Общество как сложная динамическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Файлы: 1 файл

Obshestvoznanie.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

•   террористическая тайная полиция;

•   монополия на средства массовой информации;

•   централизованная экономика.

Тоталитарный режим государственной  власти характеризуется взаимным порабощением членов общества, где все принимают участие в порабощении друг друга. Главная отличительная черта в механизме осуществления власти тоталитарного общества заключается в том, что человек как бы идентифицирует себя с государством и считает себя субъектом политической власти, хотя в действительности наблюдается полное его отчуждение от власти. Типичной чертой тоталитаризма является постепенное, неуклонное деклассирование общества. Одно из принципиальных условий функционирования тоталитарной системы — искоренение всего, что обеспечивает самостоятельность человека, а тем более какой-либо социальной группы. Для любого тоталитарного режима характерно также то, что он стремится взять на себя все больше обязанностей, пока не будет регулировать все стороны жизни общества и каждого отдельного человека.

Авторитаризм (лат. «ауторитас» — власть, влияние) — тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, но при наличии ее определенных ограничений. Авторитарность — односторонняя властность, господство управляющих над управляемыми. Формы: абсолютная монархия, диктатура, теократические и посттоталитарные режимы.

К авторитаризму могут привести пограничные способы разрешения политических проблем (реформы, перестройки, преобразования общества), а также революции и войны. Отличия от тоталитарного режима:

•   ограничиваются не личные, а  политические права и свободы;

•   режим опирается не на идеологию или политическую партию, а на армию, традиционную религию и т.п.;

•   не стремится создать и  внедрить в общество новую систему  ценностей, «нового человека» и  пр.;

•   нуждается в более широкой  и устоявшейся социальной базе, не ставит целью уничтожение гражданского общества и не носит всепроникающего характера;

•   более мобилен, восприимчив  к новациям, вместе с тем, направлен на сохранение традиционных структур;

•   имеет ограничения своей  власти: экономические (многообразие форм собственности), политические (зачастую опирается на блок партий или движений), социальные (не претендует на введение единообразия, уничтожение враждебных слоев, классов и т.п.), идеологические (допускает ограниченное и неявное существование, иных, кроме традиционных систем ценностей).

Общие черты с тоталитаризмом:

•   нет  легитимного механизма преемственности  и передачи государственной власти;

•   права  граждан и организаций сужены; серьезная политическая оппозиция запрещена; политическое поведение граждан и их организаций подвергнуто строгой регламентации и пр.;

•   в управлении  опирается  на жесткую  централизацию  государственной власти и командные методы руководства.

Если авторитаризм сохраняет основы автономии и будущего развития общества, он, как правило, медленно движется в сторону демократии.

Демократия (от греч. «дэмос» — народ, «кратос» — власть) — дословно означает народовластие. Поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования, под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признании ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и т.п. Одним из основных признаков демократии является соблюдение прав и свобод человека. Экономической основой демократии выступает рынок, позволяющий сделать человека экономически свободным, заинтересованным в своей деятельности, свободным от диктата политической власти. Ценность демократии состоит в том, что она обладает способностью к саморазвитию и самосовершенствованию в отличие от всех иных режимов. Но демократические порядки создаются относительно долго, путем осознания массами смысла и необходимости следовать демократическим принципам.

Существует множество моделей демократии, ее классификационных оснований. В зависимости от воли народа бывают демократии гомогенные и конкурентные, политического участия и элитарные. Различают также демократию прямую, непосредственную и опосредованную, представительную. К институтам представительной демократии относятся выборные органы и учреждения, а непосредственной — референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и др.

 

 

Политическая система  общества. Государство

Политическая система  общества — сложная совокупность институциональных структур общества, форм взаимодействия между ними, направленная на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.

Структурно политическая система  состоит из четырех подсистем:

•   институциональной — политических институтов;

•   субстанциональной — взаимоотношений  между институтами;

•   нормативно-культурной —  политических норм, сознания, культуры;

•   функциональной — политической деятельности, политического процесса.

Политическая система общества выполняет следующие функции: интегративную, мобилизационную, регулятивную, стратегическую, ценностную, охранительную и др. В зависимости от политического режима выделяют тоталитарную, авторитарную и демократическую политические системы; по характеру взаимоотношений со средой — открытую, закрытую и др. Главным институтом, выполняющим указанные функции политической системы и обеспечивающим ее целостность является государство.

Государство — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства:

•   силовая (Д. Юм, Л. Гумплович  и др.) — государство возникает в результате узурпации политической власти;

•   договорная (Т. Гоббс, Д. Локк и др.) — государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности;

•   экономическая (Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс) — к возникновению  государства приводят объективные  изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятельности индивидов;

•   патриархальная (Р. Филмер) —  государство возникает в результате естественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье;

•   органическая (Э. Берк) — государство  представляется «организмом», основанном на традиционных общественных установлениях;

•   теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский) — государство является отражением «небесных порядков», причем правитель — «помазанник Божий».

Государство отражает всеобщность  интересов человеческого рода в  отличие от сферы индивидуальных интересов гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Государство выделяется из общественного целого на той ступени своей исторической эволюции, когда его элементы получают автономное развитие (право, собственность, торговля), а отчуждение потестарной (т.е. властной, управляющей) функции от человека (собственности от производителя) имеет наивысшее значение.

Различаются как внутренние, так  и внешние функции государства. Внутренние: защита государственного строя, предотвращение и разрешение социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и прочих областях и др. Внешние: оборона от внешней агрессии, защита своих интересов во взаимоотношениях с другими государствами и пр.

Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления, (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с точки зрения устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и т.д.

В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные  и центральные органы власти. Для  демократического государства свойственна  система разделения властей

Государственный аппарат — совокупность учреждений, организаций, их работников, осуществляющих обслуживание сферы государственного управления всех уровней. Выделяют центральный, федеральный аппарат и аппарат субъектов федерации. Существуют аппараты негосударственных органов управления общественно-политической жизнью. К ним относятся аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления.

Государственный аппарат реализует  две взаимосвязанные функции. Во-первых, осуществляет решения руководства, политических элит и тем самым связывает их с населением. Во-вторых, через него проходит обратная связь населения с институтами государственной власти. Подобная роль, относительная независимость аппарата подчеркивают его особую значимость и необходимость в процессе государственного управления и руководства всех ветвей власти.

Особо важное место занимает аппарат  в системе органов исполнительной власти, поскольку в ней реализуются решения законодательной и судебной ветвей государственной власти.

 

Избирательная система

 

Для осуществления политических прав и интересов различных слоев  и групп населения в современном  государстве существует механизм отбора в органы государственной власти — избирательная система.

Избирательная система — это установленный в законодательном порядке процесс организации и проведения выборов в органы, институты государственной власти, состоящий из совокупности правил и приемов, ведущих к свободному волеизъявлению населения. Избирательная система состоит из множества взаимосвязанных элементов, определяющих ее функциональное назначение. Исходным среди них выступает избирательное право, т.е. право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти. В России это право получает гражданин, которому исполнилось 18 лет, когда он способен принимать решения, делать выбор и нести ответственность за последствия своих действий. Это активное избирательное право.

Пассивное избирательное право  — право избираться в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Оно определяется различными критериями, в частности, возрастом или сроком проживания гражданина на соответствующей территории России. Возраст кандидата не может быть менее 21 года при выборах депутатом Государственной Думы, законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы местного самоуправления. Глава исполнительного органа субъекта РФ должен быть не моложе 30 лет, кандидат в президенты — не моложе 35 лет и проживать в России не менее 10 лет.

Избирательную систему  характеризуют также механизм выдвижения кандидатов на государственные посты, и принципы, на основе которых проводятся выборы: всеобщность избирательных прав, равный вес голосов, свободный выбор, тайное голосование. В целом, избирательная система включает в себя порядок, процесс и основные принципы выдвижения кандидатов на государственные посты, организационно-содержательное и материальное обеспечение выборов, работу с избирателями и другие мероприятия.

   Избирательная система зависит от условий конкретной страны. Поэтому разнообразие избирательных систем в целом сводится к трем основным: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная  система — процедура определения результатов голосования, при которой избранным считается кандидат, набравший большинство голосов. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (более 50 %). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Это уже мажоритарная система относительного большинства, при которой кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства.

Мажоритарная система относительно проста и распространена во многих странах мира, позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте. В то же время имеет ряд недостатков. При ней действует принцип «Победитель получает все», т.е. один мандат в одном округе. При этой системе результаты выборов отражают только те голоса, которые поданы за победителей, а остальные не учитываются. Меньшинство, которое может быть значительным, оказывается вне органа власти. Иными словами, эта система часто не отражает соотношения социально-политических сил в стране. Она дорога, так как часто приходится проводить второй тур голосования, поскольку первый не выявил победителя.

Информация о работе Общество как сложная динамическая система