Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат
О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.
Эволюция и революция
В динамике общества различают эволюционный и революционный пути развития.
Эволюция — это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении. Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.
Революция — это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому. Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.
С эволюционным и революционным путями общественного развития (иногда только с эволюционным) связывают путь реформирования, который естественно сопутствует общественному прогрессу и распространяется на все области человеческой жизнедеятельности. Реформы — это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества. Реформы призваны вывести общество из кризиса и обеспечить ему стабильное существование.
Общество непрерывно изменяется и достигает нового уровня развития, само развитие — альтернативно: путем революции или эволюции. Эволюционные и революционные преобразования общества всегда сопровождаются реформированием, которое может носить по отношению к отдельным социальным общностям или личностям негативный или позитивный характер.
Культура и цивилизация
Культура (от лат. «культура» — возделывание) — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура — это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы — все, на чем лежит «печать» деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека — тоже продукт общественной деятельности).
Термин «цивилизация» используется в нескольких смыслах.
• Историческая ступень развития человечества, следующая за варварством (дикость варварство цивилизация). Ее основные признаки: деление общества на классы, государство, города, письменность.
• Характеристика единства национальных культур определенного региона или (и) на определенном историческом отрезке (например, цивилизации Древнего Востока, античная цивилизация и т.д.). Данное понятие обозначает совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и других структур, отличающих одну историческую общность людей от другой.
• Высокий уровень развития материальных благ и способов их потребления.
Кроме того, цивилизацию связывают с высоким уровнем развития технологий, общественного порядка, признанием ценности личности, личной свободы, экономического процветания.
Типология цивилизаций: цивилизационный подход
Понимание цивилизации как особенной материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран или народов связано с так называемым цивилизационным подходом к истории. Цивилизационный подход отрицает единство всемирно-исторического процесса и заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой этого развития считается не способ производства как при формационном подходе, а духовная культура («дух народа», религия, мировосприятие и т.п.). Цивилизационный подход был разработан Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби. Данилевский в истории человечества выделял 12 цивилизаций — «культурно-исторических типов» в его терминологии: египетскую, китайскую, ассиро-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую, мексиканскую и перуанскую. Шпенглер писал о 8 автономных (т.е. изолированных и самостоятельных) культурах: египетской, индийской, вавилонской, китайской, майя, греко-римской, западноевропейской. Под культурой Шпенглер понимал определенное единство форм мышления, а под цивилизацией — этап упадка культуры, характеризующийся переходом от качественного развития элементов культуры к их количественному наращиванию. Тойнби указал 13 развитых локальных цивилизаций, из которых 5 (западная, православная, исламская, индийская, китайская) сохранились до нашего времени.
Недостатком цивилизационного подхода является невозможность при его применении увидеть единую историю человечества.
Положительные моменты этого подхода в следующем:
• позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их своеобразии;
• ставит в центр исследования человека и его духовную жизнь;
• позволяет обратить внимание на накопление духовных ценностей, непрерывность исторического процесса, показать взаимосвязи и преемственость национальных культур.
Типология цивилизаций: стадиальный подход
В американском обществознании распространен так называемый стадиальный подход к истории. Его представители (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер) считают, что все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях. Критерием выделения стадий является уровень развития техники и технологий. Так, О. Тоффлер выделяет три стадии (цивилизации):
1) аграрная цивилизация;
2) индустриальная цивилизация;
3) информационная (постиндустриальная) цивилизация.
Характерные черты аграрной цивилизации (т.е. традиционного общества):
• преобладание в экономике натурального хозяйства и аграрного производства;
• подчинение государством общества;
• жесткая иерархичная структура общества (сословность), низкая социальная мобильность;
•преобладание коллективных начал над частными, подчинение личности обществу;
• регуляция общественных отношений, главным образом, с помощью обычаев и традиций.
• неразрывная связь с природой. Характеристики индустриальной цивилизации:
• бурное развитие тяжелой промышленности, фабричная организация производства, внедрение науки в сферу производства;
•развитые товарно-денежные (рыночные) отношения, наличие общенационального рынка;
• высокая социальная мобильность;
• индивидуализм и инициативность личности;
• стремление господствовать над природой.
Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) обладает следующими характеристиками:
• социальной направленностью экономики (производство товаров массового потребления, развитие сферы услуг); • развитием информационной техники и технологий;
• развитием правовой регуляции общественных отношений.
• применением ресурсосберегающих технологий.
• экологическими проблемами.
Переход от аграрного общества к индустриальному произошел в результате промышленного переворота, когда на смену мануфактурному производству пришло машинное, вместо воды и ветра главным источником энергии стал каменный уголь, а впоследствии — нефтепродукты. Переход от индустриального общества к постиндустриальному был подготовлен научно-технической революцией.
Научно-техническая революция
Научно-техническая революция (НТР) — это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор общественного производства. НТР характеризуется:
• превращением науки в непосредственную
производительную силу, то есть высокой
наукоемкостью техники и
• интенсификацией производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному технологическому обновлению, ресурсосбережению (снижению энергоемкости, материалоемкости, капиталоемкости, трудоемкости производства);
• сокращением ручного труда, преодолением противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, производственной и непроизводственной сферами;
• созданием новых источников
энергии, а также материалов, организмов
с заранее заданными
• развитием средств массовой коммуникации.
НТР — событие второй половины XX века. Можно говорить о трех ее этапах:
1) конец 40-х — 60-е гг. — овладение атомной энергией, возникновение кибернетики, появление телевизионной сети, выход в космос;
2) 70-е — середина 80-х гг. — создание микропроцессоров, развитие электронно-вычислительной и робототехники, широкая автоматизация производственных процессов;
3) середина 80-х — 90-е гг. —
появление персональных
Социальные последствия НТР:
• ориентация экономики на удовлетворение самых разных запросов человека, выпуск разнообразных предметов потребления;
• возрастание роли творческих элементов в трудовой деятельности. Человек выводится за пределы непосредственного процесса производства, выполняя функции проектировщика, наладчика регулировщика, контролера;
• резкий рост численности городского населения;
• господство массовой культуры;
• интернационализация культурной жизни;
• планетарная коммуникация (возможность общения в любой точке Земли с адресатом, находящимся в любой другой ее точке);
• рост образованности всех слоев населения;
• повышение эффективности здравоохранения;
• появление глобальных проблем.
Общественный прогресс и его критерии
Общественный прогресс — это направление общественного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие «общественный прогресс» применяется не только к обществу в целом, но и к его отдельным подсистемам. Идея общественного прогресса оформилась лишь к XVII в., когда возникло научное знание, прирастание и развитие которого были очевидны. До этого ход истории понимался либо как круговорот событий, либо как ухудшение (регресс) состояния общества от поколения к поколению. В средние века христианские богословы представляли историю как линейное движение, но не прогрессивное и не регрессивное, а к предначертанному Богом ее концу.
В XVIHXVIII вв. критерием общественного прогресса считали рост науки и разума. Однако этот критерий оказался слишком узким, потому что он применим только к европейской истории Нового времени. И. Кант отметил в качестве критерия общественного прогресса замену деспотизма природы диктатом разума. Но философы XIX в. отмечали, что человек, освобождаясь от зависимости перед стихийными силами природы, попадает под гнет стихийных сил общества (социально-политического неравенства, эксплуатации, войн и проч.). Поэтому критерием социального прогресса было предложено считать нравственность в тех или иных ее формах. Так, русские народники (Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров) усмотрели критерий в том, насколько укореняются в обществе идеалы истины и справедливости. К. Маркс считал критерием общественного прогресса свободу человека, самым важным показателем чего выступает уровень развития производительных сил. В современной обществоведческой мысли критерием социального развития признается качество жизни — комплексный критерий, включающий уровень развития производительных сил, общественных институтов, благосостояние, свободу и возможность творческого развития, знания, духовно-нравственное состояние общества.
Общественный прогресс нельзя понимать как ровное последовательное движение к более совершенному обществу. История знает много случаев стагнации (общественного застоя), сломов и обрывов, откатов назад. Общественное развитие противоречиво. Эта противоречивость обусловлена разными темпами развития как различных компонентов социальной жизни (например, научно-технический прогресс в последние десятилетия переживает бурный рост, чего нельзя сказать о нравственности), так и различных стран. Причем в ходе общественного развития интересы одних стран входят в противоречие с интересами других, возникают кризисные состояния, способные оказать влияние на развитие всего человечества. Если раньше социальный прогресс условно изображали в виде восходящей прямой линии, то сейчас линию прогресса рисуют в виде ломаной или спирали.
Указанные противоречия можно
образно назвать ценой
Смысл и направление истории
Под смыслом истории понимается, во-первых, содержание, значение истории, во-вторых, ее цель, в-третьих, ее разумное основание.
Христианское богословие видит смысл истории в осуществлении божественного замысла спасения человека, а направление истории — в движении к ее концу («концу света»). Просветительские теории усматривали смысл истории в осуществлении «естественного закона» разума, а направление — в движении к «царству разума и справедливости». Г. Гегель считал, что история сама по себе разумна и представляет последовательные стадии самопознания Абсолютного Духа. Смысл истории и состоит в этом самопознании Абсолютного Духа (Бога) через деятельность субъективного духа (человека). Согласно учению немецкого философа XX в. Карла Ясперса смысл истории — в так называемом «осевом времени» — периоде между 800 и 200 гг. до н. э. — эпохе, в которой сформировались ценности и категории мышления общие для всего человечества. А направление истории — от одного осевого времени к другому.
Существуют философские школы, отрицающие в истории какой-либо смысл и определенное направление. Так, для марксизма общее направление исторического развития — возрастание свободной сознательной деятельности человека и выход из-под власти стихийных сил, в основе чего лежит развитие производительных сил. Но какого-то единого смысла у истории нет, потому что цели и идеалы, с позиций которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории. Некоторые социологи XX в. (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин) ведут речь не о направлении истории, а о социальных изменениях, не имеющих однозначной направленности или цикличных.
Информация о работе Общество как сложная динамическая система