Общество как сложная динамическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Файлы: 1 файл

Obshestvoznanie.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

5) бессознательная или сознательная формулировка речевой фразы;

6) восприятие и оценка ответной  реакции собеседника, корректировка .направления, стиля, методов общения.

Главным компонентом в средствах  общения является язык, обеспечивающий существование, передачу и усвоение общественно-исторического опыта человечества. Параллельно с языком используются неречевые средства: мимика, поза, взгляд (усиливают, дополняют или опровергают смысл фразы), жесты (служат для большей выразительности речи), дистанция между собеседниками (зависит от культурных и национальных традиций, «степени доверия» к собеседникам и т.д.).

Понятия общение и коммуникация не равны. Коммуникация представляет собой взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается информационный сигнал.

Коммуникация является однонаправленным процессом, информация направлена в  одну сторону, уменьшаясь в ходе ее движения отправителя к получателю. В общении оба партнера активны, -формация увеличивается, обогащается  в процессе циркуляции т кду' собеседниками. Общение нельзя сводить лишь к факту обмена информацией. Специфика общения — взаимовлияние одной юности на другую, установление взаимопонимания и самовыражение партнеров по общению.

Многообразие видов общения можно представить в следующих классификациях:

1) по контингенту участников:

•   межличностное;

•   личностно-групповое;

•   межгрупповое.

2) по отсутствию или наличию  промежуточных звеньев (например, телефон, почта):

•   непосредственное;

•   опосредованное.

3) по продолжительности контакта:

•   кратковременное;

•   длительное.

4) по законченности:

•   законченное;

•   незаконченное (прерванное). Функции общения:

•   информационная — обмен  информацией;

•   регулятивная —  координация  и управление деятельностью;

•   организационная — планирование, организация деятельности;

• культуротранслирующая — передача духовных ценностей, знаний, опыта, умений, навыков;

•   компенсаторная — снятие стресса, утешение, катарсис;

•   социализационная — становление  человека как личности, воспитание.

 

Творчество

Творчеством называется деятельность человека по созданию чего-либо качественно нового. Центральное место в творчестве занимает воображение. Оно обеспечивается знаниями, полученными в результате мышления, сопровождается эмоциями, связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и пр.). Творческое мышление обладает пластичностью (способно вырабатывать множество вариантов решения проблемы), подвижностью (возможно быстрое переключение с одного аспекта проблемы к другому), оригинальностью (порождает неожиданные решения).

Основные этапы творческой деятельности:

1) возникновение творческой идеи;

2) концентрация знаний, относящихся  к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

3) сознательная  и  бессознательная   работа над материалом, озарение;

4) проверка, доработка в процессе  реализации замысла. Творчество  в разных сферах имеет свои  особенности. Научное творчество направлено на открытие ранее неизвестных явлений, процессов, их связей и отношений в природе и обществе. Научное творчество предполагает установление закономерной связи явлений, фактов, событий, достигаемой в процессе деятельности мышления. Недостаточность имеющихся фактов или противоречия в логическом построении включает воображение, восполняющее недостающее звено в цепи фактов, положений. Дальнейшая творческая работа над проблемой заключается в доказательстве правомерности или ложности созданного воображением звена.

Изобретательство  заключается в нахождении способа применения научных данных в практической деятельности человека. Процесс творческой работы изобретателя подразделяется на семь стадий:

1)  период интеллектуальной готовности;

2) усмотрение проблемы;

3) зарождение идей — формулировка  задачи;

4) поиск решения;

5) открытие принципа  изобретения;

6) превращение принципа в схемы;

7) техническое оформление изобретения. 

В литературном творчестве воображение играет иную роль но сравнению с научным творчеством. Автор меньше скован точными данными, фактами, может перемещать их во времени и пространстве, изменять и комбинировать. Важным моментом в творчестве писателя является симпатия — сопереживание, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и достоверно их выражать. Основные этапы литературного творчества:

1) возникновение идеи, замысла произведения;

2) накопление материала; 

3) отработка сюжета;

4) наполнение сюжета содержанием,  написание произведения.

 

Смысл жизни

Предназначение человека обусловлено  двойственной его природой как биосоциального существа. Установление гармоничных взаимоотношений между человеком и природой, выполнение своего естественного долга по сохранению и воспроизведению жизни в плане продолжения человеческого рода, а также сохранение жизни в целом как биологического феномена — в этом заключается предназначение человека, определяемое биологическим измерением.

Социальное измерение человека предполагает реализацию его сущности по отношению к обществу, истории, культуре. Человек должен создавать  материальные и духовные ценности в  процессе общественного труда, передавать знания и умения следующим поколениям, проявлять свои индивидуальные личностные качества в творчестве, т.е. вносить личный вклад в процесс усовершенствования, улучшения природной и социальной действительности.

 Целью жизни человека называется построение определенного жизненного эталона, идеала, ориентира и целенаправленное стремление воплотить его в бытии.

Смысл жизни человека заключается в понимании своего предназначения как биосоциального существа, нахождении жизненной цели и путей для ее реализации. Бытие человека без понимания смысла жизни вызывает состояние психологического дискомфорта, фрустрации, стресса, агрессии, чувства разочарования, неуверенности в завтрашнем дне, пустоты и бесцельности существования.

 Формирование объективного  содержания смысла жизни конкретно-исторично, изменяется в зависимости от мировоззренческих установок той или иной эпохи, от социально-культурного и социально-бытового контекста. Идеология, традиции, обычаи, убеждения, верования, заблуждения, система ценностей общества внедряются в человеческое сознание, определяя смысло жизненные ориентиры и приоритеты в поведении человека. Субъективное содержание смысла жизни обусловлено личностной иерархией ценностей, уровнем развития духовности, богатством внутреннего мира человека, личными убеждениями, жизненной ситуацией и т.д. Важнейшим аспектом проблемы смысла жизни является совпадение субъективных установок с общими положениями объективного содержания смысла жизни.

Проблема ценности жизни  человека имеет биологический, социальный, антропологический и другие аспекты. Биологическое значение жизни человека как части биосферы, существа, связанного со всем живым на планете, заключается в том, что он является частью природы. Социальный аспект ценности жизни человека лежит в его общественной сущности, в реализации своей уникальности, особенности посредством труда, творчества, общения. Антропологическая сторона проблемы в том, что только человек, благодаря разуму, способен оценить значение собственной жизни, жизни других людей и самого феномена жизни.

 

Личность как субъект  общественной жизни

Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» различно.

Человек — существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактное мышление, логическая память и т.д.), способное создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.

Индивид — единичный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Индивидуальность  — уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей.

Личность — субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Элементами структуры личности являются ее психологические свойства и особенности — «черты личности», сгруппированные в четыре подструктуры:

•   биологически обусловленная  подструктура — темперамент, тип  нервной системы, пол, возраст, конституция  тела;

•   особенности психических процессов — ощущения, восприятия, память, мышление, способности, зависящие от врожденных факторов и их развития;

•   индивидуальный социальный опыт — знания, навыки, умения, привычки, формирующиеся в процессе обучения и имеющие социальный характер;

•   направленности как,продукт  воспитания — влечения, желания, идеалы, интересы, убеждения, характер, мировоззрение.

Воспитание личности — это процесс целенаправленного воздействия человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Планомерность отличает воспитание от процесса, описываемого термином «социализация».

Социализация — процесс становления личности, усвоения индивидом социального опыта и его преобразования в собственные ценности, установки, ориентации, а впоследствии — их реализации в обществе. Понятие «социализация» имеет два аспекта. Первый заключается в том, что социальный опыт человек не просто пассивно принимает, а преобразовывает на качественно ином уровне. Второй аспект характеризует взаимодействие общества и личности, сформированной в ходе приобщения к общественной жизни. Становление личности осуществляется в деятельности, общении, самосознании путем расширения и усложнения социальных связей. Личность осваивает новые виды деятельности, умножает связи общения, формирует образ своего Я, что обеспечивает личностное развитие.

Главным показателем личности является ее общественная сущность. Личность — это субъект общественных отношений, деятель исторического развития общества. Объективные обстоятельства выявляют потребность общества в том, чтобы исторические события направлялись личностью определенного склада. В принципе, выдвижение конкретно данного человека на роль исторической личности является случайным фактом. В процессе исторической деятельности выявляются индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны личности, что приобретает огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы народа, нации, человечества. Однако качества личности, ее ум, воля, характер, знания, моральный облик могут изменить лишь частную форму событий, а не общее направление истории. Тем не менее, историческая обусловленность событий не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности перед обществом за поступки.

 

Поведение и самореализация личности

Действие, выполняя которое человек  осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл, называется поступком. Система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования во взаимодействии с другими людьми называется поведением.

Поведение, которое не согласуется  с ожиданиями общества, противоречит общепринятым нормам, называют девиантным (отклоняющимся) .

Самореализация личности — осознание личностью общественной востребованности своих способностей, знаний, таланта и успешная реализация познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного, художественного потенциала в контексте общественной деятельности.

Саморегуляция — регуляция личностью своего поведения и деятельности. Активность личности упорядочена, системна, целесообразна, согласована благодаря самоуправлению. Регулятивно-прогнозирующим духовно-смысловым центром личности является система самосознания — «Я». Для осуществления самоуправления формируются основные механизмы «Я»: контроля, согласования, санкционирования, усилия.

Контроль осуществляется произвольным вниманием, благодаря которому восприятие более полное и точное, действия скоординированы, мыслительные процессы не теряют целесообразности, логичности и т.д.

Согласование позволяет оценить, соотнести побуждения с основными установками личности, моральными нормами.

Согласование завершается санкционированием, т.е. утверждением намерения и определением плана действия.

Волевое усилие требуется в любом виде деятельности и пропорционально возрастает с усложнением деятельности. Усилие представляет важнейшее и специфическое проявление волевой саморегуляции личности.

 

Свобода личности и межличностные  отношения

Свободой называется возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями, интересами, желаниями, а не вследствие необходимости, внутреннего или внешнего принуждения.

             Под необходимостью можно понимать предопределение, судьбу, объективные законы и т.п. Идеи об отсутствии случайности и целесообразности в представлениях о мире лишают личность свободы, роли активного деятеля общественной жизни. Однако фактор необходимости как требование подчинения законам и правилам природной и социальной действительности является главным условием существования человека. Поэтому любые поступки человека обусловлены внешними обстоятельствами или внутренним миром человека. В этом случае реальная свобода человека понимается как выбор возможных вариантов поведения.

Информация о работе Общество как сложная динамическая система