержку конкурентной рыночной среды (развитие малого и среднего бизнеса);
• защита потребителей от ценовой дискриминации и недобросовестной рекламы;
• регулирование естественных монополий.
Финансовая функция государства связана с организацией движения денежных потоков страны, формирующих ее доходы. Эти доходы стекаются в специальный орган, получивший название государственный бюджет.
Социальная функция государства направлена на повышение благосостояния населения (социальное обеспечение, определение прожиточного минимума) и осуществляется на основе перераспределения доходов.
Прожиточный минимум — это стоимость минимального набора благ и услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Перераспределение доходов осуществляется через налоги.
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы. К административным методам относятся: лицензирование деятельности, санкции, запреты, штрафы, взыскания, регулирование цен с помощью установленных планок роста или снижения цен (политика «потолка» и «пола» цен).
Экономические методы предполагают регулирование хозяйственных процессов с помощью денежно-кредитного (ставка ссудного процента) и фискального (налогового) механизмов. Эффективность экономической политики обеспечивается оптимальным сочетанием рыночных, экономических и административных методов воздействия на экономику.
Государственный бюджет
Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В бюджете страны воплощаются доходы и расходы государства, что и определило наличие двух его составных частей.
Расходная часть государственного бюджета показывает направления и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению; военные расходы; расходы социально-экономического назначения; покрытие затрат на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности. Повышение роли государства, расширение его функций ведет к увеличению масштабов государственных расходов.
Доходная часть
Дефицит государственного бюджета — это превышение расходной части бюджета над доходной. Причины бюджетного дефицита имеют объективную и субъективную природу. В смешанной экономике возрастают расходы государства на решение социальных проблем, финансирование НТП, обеспечение безопасности государства. Могут возникнуть ошибки и просчеты в финансовой политике, что приводит к нарушению сбалансированности бюджета, вызвать дефицит и, как следствие, инфляцию. Доходы правительства резко снижаются в период экономического спада, неблагоприятной ситуации на внешних рынках.
При росте доходов в отдельные периоды и неизменности расходов может образоваться профицит бюджета. Профицит государственного бюджета — это превышение доходной части бюджета над расходами.
Правительства современных государств, как правило, ставят задачу иметь жестко сбалансированный бюджет. Однако в реальной практике избежать превышения расходов не всегда удается. В одних случаях дефицит госбюджета — это результат экономического кризиса, в других — проявление продуманной политики увеличения расходов в реальный сектор, которые должны окупиться и принести доход.
Налоги
Налоги — это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в пользу государства. На их долю приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. В любой стране налоги выполняют следующие функции:
• фискальную — формирование государственных денежных средств, необходимых для осуществления государством хозяйственно-политической деятельности;
• регулирующую — изменение условий налогообложения, применение различных видов налогов для решения наиболее важных для экономики страны задач;
• стимулирующую — стимулирование развития научно-технического прогресса, обеспечение притока денежных ресурсов (инвестиций) в базовые отрасли экономики функция;
• распределительная — перераспределение собранного в бюджете национального дохода в пользу тех или иных групп населения.
Для того, чтобы не снижать стимул к осуществлению предпринимательской деятельности, получению высоких доходов правительства используют налоговые льготы.
Налоговая льгота — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогообложения в соответствии с действующим законодательством страны. Механизм реализации налоговой льготы включает необлагаемый налогами минимум дохода, налоговый вычет, скидку.
Принято различать два основных вида налогов: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги — это налоги, которыми облагаются доходы юридических (предприятия, фирмы) и, физических (население) лиц, а также имущество налогоплательщиков. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на землю, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на сделки, изъятия в пользу государства (государственная пошлина). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.
Косвенные налоги — налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально - его покупатель. К косвенным налогам относятся (акцизы), таможенные пошлины, фискальный монопольный налог.
Рынок труда
Рынок труда является одним из факторных рынков. Как все факторные рынки он носит вторичный характер от рынка товаров и услуг. Чем больше потребность в товарах и услугах, тем значительнее интерес бизнеса к вовлечению дополнительных работников в производство. На рынке труда редкость трудовых ресурсов отражается на уровне денежной оценки их ценности. Каждый новый работник, принимаемый на работу, может оказаться менее эффективным, если оплата его труда не будет определяться общим результатом деятельности коллектива.
Отношения между работодателями и наемными работниками получили название трудовых отношений. Экономическое содержание трудовых отношений проявляется в осуществлении сделок по поводу купли-продажи фактора «труд».
Спрос на трудовой фактор предъявляют работодатели для производства товаров и услуг и государство с целью производства общественных благ. Мотивация выбора работодателей и государства определяется их стремлением к снижению издержек производства и, следовательно, готовностью осуществить наем большого количества работников по более низкой цене.
Экономически активное население готово предоставить свои способности к труду (рабочую силу) на определенное время за соответствующую плату труда. Это время является результатом индивидуального выбора между трудом и досугом.
Рабочая сила — совокупность физических и духовных способностей к труду, которыми обладает человек и использует их в своей деятельности.
Предложение труда зависит от уровня его оплаты. Чем выше цена данного фактора, тем большая часть населения готова предоставить свои способности к труду работодателям и отказаться от досуга. Низкий уровень оплаты труда снижает стимул к труду, и предпочтение может быть отдано досугу.
Заработная плата
Экономическим регулятором трудовых отношений является цена фактора «труд» — заработная плата
Заработная плата — это денежная сумма, которую получает работник за произведенные товары и услуги определенного количества и качества. Она имеет две основные формы: номинальную и реальную.
Номинальная заработная плата — это денежная сумма, поступающая в распоряжение индивида по результатам его трудовой деятельности.
Реальная заработная плата — это денежный эквивалент фактического объема товаров и услуг, который может приобрести работник на сумму номинальной заработной платы. Жесткая привязка уровня оплаты труда к результатам трудовых усилий работника осуществляется на основе расчета повременной и сдельной заработной платы.
Повременная заработная плата — это денежная сумма, поступающая в распоряжение работника за отработанное время.
Сдельная заработная плата — это денежная сумма, поступающая в распоряжение работника за фактически произведенную продукцию. За единицу произведенного товара устанавливается расценка. Чем больше товаров производится, тем выше и уровень сдельной заработной платы. В экономике используются различные системы оплаты труда, в основе которых лежат принципы повременной и сдельной оплаты, направленные на стимулирование работников к высокоэффективному труду.
Занятость и безработица
Высокая заработная плата стимулирует работников к занятости. Чем выше заработная плата, тем больше стремление экономически активного населения заниматься трудовой деятельностью. Однако работодателям высокая заработная плата грозит невозмещением понесенных затрат. Поэтому, чем ниже заработная плата, тем большее количество работников может быть вовлечено в производственный процесс работодателем. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается равновесный уровень оплаты труда и достигается занятость в экономике.
Занятость — это наличие рабочих мест для экономически активного населения. Нарушение равновесия на рынке труда приводит к безработице.
Безработица — это существование избыточного экономически активного населения.
Основные виды безработицы:
• циклическая — возникает в результате общего спада в экономике;
• структурная — проявляется при отмирании старых отраслей экономики и возникновением новых;
• фрикционная — связана с индивидуальным поиском приемлемых для работника видов занятости;
• сезонная — соответствует временной специфике деятельности в отдельных сферах и отраслях экономики;
• скрытая — связана с неполной или частичной занятостью.
Безработица является острой экономической и социально-нравственной проблемой любого государства. По этой причине трудовые отношения регулируются не только рыночным механизмом. Активную роль в разрешении противоречий рынка труда, согласовании интересов работодателей и наемных работников в современной экономике играет государство.
Механизм согласования интересов наемного труда и представителей бизнеса, основанный на регулирующей роли государства получил название «модель социального партнерства».
Правительства различных стран несут бремя ответственности в решении задач по:
• прогнозу высвобождаемых работников в различных секторах экономики;
• переобучению работников и созданию новых или дополнительных рабочих мест;
• регулированию трудовых конфликтов наемного персонала и предпринимателей;
• предоставлению социальных гарантий труда и занятости;
• определению уровня минимальной и средней заработной платы в стране и в регионах;
• социальному обеспечению в случае потери трудоспособности.
Комплексная и системная реализация данных функций позволяет сформировать механизм социальной политики государства, базирующийся на учете демографических и социально-психологических процессов жизни общества.
Экономическая культура
Экономическая культура общества проявляется, прежде всего, в отношении к использованию природных ресурсов. Сохранение естественной среды, проведение экологических мероприятий является важным фактором общественного и экономического прогресса. Составными элементами экономической культуры являются культура производства и потребления.
Культура производства находит воплощение в повышении образовательного и профессионального мастерства работников, использовании передовых техники и технологий, соответствующих требованиям НТР. Интенсивный тип развития производства пришел на смену экстенсивным методам ведения производства.
Интенсивный тип развития производства означает прирост результатов производства за счет качественного совершенствования используемых средств.
Экстенсивный тип развития производства — это прирост результатов производства за счет прироста уже использованных средств производства.
Рациональное использование
Особые требования в условиях развития
научно-технического прогресса, повышения
доходов населения
• повышению качества произведенных благ и услуг;
• применению рациональных норм потребления;
• совершенствованию структуры, потребления, включение досуга, потребления духовных благ, занятий спортом и др.
Информация о работе Общество как сложная динамическая система