Общество как сложная динамическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Файлы: 1 файл

Obshestvoznanie.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

ОБЩЕСТВО

 

Общество как  сложная динамическая система

 

Общество — это объединение людей на основе трудовой деятельности, в результате которой формируется целостная система связей, отношений, действий, пронизывающих все сферы человеческой жизнедеятельности. Общество — это сложное многоуровневое явление жизни людей, которое характеризуется структурной и функциональной слаженностью, устойчивостью, динамизом, высоким уровнем саморегуляции и воспроизводства, и определяется, прежде всего, как:

• среда обитания человека, который в ней формируется как личность;

• способ взаимоотношений между людьми на межличностном и межгрупповом уровне;

• способ взаимоотношения людей, находящихся в различных формах и видах социальных объединений — сферах общественной жизни, социальных институтах, политические организациях;

• способ взаимодействия человека и природы, в котором человек, обособившийся от природы, выступает созидающей, изменяющей ее частью, а природа, по отношению к человеку, выступает естественным условием его существования;

•   условие создания материально-духовных ценностей и социальных норм, которые качественно характеризуют само общество.

О существовании общества как системы  можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Общество появляется и развивается  в результате материально духовной деятельности людей (создание орудий труда, языка, мифологии, религии, философии, науки и т.д.). Возникнув когда-то в результате труда, общество и сейчас организуется, развивается благодаря труду. Труд не только удовлетворяет материальные (пища, одежда, жилье и т.п.) и духовные (знание о мире, искусство и т.п.) потребности людей, но и ,формирует общество как систему социальных (общественных) связей и отношений между людьми.

Общество как способ жизнедеятельности  людей строится на причинно-следственных и функциональных связях, которые  обусловливают друг друга.

Причинно-следственные связи можно рассмотреть на примере взаимодействия основных сфер общества:

•   экономической  (отношения в области материального производства);

•   социальной (взаимодействие классов, страт, социальных групп;

•   политико-управленческой (деятельность государственных организаций, политических партий, общественных движений);

•   духовной (реализация форм общественного сознания — философии, науки, искусства и др.).

Изменения в какой-либо одной сфере  неизбежно приводят к изменениям в других сферах. Замена плановой или административно командной экономики на рыночную в нашей стране стала причиной изменений в социальной (появление предпринимателей и т.п.), в политико-управленческой (многопартийность) в духовной (свобода совести) сферах.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности функций: общества. Исходя из понятия сфер общества, можно выделить следующие функции:

•   производство жизненных благ;

•   систематизация производства;

•   воспроизводство и социализация человека;

•   распределение результатов труда;

•   узаконивание управленческой деятельности государства;

•   структурирование политической системы;

•   формирование идеологии;

•   историческая передача культуры и духовных ценностей.

Причинно-следственные и функциональные связи общества всегда реализуются в единстве.

 Для осуществления своих  целей и приоритетов общество  формирует общественные отношения и соответствующие структуры — социальные институты. Общественные отношения — это отношения, которые возникают между социальными группами и внутри них, в процессе создания материально-духовных ценностей и жизнедеятельности общества в целом. Принято различать общественные отношения материально производственной сферы и общественные отношения духовной сферы. Общественные отношения носят исторический характер и изменяются по мере, развития самого общества.

Социальные институты — это общественные образования (учреждения, нормы, культурные образцы, способы поведения), служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми. Современное общество насчитывает множество социальных институтов в различных сферах человеческой жизнедеятельности, важнейшими из которых являются институты собственности, разделения труда и заработной платы, государство, армия и политические партии, институты родства, брака и семьи, институты в сфере культуры.

 

Общество и природа

 

Общество можно рассматривать  как самоорганизующуюся систему взаимоотношений между человеком и природой. В этом случае общество представляется обособившейся частью природы. Человеческое общество отличается от остального мира природы (растений, животных) тем, что человек способен к созидающей деятельности, в результате которой он качественно влияет на саму природу.

Влияние человека на окружающую его  природную среду изменяет самого человека. Характер этого влияния зависит от уровня развития орудий труда, производственных технологий и т.п., от уровня развития самого человека, общества. Казалось бы, современный уровень развития производства, науки и общества дают человеку власть над природой и защищают его от различных природных катаклизмов. Однако, природа «сопротивляется» и сама влияет на изменение человека, общества. Необдуманное, потребительское отношение общества к природе обернулось для человека экологическим кризисом (исчезновение некоторых биологических видов, загрязнение биосферы и т.п.), техногенными катастрофами (авария на Чернобыльской АЭС и т.п.), появлением ранние неизвестных болезней (СПИД, атипичная пневмония и т.п.).

Природа — это бесконечная во всех проявлениях среда (космосфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т.д.), окружающая человеческое общество, не созданная им, но выступающая обязательным условием его существования.

Взаимодействие общества и природы  рассматривается в двух направлениях: во-первых, воздействие природы на общество, во вторых, воздействие общества на природу. В первом случае, природа выступает источником ,средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт — все это влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасов полезных ископаемых, плодородных почв, рыбных ресурсов) способствует общественному совершенствованию. Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся природных комплексов (извлечение из земных недр ископаемых, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и создания новых (устройство сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Взаимодействие природы и общества противоречиво. Противоречия зависят как от особенностей природы и характера ее преобразования, так и от особенностей общества и характера его воздействия на природу. Современный этап взаимодействия общества и природы привел к появлению экологического кризиса. Защита природы сегодня является мировой проблемой и решается на уровне ООН («Всемирная хартия защиты природы», 1982 г.), ЮНЕСКО (программа «Человек и биосфера, 1970 г.) и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом и обеспечивается силой закона. В России принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 г.).

Внеприродная сторона  жизни общества характеризуется  понятием «культура». Взаимосвязь общества и культуры прослеживается, если рассматривать культуру как общественный процесс. Универсальность культуры, многообразие ее форм (культура труда, мифология, религия, искусство и т.д.), свидетельствуют об органической связи культуры с общественной жизнью. Культура возникла вместе с обществом, под воздействием его запросов и потребностей. Изначально культура в обществе носила аккумулятивный характер развития, т.е. накапливала разнообразные социальные ценности (знание о мире, нравственные нормы, трудовой опыт и т.д.).

 

Объективные и субъективные факторы развития общества

 

Общество развивается в результате воздействия определенных факторов: объективных (независимых от воли и сознания человека) и субъективных (когда человек, социальные общности выступают в качестве «движущей силы» общественного развития).

К объективным факторам можно отнести:

•   противоречия, которые  закономерно возникают в процессе исторического развития общества (классовые  противоречия, противоречия между производительными силами и производственными отношениями, национальные противоречия);

•   социальный детерминизм  — объективный источник общественного развития, который характеризуется тем, что общество во всем его многообразии само выступает источником своего изменения и развития;

•   естественно-природный фактор, который действует в комплексе отношений «общество-человек»; изменение природной среды (экологическая проблема, техногенные катаклизмы и т.п.) объективно влияют на изменение самого общества.

К субъективным факторам относятся:

•   деятельность народных масс;

•   деятельность конкретных социальных общностей — классов, социальных групп, наций.

•   деятельность отдельных личностей.

Общество изначально основывается на деятельности людей, выступающей главным способом его существования. Деятельность людей — это и есть сама общественная жизнь, вокруг которой складывается система связей, отношений, действий. Реализация социальных законов, функционирование основных сфер общества, исторические события, разные состояния общества непосредственно связаны с деятельностью человека.

Социальные изменения, основанные на необратимом переходе общества к новым условиям жизни, называют общественным развитием. Общественное развитие представляет собой картину бесконечного многообразия, непохожести и уникальности исторических событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Исторический процесс всегда предполагает множество вариантов выбора. Многообразие путей и форм общественного развития выступает закономерным историческим условием существования общества. Оно отражает разнообразие внешних и внутренних аспектов жизни отдельных стран, отдельных народов, обусловливает переход общества из одного качественного состояния в другое.

 

Основные схемы общественного  развития

 

В настоящее время основными  схемами общественного развития считают линейно-восходящую, представленную в работах Г. Гегеля, К. Маркса, Д. Белла, У. Ростоу и др., и циклическую (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

Развитие общества по линейно-восходящей схеме предполагает, что оно проходит ряд последовательных, сменяющих друг друга этапов. Эти этапы характеризуются определенным уровнем производительных сил, мировоззрением, соответствующим накопленным знаниям, определенной системой коммуникаций и т.п.

Г. Гегель выделял три  ступени всемирной истории и  связывал их с историей Древнего Востока, античной Греции, христианской историей германских народов.

К. Маркс является основоположником формационного подхода к истории, он выдвинул теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений. Производительные силы — люди и средства производства — являются динамичной составляющей способа производства, а производственные отношения — инертной. Обострение противоречий между производительными силами и производственными отношениями разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к смене способа производства (экономического базиса) и соответствующей ему политико-правовой и идеологической надстройки, т.е. к новой общественно-экономической формации. К. Маркс определил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа.

Американский социолог Д. Белл отмечал доиндустриальную или  традиционную, индустриальную, постиндустриальную ступени исторического развития, а его соотечественник У. Ростоу — «традиционное общество», «переходное общество» (появление предпосылок капитализма), общество «периода промышленной революции» (сдвиг в сторону роста промышленного производства),

«индустриальное общество» (зрелость экономической и социальной системы), общество «высокого массового потребления» (современное общество).

Циклическая схема изменения общества предполагает, что исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга: период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности. Выделяют несколько форм циклических процессов: маятниковые, волнообразные, спиралевидные.

Информация о работе Общество как сложная динамическая система