Общество как сложная динамическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Файлы: 1 файл

Obshestvoznanie.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

Пропорциональная система представительства — одна из самых распространенных избирательных систем, при которой нет единого победителя, поскольку она основана на соответствии между количеством голосов, поданных за партию, и количеством получаемых ею депутатских мест. Чем больше голосов получает партия на выборах, тем больше ее членов становятся депутатами. Достоинством этой системы является высокое представительство на общенациональном уровне. Такая система используется, в России с 1993 г.

   Однако порядок определения результатов голосования по, казалось бы, равной пропорциональной системе, оборачивается существенным недостатком из-за того, что многие социальные группы электората оказываются без своих представителей, так как их голосов не хватило, чтобы их представители перешагнули необходимый избирательный барьер.

Другие недостатки данной системы:

•   политические силы, не пользующиеся поддержкой электората страны, получают представительство в органах государственной власти;

•   при голосовании за партию, движение, а не за конкретных лиц нарушается непосредственная связь между кандидатами в депутаты и избирателями;

•   поскольку может отсутствовать  партия, набравшая абсолютное большинство голосов, то возникают проблемы с формированием правительства, внутрипарламентской демократией и др.

Таким образом, данная система представительства  может работать в полной мере только тогда, когда в обществе существует устоявшаяся партийная система с несколькими крупными и авторитетными политическими партиями.

Смешанная избирательная  система соединяет в себе элементы первых двух, когда одна половина кандидатов избирается по мажоритарному, а другая — по пропорциональному принципу. При грамотном ее применении в обстоятельствах каждого конкретного общества такая избирательная система позволяет избежать отдельных недостатков и мажоритарной, и пропорционально — представительской систем.

 

Политическая система  современной России

 

Политические процессы, происходящие в современной России, в общем  можно охарактеризовать как переходный период от посттоталитарного политического режима к демократическому. С этим и связаны все те противоречия, трудности и перспективы, которые проявляются в нашей стране в последнее десятилетие. Современная Россия живет по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 г. Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическим государством в форме президентской республики.

Во взаимодействии ветвей власти в  современной России произошел конституционный перекос в сторону чрезмерного раздувания полномочий исполнительной (и особенно президентской) власти. Так как парламент отстранен от формирования правительства, он фактически не отвечает за принимаемые решения и законы. Все это приводит тому, что законодательная власть больше занята внутрифракционными и партийными конфронтациями. В достаточной степени не определены права и полномочия федерального центра и 89 субъектов федерации. Указанные процессы действуют в сторону дестабилизации и дезинтеграции российской политической системы, что ставит под угрозу сам факт существования РФ как целостного государства.

В современной России законодательно оформлен принцип многопартийности, но считать партийную систему РФ сложившейся нельзя. Во-первых, большинство существующих партий таковыми на самом деле не являются, ибо не обладают классическим набором признаков, характерных для этого политического института. Во-вторых, налицо огромное количество организаций-однодневок, созданных либо под конкретного лидера, либо в интересах предвыборной борьбы. В-третьих, во многом у этих партий попросту нет своего устойчивого электората, а количество членов недостаточно для реализации хоть сколько-нибудь серьезной политической программы.

Наиболее значимой политической партией  современной России, оппозиционной  правительству, является КПРФ (лидер  — Г. А. Зюганов). КПРФ отличают четкая идеологическая программа, разветвленная сеть местных представительств, жесткая организационная структура и дисциплина. Электорат составляют лица преклонного возраста, социально-аутсайдерские слои, принявшие наибольший удар в результате качественной реформации (бывшие ИТР, работники ВПК и пр.). Традиционно позиции КПРФ наиболее крепки на Юге и в Центре России, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.

Демократическую оппозицию правительству  составляют «Яблоко» (лидер — Г. А. Явлинский, социальная база — жители крупных городов, предприниматели, лица с высшим образованием не старше 45 лет, студенчество) и «Союз правых сил» (СПС) (лидеры — Б. Немцов, И. Хакамада, А. Чубайс), который объединил под своей крышей представителей наиболее крупных финансовых и промышленных корпораций России.

Партиями, имеющими репутацию проправительственных и пропрезидентских, считаются правоцентристская «Единая Россия» и левоцентристская «Народная партия России».

Особое место занимает ЛДПР (лидер  — В. В. Жириновский). Не имея четкой идеологической позиции, ЛДПР обладает мощной финансовой базой, региональной сетью представительств, достаточной информационной поддержкой. Электорат партии составляют жители села и мелких городов, маргинальные слои, часть молодежи.

Политическая демократия в России носит во многом формальный и поверхностный характер именно потому, что фактически не изменились властные функции государства. В условиях неразвитости структур гражданского общества государство не в состоянии справиться с задачами всесторонней реформации общества. Средний класс — социальная основа демократии — в результате целого ряда просчетов в социально-политической области на данный момент практически не сложился, а более половины населения, еще недавно вполне успешного, скатилось на маргинальное дно. Политический режим в глазах общественного мнения все более приобретает черты корпоративной и коррумпированной сращенности политической и финансово-олигархической элит. В результате построения такой «демократии для немногих» налицо фактическое недоверие (до 90%) всем ветвям и органам власти подавляющей части российского общества.

Главным плюсом реформаторских процессов России последних десяти лет все же может считаться достижение плюрализма политического сознания, который, однако, носит пока характер политической гласности, но не гарантированной свободы слова (особенно в регионах).

 

Гражданское общество и  правовое государство

 

Гражданское общество — понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому (общественному), фиксирующее определенный уровень развития и степень зрелости общества в целом, специфическую историческую форму, состояние.

Основные функции гражданского общества:

•   компенсаторно-регенерирующая (самовоспроизводствая);

•   солидарная (объединяющая);

•   коммуникативная (общения);

•   социализации;

•   непосредственного жизнеобеспечения и социальной защиты.

Основными элементами ставшего гражданским  общества выступают:

•   персонифицированные отношения собственности, делающие из подданного государства гражданина, частное право и частная жизнь;

общественные объединения и  организации граждан, созданные без участия, финансирования и контроля со стороны государственных органов (они строятся на принципах самоуправления, самодеятельности и добровольности, причем самоуправление — сущностная характеристика отношений внутри подобных объединений);

•   механизмы и формы общественного  и муниципального самоуправления;

•   неангажированные государством средства массовой информации и коммуникации;

•   социальный договор как  основной регулятор гражданской  жизни.

Кроме того, к структуре  гражданского общества относятся частные благотворительные фонды и механизмы социальной адаптации (например, мигрантов или инвалидов). Историческим прообразом гражданского общества был античный полис, сменившийся в средневековье вольным городом-коммуной и средневековым цехом.

    Правовое государство — тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество выступают здесь равными субъектами права. При этом форма правления может быть различной: от демократической республики до конституционной монархии (например, в Великобритании).

Идея правового государства разрабатывалась в Европе и в США с начала Нового времени; классиками ее считаются Д. Локк, Т. Джефферсон, И. Кант и другие представители либерально-демократической традиции. Основой развивающегося правового государства является гражданское общество. Правовое государство выступает при этом представителем и гарантом многообразных интересов гражданского общества в политической сфере. Оно означает создание между властью и гражданином целой системы права, законодательства, регулирующей их взаимоотношения на договорной, контрактной основе. Роль правового государства сводится к установлению определенных, известных всем правил, или точнее говоря определенных законов. Верховенство права — принцип, положенный в основу любого государства, считающего себя правовым.

 

Местное самоуправление

 

Местным самоуправлением называется одна из форм организации публичной власти, сущность которой состоит в обеспечении самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения. Все способы установления взаимоотношений между государством и обществом являются способами формирования местной власти. Местное самоуправление является органической частью системы сдержек и противовесов, оно помогает найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами каждого отдельного муниципального или районного образования.

В сферу взаимодействия органов  государственной власти и органов местного самоуправления включаются следующие вопросы: установление предметов ведения местного самоуправления; возложение отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления; формирование его ресурсной, финансовой и материальной базы. Такое взаимодействие эффективно лишь в том случае, если оно понимается не как дополнение государственных органов или нижняя ступенька в их иерархии, но как относительно самостоятельный институт власти организационно обособленный от государственной власти.

Местное самоуправление — это способ организации местного сообщества, представляющий собой первичный уровень народовластия, который осуществляется через право населения на самостоятельность в формировании органов местного самоуправления и выработку механизмов, позволяющих решать вопросы избравшего их населения. Для этого требуется наличие законодательства, наделяющего их необходимой компетенцией и соответствующими правовыми гарантиями, а также наличие у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться. Реализация этих положений должна достигаться с помощью:

•   создания законодательной  и нормативной базы;

•   создания организационных  структур;

•   проведения разграничения полномочий, финансов и собственности между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

   В Российской Федерации местное самоуправление осуществляется населением через представительные и исполнительные органы самоуправления, а также непосредственно — путем проведения местных референдумов, сходов, собраний, конференций жителей и в других формах. Представительные органы выбираются населением в количестве от 5 до 25 делегатов (в зависимости от численности населения соответствующей территории) сроком на 4 года. В составе представительного органа работают постоянные депутатские комиссии и комитеты. Важные вопросы местного значения решаются на сессиях — собраниях депутатов (местный бюджет, отчет о его исполнении, установление местных налогов и сборов, программа развития территории и др.).

Местная администрация является муниципальным органом управления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. Во главе ее находится глава администрации. В составе местной администрации создаются отделы, управления, комиссии, в крупных городах — департаменты.

Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Однако его органы могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Основными принципами организации местного самоуправления являются:

•   самостоятельность в пределах полномочий;

•   многообразие форм организации;

•   защита прав местного населения  на самоуправление;

•   выборность органов;

•   участие населения в  выработке, принятии реализации решений по проблемам местного значения;

•   гласность и учет общественного  мнения;

Информация о работе Общество как сложная динамическая система