Общество как сложная динамическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Файлы: 1 файл

Obshestvoznanie.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

 

Эволюция и революция

 

В динамике общества различают эволюционный и революционный пути развития.

Эволюция — это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении. Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.

Революция — это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому. Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

С эволюционным и революционным путями общественного развития (иногда только с эволюционным) связывают путь реформирования, который естественно сопутствует общественному прогрессу и распространяется на все области человеческой жизнедеятельности. Реформы — это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества. Реформы призваны вывести общество из кризиса и обеспечить ему стабильное существование.

Общество непрерывно изменяется и достигает нового уровня развития, само развитие — альтернативно: путем революции или эволюции. Эволюционные и революционные преобразования общества всегда сопровождаются реформированием, которое может носить по отношению к отдельным социальным общностям или личностям негативный или позитивный характер.

 

Культура и цивилизация

 

Культура (от лат. «культура» — возделывание) — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура — это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы — все, на чем лежит «печать» деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека — тоже продукт общественной деятельности).

Термин «цивилизация» используется в нескольких смыслах.

•   Историческая ступень развития человечества, следующая за варварством (дикость        варварство     цивилизация). Ее основные признаки: деление общества на классы, государство, города, письменность.


•   Характеристика единства национальных культур определенного региона или (и) на определенном историческом отрезке (например, цивилизации Древнего Востока, античная цивилизация и т.д.). Данное понятие обозначает совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и других структур, отличающих одну историческую общность людей от другой.

•   Высокий уровень развития материальных благ и способов их потребления.

Кроме того, цивилизацию  связывают с высоким уровнем  развития технологий, общественного порядка, признанием ценности личности, личной свободы, экономического процветания.

 

Типология цивилизаций: цивилизационный подход

 

Понимание цивилизации как особенной  материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран или народов связано с так называемым цивилизационным подходом к истории. Цивилизационный подход отрицает единство всемирно-исторического процесса и заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой этого развития считается не способ производства как при формационном подходе, а духовная культура («дух народа», религия, мировосприятие и т.п.). Цивилизационный подход был разработан Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби. Данилевский в истории человечества выделял 12 цивилизаций — «культурно-исторических типов» в его терминологии: египетскую, китайскую, ассиро-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую, мексиканскую и перуанскую. Шпенглер писал о 8 автономных (т.е. изолированных и самостоятельных) культурах: египетской, индийской, вавилонской, китайской, майя, греко-римской, западноевропейской. Под культурой Шпенглер понимал определенное единство форм мышления, а под цивилизацией — этап упадка культуры, характеризующийся переходом от качественного развития элементов культуры к их количественному наращиванию. Тойнби указал 13 развитых локальных цивилизаций, из которых 5 (западная, православная, исламская, индийская, китайская) сохранились до нашего времени.

Недостатком цивилизационного подхода  является невозможность при его применении увидеть единую историю человечества.

Положительные моменты этого подхода  в следующем:

•   позволяет глубоко изучить  историю конкретных обществ и  народов во всем их своеобразии;

•   ставит в центр исследования человека и его духовную жизнь;

•   позволяет обратить внимание на накопление духовных ценностей, непрерывность исторического процесса, показать взаимосвязи и преемственость национальных культур.

 

Типология цивилизаций: стадиальный подход

 

В американском обществознании распространен так называемый стадиальный подход к истории. Его представители (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер) считают, что все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях. Критерием выделения стадий является уровень развития техники и технологий. Так, О. Тоффлер выделяет три стадии (цивилизации):

1) аграрная цивилизация;

2) индустриальная цивилизация;

3) информационная (постиндустриальная) цивилизация.

Характерные черты аграрной цивилизации (т.е. традиционного общества):

•  преобладание в экономике натурального хозяйства и аграрного производства;

•  подчинение государством общества;

• жесткая иерархичная структура общества (сословность), низкая социальная мобильность;

•преобладание коллективных начал  над частными, подчинение личности обществу;

• регуляция общественных отношений, главным образом, с помощью обычаев и традиций.

•  неразрывная связь с природой. Характеристики индустриальной цивилизации:

• бурное развитие тяжелой промышленности, фабричная организация производства, внедрение науки в сферу производства;

•развитые товарно-денежные (рыночные) отношения, наличие общенационального  рынка;

•   высокая социальная мобильность;

•   индивидуализм и инициативность личности;

•  стремление господствовать над природой.

Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) обладает следующими характеристиками:

• социальной направленностью экономики (производство товаров массового потребления, развитие сферы услуг); •   развитием информационной техники и технологий;

•   развитием правовой регуляции  общественных отношений.

•   применением ресурсосберегающих технологий.

•   экологическими проблемами.

Переход от аграрного общества к  индустриальному произошел в результате промышленного переворота, когда на смену мануфактурному производству пришло машинное, вместо воды и ветра главным источником энергии стал каменный уголь, а впоследствии — нефтепродукты. Переход от индустриального общества к постиндустриальному был подготовлен научно-технической революцией.

 

Научно-техническая революция

 

Научно-техническая революция (НТР) — это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор общественного производства. НТР характеризуется:

•   превращением науки в непосредственную производительную силу, то есть высокой  наукоемкостью техники и технологий, резким сокращением сроков от рождения новой научной идеи до ее производственного  воплощения;

•   интенсификацией производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному технологическому обновлению, ресурсосбережению (снижению энергоемкости, материалоемкости, капиталоемкости, трудоемкости производства);

•   сокращением ручного труда, преодолением противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, производственной и непроизводственной сферами;

•   созданием новых источников энергии, а также материалов, организмов с заранее заданными свойствами;

•   развитием средств массовой коммуникации.

НТР — событие второй половины XX века. Можно говорить о трех ее этапах:

1)  конец 40-х — 60-е гг. —  овладение атомной энергией, возникновение кибернетики, появление телевизионной сети, выход в космос;

2)  70-е — середина 80-х гг. —  создание микропроцессоров, развитие электронно-вычислительной и робототехники, широкая автоматизация производственных процессов;

3) середина 80-х — 90-е гг. —  появление персональных компьютеров и Интернета, развитие генной инженерии.

Социальные последствия НТР:

•   ориентация экономики на удовлетворение самых разных запросов человека, выпуск разнообразных предметов потребления;

•   возрастание роли творческих элементов в трудовой деятельности.  Человек  выводится  за пределы  непосредственного процесса производства, выполняя функции проектировщика, наладчика регулировщика, контролера;

•   резкий рост численности  городского населения;

•   господство массовой культуры;

•   интернационализация культурной жизни;

•   планетарная коммуникация (возможность общения в любой точке Земли с адресатом, находящимся в любой другой ее точке);

•   рост образованности всех слоев  населения;

•   повышение эффективности  здравоохранения;

•   появление глобальных проблем.

 

Общественный прогресс и его критерии

 

Общественный прогресс — это направление общественного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие «общественный прогресс» применяется не только к обществу в целом, но и к его отдельным подсистемам. Идея общественного прогресса оформилась лишь к XVII в., когда возникло научное знание, прирастание и развитие которого были очевидны. До этого ход истории понимался либо как круговорот событий, либо как ухудшение (регресс) состояния общества от поколения к поколению. В средние века христианские богословы представляли историю как линейное движение, но не прогрессивное и не регрессивное, а к предначертанному Богом ее концу.

В XVIHXVIII вв. критерием общественного прогресса считали рост науки и разума. Однако этот критерий оказался слишком узким, потому что он применим только к европейской истории Нового времени. И. Кант отметил в качестве критерия общественного прогресса замену деспотизма природы диктатом разума. Но философы XIX в. отмечали, что человек, освобождаясь от зависимости перед стихийными силами природы, попадает под гнет стихийных сил общества (социально-политического неравенства, эксплуатации, войн и проч.). Поэтому критерием социального прогресса было предложено считать нравственность в тех или иных ее формах. Так, русские народники (Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров) усмотрели критерий в том, насколько укореняются в обществе идеалы истины и справедливости. К. Маркс считал критерием общественного прогресса свободу человека, самым важным показателем чего выступает уровень развития производительных сил. В современной обществоведческой мысли критерием социального развития признается качество жизни — комплексный критерий, включающий уровень развития производительных сил, общественных институтов, благосостояние, свободу и возможность творческого развития, знания, духовно-нравственное состояние общества.

Общественный прогресс нельзя понимать как ровное последовательное движение к более совершенному обществу. История знает много случаев стагнации (общественного застоя), сломов и обрывов, откатов назад. Общественное развитие противоречиво. Эта противоречивость обусловлена разными темпами развития как различных компонентов социальной жизни (например, научно-технический прогресс в последние десятилетия переживает бурный рост, чего нельзя сказать о нравственности), так и различных стран. Причем в ходе общественного развития интересы одних стран входят в противоречие с интересами других, возникают кризисные состояния, способные оказать влияние на развитие всего человечества. Если раньше социальный прогресс условно изображали в виде восходящей прямой линии, то сейчас линию прогресса рисуют в виде ломаной или спирали.

Указанные противоречия можно  образно назвать ценой прогресса. К ним следует добавить и противоречие между обществом и природой. Все эти противоречия выливаются в комплекс глобальных проблем современности.

 

Смысл и направление  истории

 

Под смыслом истории понимается, во-первых, содержание, значение истории, во-вторых, ее цель, в-третьих, ее разумное основание.

Христианское богословие видит  смысл истории в осуществлении божественного замысла спасения человека, а направление истории — в движении к ее концу («концу света»). Просветительские теории усматривали смысл истории в осуществлении «естественного закона» разума, а направление — в движении к «царству разума и справедливости». Г. Гегель считал, что история сама по себе разумна и представляет последовательные стадии самопознания Абсолютного Духа. Смысл истории и состоит в этом самопознании Абсолютного Духа (Бога) через деятельность субъективного духа (человека). Согласно учению немецкого философа XX в. Карла Ясперса смысл истории — в так называемом «осевом времени» — периоде между 800 и 200 гг. до н. э. — эпохе, в которой сформировались ценности и категории мышления общие для всего человечества. А направление истории — от одного осевого времени к другому.

Существуют философские  школы, отрицающие в истории какой-либо смысл и определенное направление. Так, для марксизма общее направление исторического развития — возрастание свободной сознательной деятельности человека и выход из-под власти стихийных сил, в основе чего лежит развитие производительных сил. Но какого-то единого смысла у истории нет, потому что цели и идеалы, с позиций которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории. Некоторые социологи XX в. (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин) ведут речь не о направлении истории, а о социальных изменениях, не имеющих однозначной направленности или цикличных.

Информация о работе Общество как сложная динамическая система