Общество как сложная динамическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Файлы: 1 файл

Obshestvoznanie.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

Истина есть соответствие знания своему предмету. Характеристиками истины являются объективность, процессуальное^, конкретность.

Объективность истины означает, что  хотя истина и не является свойством  самих объектов, а характеристикой знания о них, содержание этого знания будет истинным только тогда, когда оно воспроизводит объект таким, каков он сам по себе, независимо от познающего его человека.

Процессуальность истины выражается в том, что полное, исчерпывающее знание о всей действительности в целом невозможно. Объективный мир неисчерпаем, человечество с каждым новым поколением все глубже и полнее познает мир, но вместе с тем расширяются пределы непознанного. Для выражения этой стороны истины используется понятие относительной истины.

Однако неправильно утверждать, что всякое знание только относительно-истинное, то есть неполное, недостаточное, неточное. Знание о каком-то определенном фрагменте действительности может быть полным и исчерпывающим. Такое знание обозначается понятием абсолютной истины. Например, абсолютно истинными являются утверждения: «Все люди смертны» и «Все волки — хищники». Абсолютная и относительная истины служат моментами одной и той же объективной истины. Относительная истина выступает моментом познания абсолютной, а некоторые абсолютные истины могут стать относительными.

Конкретность истины означает, что  она всегда определяется конкретными  условиями места, времени и другими  специфическими моментами. Игнорирование определенности ситуации, распространение знания за пределы его применимости превращает истину в заблуждение. Например, положение «Сумма внутренних углов треугольника равна 180°», истинное для плоскостей, при описании отношений на сферической поверхности становится заблуждением.

Заблуждение есть знание, не соответствующее своему предмету. Признание относительного момента в истине свидетельствует о том, что истина и заблуждение в ходе развития познания могут перетекать друг в друга. Например, в средние века заблуждением считалось, что Земля вращается вокруг Солнца, ведь многовековой опыт человечества свидетельствовал об обратном. Теперь положение «Земля вращается вокруг Солнца» стало абсолютной истиной, а «Солнце ходит вокруг Земли» — заблуждением.    

Размышления об истине и заблуждении приводят к вопросу «Что позволяет разграничивать истину и заблуждение?» Это вопрос о критерии истины. Разные философы критерий истины усматривают в разном. Одни таковым считают чувственный опыт и очевидность, другие — соответствие общему мнению людей или условному соглашению ученых, третьи — полезность, четвертые — Бога и священные книги. Но наиболее признанной в настоящее время точкой зрения является, та, которая заявляет, что критерием истины является практика людей.

Только тот объект познается, который вовлечен в деятельность человека, и чем больше и дольше он вовлечен, тем истин-" нее о нем знание. Из этого следует, что практика, так же как истина, процессуальна и может выступать в качестве и абсолютного критерия истины, и относительного. Как абсолютный критерий, практика (например, научный эксперимент) может опровергнуть какое-либо теоретическое положение. Даже в повседневной жизни часто заявления, которые нам кажутся ложными, мы стараемся проверить на практике.

В качестве относительного критерия практика сама развивается и совершенствуется, поэтому не всякое положение может быть тотчас доказано или опровергнуто ею. Когда фармацевты разрабатывают новое лекарство, несколько лет уходит на эксперименты по его применению на животных, еще несколько лет — на лечение им ограниченного числа людей, и лишь потом оно рекомендуется к массовому применению. Такие сложности связаны с тем, что требуется время на изучение всех последствий (основных и побочных, целебных и вредных) его воздействия на организм.

В ходе практической деятельности человечество вырабатывает частные критерии для проверки истинности знания в той или иной его отрасли. Такими частными критериями служат очевидность, здравый смысл, логическая правильность, внутреннее совершенство и др.

 

Научное познание, его  характеристики и уровни

 

Научным называется познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Основными характеристиками научного познания являются:

• исследование существенных, типичных, устойчивых свойств, связей и отношений;

•  объективность, т.е. стремление к «чистоте» исследования, без привнесения чего-либо, принадлежащего .субъекту; научное познание призвано только к поиску истины;

• строгая доказательность, опытная проверяемость, воспроизводимость результатов исследования;

•  систематичность знания, т.е. формирование целостной развивающейся системы понятий, теорий, гипотез и др., закрепленных в языке, часто искусственном .(например, язык математики, химии); язык науки — это язык строгих понятий, а не образов;

  • целенаправленное использование материальных (инструменты, приборы и оборудование) и идеальных (приемы и методы) средств получения знания;

• использование достижений познания для управления реальными процессами («внедрение в практику»).

Научная деятельность носит творческий характер. Творчество — это создание чего-либо принципиально нового, того, чего раньше не было. Научное творчество заключается в создании новых теорий, научных дисциплин, обнаружении новых явлений, введении новых понятий и терминов и т.п. Можно сказать, что ученый добывает знание, новое для всего человечества. В силу того, что творческая деятельность представляет собой движение в сфере неизвестного, решающую роль в ней играют внелогические факторы: интуиция, воображение, вера.

Вера как психическое состояние есть ожидание осуществления желаемого. На первый план в качестве компонента познания вера выходит в ситуациях неопределенности, выбора гипотез, теорий, научных традиций и проявляется в:

• доверии какой-либо определенной идее, теории, научной школе, принятии без доказательств некторых положений (аксиом и постулатов);

• уверенности в истинности выдвинутой гипотезы, когда истинность еще не доказана, в правильности пути научного поиска, собственной позиции;

• верности научному сообществу, что служит основой сотрудничества в исследовательском коллективе и научной школе.

Выделяют два уровня научного познания:

1) эмпирический — преобладает чувственный опыт, рациональное познание имеет место, но подчинено чувственному;

2) теоретический — преобладает рациональное познание, при подчиненном положении чувственного; однако при создании (формулировании) теории используются только формы рационального познания.

Граница между эмпирическим и теоретическим  познанием условна и подвижна. Эти уровни взаимосвязаны: эмпирическое познание поставляет данные для осмысления связей и закономерностей изучаемого объекта, а рациональное ориентирует на поиск новых данных.

 

Основные формы научного познания

 

Научный факт — предложение, фиксирующее эмпирическое (проверенное опытом) знание. Например, «Х-лучи не изменяют состояния урана» (П. Кюри).

Научная проблема — затруднение, преодоление которого возможно только с помощью научного исследования. Например, перед современной биологией стоит проблема обеспечения жизнеспособности клонированных особей.

Научная идея — интуитивное объяснение явления: без аргументации, осознания всей совокупности связей, позволяющих сделать вывод. Так, Архимеду, когда он опустился в наполненный до краев бассейн, выплеснувшаяся вода «дала» идею о том, что ее объем равен объему Архимедова тела.

Гипотеза — допущение или предположение, истинность которого не определена. Например, гипотезой было падение метеорита в районе Подкаменной Тунгуски в 1908 г., теперь же, после подтверждения, — это научный факт. В настоящее время равнозначными считаются гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти; гипотезой следует считать и суждение «Вселенная образовалась в результате Большого взрыва».

Самый действенный способ подтверждения  гипотезы — обнаружение предполагаемого (гипотетического) объекта, явления или свойства. Так подтвердилась гипотеза о планете Нептун. Но основным способом подтверждения, ввиду редкой возможности осуществления предыдущего, является выведение из гипотезы следствий и проверка их на истинность. Именно так подтвердилась гипотеза о Тунгусском метеорите. Если же находят хоть одно следствие, противоречащее гипотезе, то гипотеза считается ложной, опровергнутой.

Закон — отображение существенной, необходимой и повторяющейся связи между объектами или явлениями; например, закон всемирного тяготения И. Ньютона.

Теория — наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности. Теория строится как система разных законов, относящихся к одной области, например, классическая механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна и др.

 

Методы современного научного познания

 

Наблюдение — непосредственное восприятие предметов и явлений без вмешательства в них самого исследователя.

Сравнение — сопоставление сходных свойств или характеристик разных объектов.

Эксперимент — активное вмешательство (физическое или мысленное — «мысленный эксперимент») исследователя в объект с целью получить о нем определенные знания. Экспериментальное познание считают главным признаком науки.

Наблюдение, сравнение, эксперимент  — это эмпирические методы, выполняющие  задачу исследования объектов. Задачу систематизации эмпирического знания выполняют такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация.

Анализ — расчленение (мысленное или физическое) познаваемого объекта на составные части.

Синтез — соединение, воспроизведение связей отдельных частей, элементов сложного явления и постижение целого в единстве.

Индукция — переход от знания отдельных фактов к знанию общего и существенного.

Дедукция — выведение конкретного знания из общего.

Аналогия — получение знания о неизученных объектах на основе их сходства с уже изученными.

Классификация — разделение множества объектов на несколько групп, а групп, в свою очередь, на несколько подгрупп по принципу общих для объектов существенных признаков.

Теоретическое исследование объекта  возможно при применении методов абстрагирования, формализации, мысленного эксперимента, моделирования.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных свойств предметов и отношений между ними при выделении сторон, интересующих исследователя.

Идеализация — мысленное конструирование объектов, невозможных в действительности (например, идеальный газ); при этом реальные объекты лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими.

Формализация — замена отношений между реальными объектами отношениями между знаками (пример — математическое уравнение).

Моделирование — замена объекта исследования моделью, т.е. схемой, структурой, знаковой системой, воспроизводящей изучаемые свойства объекта. Например, вместо проведения химической реакции ученый может составить уравнение реакции и выяснить, какие изменения произойдут с исходными веществами.

Систематизация теоретического знания осуществляется такими методами, как аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, исторический, системный.

Аксиоматический метод — способ построения теории, при котором в ее основу кладутся некоторые положения (аксиомы или постулаты), из которых выводятся по определенным правилам все остальные положения теории. Примером применения этого метода является геометрия Эвклида.

Гипотетико-дедуктивный  метод — основные положения теории формулируются в виде гипотез, из которых затем выводятся следствия, принципиально проверяемые в эксперименте; главный метод в естествознании, лингвистике, психологии.

Исторический метод — исследование возникновения и развития объектов в хронологической последовательности.

Системный метод или системный подход — исследование объекта в его целостности, используя знания, полученные разными науками.

 

Особенности социального  познания

 

Предмет социального познания —  общество, социальные отношения, в которых переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное. Общество познается через деятельность людей, и, главным образом, через результаты этой деятельности: текстовые и предметные.

Факты и теории связаны с оценками их с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т.п. Оценка — это определение значимости объекта (личности, предмета или явления) для человека, культуры, исторического прогресса. В оценках отражаются мировоззрение, политические и нравственные убеждения исследователя. Тем не менее, исследователь должен быть предельно объективен, беспристрастен по отношению к изучаемому объекту.

Социальное познание ориентировано  на исследование, главным образом, качества (исторической и культурной значимости), а не количества (повторяемости). Такое исследование направлено на единичное, конкретное, но на основе общего, закономерного.

В социальном познании затруднено, а  в большинстве случаев и невозможно проведение эксперимента. Методы познания социальной действительности основаны на абстрагирующей способности человека. Если в естествознании формой постижения объектов является монолог (природа безмолвна), то в социальном познании — диалог (людей, текстов, культур). Диалогическое познание выражается в процедурах понимания: погружения в мир смыслов «объекта» (иногда говорят, что объект и субъект социального познания совпадают), интерпретацией (истолкованием) его слов, чувств, стремлений.

В социальных науках по причине разных ценностно-смысловых ориентации исследователей и подвижности эмпирических данных отсутствуют общепризнанные теории.

Информация о работе Общество как сложная динамическая система