Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат
О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.
Сциентизм основывается на понимании того, что только современная наука, научно-техническое знание способны решить все проблемы общества.
Антисциентизм основывается на понимании того, что наука завела общественное развитие в тупик (экологический кризис, угроза атомной войны и т.п.).
Современность характеризуется взаимодействием науки, техники и производства. При этом наука обусловливает развитие техники и производства, ориентируясь не столько на них самих, сколько на человека. Наука развивает две основные формы знания: естественнонаучную и гуманитарную.
Наука как духовное производство рассматривается в двух аспектах: познавательном и социально-историческом. Поэтому, во-первых, наука — это творческая интеллектуальная деятельность, направленная на получение нового знания, во-вторых, наука — производство знания о мире, обусловленное конкретно-историческими потребностями.
Особенности современной науки
В развитии науки выделяют три стадии:
1) классическая (XVII—XIX вв.) — господствует
стремление познать предмет сам по себе
безотносительно к условиям познания;
2) неклассическая (первая половина XX в.) — осмысливается связь между получаемым знанием и характером познавательной деятельности;
3) постнеклассическая (с середины XX в. до наших дней). Современная наука, которую принято называть постнеклассической, характеризуется следующими особенностями:
• опирается на системный подход в решении проблем;
• использует принцип универсального эволюционизма, т.е. рассматривает мир как саморазвивающуюся систему;
• видит свою задачу в том, чтобы целостно исследовать все сферы бытия (неживой, живой природы, общества), выявляя их универсальную связь и развитие;
• оперирует принципиально новыми понятиями: синергетика, ноосфера, структура, целостность и др.
Научному знанию, поскольку оно всегда развивается и дополняется, свойственны процессы дифференциации и интеграции. Особенно активно эти процессы протекают в современной науке. Появление нового научного знания и разветвление старого сопровождается дифференциацией науки — дроблением ее на более специализированные области знания. Целевой синтез научного знания способствует интеграции наук, которая призвана комплексно решать научные задачи.
Процессы дифференциации и интеграции затрагивают формирование научных отраслей знания и их развитие. Первоначально новые отрасли науки формируются по предметному признаку (химия своим предметом избирает химические элементы, биология — живые организмы), а впоследствии по проблемной ориентации (например, социобиология своим предметом сделала проблему социальных отношений в животном мире). В последнем случае отрасли знания концентрируются на одной проблеме, исследование которой носит межотраслевой, интеграционный характер. Интеграцию научного знания по отношению к отдельным отраслям науки может выполнять философия, математика, кибернетика.
Научная картина мира и функции науки
Научная картина мира — это целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая на основе обобщения научных знаний, затрагивающих все сферы бытия (природу, общество, человека).
Научная картина мира носит конкретно-исторический характер и классифицируется на основе периодизации эволюции науки. Так, различают классическую, неклассическую, постнеклассическую научные картины мира.
Научная картина мира основывается на наиболее важных научных теориях, гипотезах, проблемах своего времени. Она влияет на определенное видение мира через систему научных установок и принципов, которые обусловливают соответствующий способ мышления. Каждой научной картине мира соответствует ценностно-мировоззренческая форма знания: классической — механика, неклассической — относительность, постнеклассической — синергетика.
Функции современной науки:
• гносеологическая — наука участвует в познании мира;
• мировоззренческая — наука объясняет мир;
• созидающая — наука выступает производительной силой
общества;
• управленческая — наука руководит процессами современного производства;
• информационно-технологическая — наука идет в авангарде информационных технологий;
• социально-преобразующая — наука выступает фактором общественного развития.
Сущность морали
Мораль — это совокупность правил, норм поведения, которые регулируют и направляют деятельность людей. Наряду с понятием морали используется понятие нравственности.
Нравственность — это исторически сложившийся свод неписаных законов, норм, правил. В социальных науках слова «мораль» и «нравственность» — употребляются как синонимы.
Наука о морали и нравственности, о должных отношениях между людьми называется этикой.
Сущность морали заключается в реализации правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Моральные нормы выступают регулятором отношений между людьми, основывающимся на оценке общественных явлений и поведения индивидов с точки зрения добра и зла. Нравственные оценки позволяют соотносить поведение людей с высшими моральными ценностями. Сущность морали заключается также в том, что ее предписания носят универсальный характер и применимы в различных жизненных ситуациях. Нравственные нормы закрепляются общественным мнением и убеждениями отдельно взятых людей, становятся высшими ценностями.
Мораль носит социально-историч
Мораль — это проявление общественной воли, выражающей общий социальный интерес.
Мораль как социальный институт выполняет следующие функции:
• оценочную — оценка через призму добра и зла, справедливости и несправедливости;
• познавательную — через оценку других, происходит познание себя как личности;
• мировоззренческую — через систему ценностей мораль передает мировоззренческие установки;
• воспитательную — индивид приучается совершать добрые поступки и осуждать плохие, внешние нормы постепенно переходят во внутренние регуляторы поведения: совесть, стыд, долг и др.
Категории морали
Мораль как форма общественного сознания имеет свои категории, с помощью которых передаются основные нравственные идеи. К категориям морали относятся:
• добро — все нравственно-положительное; то, что не естьзло; то, что сопутствует счастью;
• справедливость — мера соответствия между фактическим содержанием различных поступков и их оценкой в общественном мнении с позиций должного;
• долг — нравственная задача;
• совесть — оценка личностью своих поступков;
• счастье — удовлетворенность своей жизнью, переживание и осознание красоты, истины.
Морали как форме духовного производства и феномену духовной культуры свойственно создание системы ценностей, через которую регулируются отношения между людьми, поведение человека. К высшим духовным ценностям морали относятся: жизнь, свобода, уважение чести и достоинства человеческой личности, истина как моральный идеал, красота как проявление лучших моральных качеств и т.п.
Использование в повседневной жизни моральных оценок, правил, норм, принявших обобщенной вид, находит свое отражение в моральном идеале.
Моральный идеал — это конкретизация для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, долге, счастье и прочих нравственных понятиях. Важно отметить, что моральный идеал носит противоречивый характер, поскольку одни члены общества могут его принимать, а другие нет. Отсюда возникает нравственная оценка деятельности, причем не только личности личностью, но и общества обществом.
Нравственная оценка является необходимым условием социально-духовной жизни человека и представляет собой одобрение или осуждение деятельности через призму нравственных ценностей. В нравственной оценке, как процессе, можно выделить субъект (человек или человеческое сообщество, наделенное устойчивым мнением) и объект (деятельность человека, сообщества)оценивания. Нравственная оценка деятельности — это, прежде всего, оценка поступков, которые лежат в основе нравственного и безнравственного поведения. Оценивая деятельность с нравственной точки зрения, необходимо учитывать следующие моменты: мотив поступков, их последствия, условия, средства достижения цели.
Нравственное поведение — это всегда выбор, обусловленный нравственной свободой, которая изначально определяется добром. Нравственная свобода характеризует развитие общественной жизни. Диапазон реализации нравственной свободы определяет моральный выбор.
Под моральным выбором понимается наиболее оптимальный способ практического утверждения высших моральных ценностей в конкретной жизненной ситуации.
Религия как феномен культуры
Религия (от лат. «религио» — благочестие, святость) — форма духовной культуры, основанная на вере в сверхъестественное. Религия является специфическим феноменом культуры и ее важным компонентом. Она наряду с другими компонентами культуры — философией, наукой, искусством, моралью представляется способом познания окружающего мира. По отношению к культуре религия выступает одной из основ духовного производства. Неслучайно понятие «культура» иногда соотносят с религиозным культом.
Религия появляется в результате развития общества, а также в результате саморазвития, обусловленного определенными факторами: социальными, гносеологическими, психологическими.
Причины возникновения религии
связаны с совокупностью общест
Формы религии:
1. Ранние формы:
• фетишизм — основан на вере в сверхъестественную силу природных предметов;
• магия — основана на вере в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями;
• тотемизм — основан на вере в существование сверхъестественной связи между человеческим родом и животным или растением;
• анимизм — основан на вере в существование души, духов.
2. Национально-государственные формы:, иудаизм ,(религия евреев), индуизм, джайнизм, парсизм, сикхизм (религии индийцев), синтоизм (религия японцев), конфуцианство, даосизм (религии китайцев).
3. Мировые религии: буддизм (время возникновения — VI— V вв. до н.э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н. э.).
4. Новые нетрадиционные религии:
• неоориенталиские культы (модернизированные восточные), например, «Общество Сознания Кришны»;
• неохристианские, например, «Церковь Объединения» (церковь Муна);
• саентологические (псевдонаучные), например, «Церковь саентологии»;
• неооккультные (модернизированная магия), например, последователи сатаны, спиритизма.
Социальные функции религии:
• компенсаторная или «терапевтическая» — смягчение социальных и личностных проблем, переключение негативных психологических состояний на позитивные;
• мировоззренческая —
• культу ретранслирующая — передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обычаев, произведений искусства;
• регулятивная — упорядочивание отношений в обществе;
• коммуникативная — создание среды общения;
• легитимирующая — узаконивание некоторых общественных порядков;
• интеграционно-
Структура религии
Религия — это система, структурными элементами которой являются религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.
Религиозное сознание — это восприятие и отображение окружающего мира в контексте накопления и реализации религиозного опыта. Религиозное сознание имеет два уровня — обыденный (религиозные стереотипы) и теоретико-концептуальный (религиозные учения, религиозная философия). Ключевым элементом религиозного сознания, объединяющим оба его уровня, является религиозная вера, которая включает в себя эмоциональные, волевые и рациональные компоненты, при приоритете эмоций — чувств, переживаний, настроений.
Религиозная деятельность — это реализация принципов религии в деятельности верующих людей. Она бывает культовой и внекультовой. Целью культовой деятельности является результативный контакт со сверхъестественным. Примеры культовой деятельности: жертвоприношение, богослужение, религиозная пляска. Внекультовая деятельность направлена на природные и социальные объекты. Например, издание религиозного журнала будет считаться внекультовой религиозной деятельностью, поскольку оно прямо не направлена на сверхъестественное.
Информация о работе Общество как сложная динамическая система