Общество как сложная динамическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Файлы: 1 файл

Obshestvoznanie.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

•   Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию; осуществляет в предусмотренных федеральных законом процессуальных формах надзор за деятельностью соответствующих судебных учреждений и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

•   Высший Арбитражный суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе высших органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, а обеспечивает их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ — Парламентом, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее. Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Президент имеет достаточно широкие полномочия практически  во всех сферах государственного регулирования: принимает решение об отставке Правительства РФ, распускает Государственную Думу, назначает судей федеральных судов, осуществляет руководство внешней политикой РФ, утверждает военную доктрину России и др. Президент РФ избирается непосредственно народом. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Срок полномочий главы государства 4 года, одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

 

Федерация, ее субъекты

 

Федерация — одна из разновидностей государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы (субъекты) имеют собственные законы и органы власти, но верховными являются единые общегосударственные законы и органы власти.

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Общее число субъектов — 89 и их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ. К числу принципов федеративного устройства России отнесены принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные ,по национальному принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер.

В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Равноправие народов проявляется  в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки.

 

Гражданство

 

Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и, прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства и т.д.). Такое положение характерно и для Российской Федерации.

В любом государстве проживают  люди, правовое положение которых  отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство — такие лица называются бивдтридами. Различия в правовом положении не являются дискриминацией, поскольку многие права принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т.е. своих граждан.

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. В главе «Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства (ст. 61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Зарубежные посольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений, что, однако, не означает обязанности оплачивать их долги и т.п.

Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства в Российской Федерации, является Закон о гражданстве от 28 ноября 1991 г. (с дополнениями и изменениями). Российская Федерация способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

Участие граждан в  политике и управлении

 

Гражданам Российской Федерации, согласно ст. 32 Конституции РФ, принадлежит  право участия в политике и управлении как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления стоит в центре всех процессов формирования органов государства. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей.

Право граждан иметь  доступ к государственной службе гласит о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии.

Право граждан участвовать  в отправлении правосудия призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Он предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации при наличии вакансий и профессиональном соответствии занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Право обращаться в государственные  органы и органы местного самоуправления предусматривает возможность граждан лично и коллективно обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпываются правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем.

 

Политические организации

 

Наряду с государством важную роль в осуществлении власти играют политические партии, которые также являются орудием власти. Партия — это одна из форм политической системы общества, возникающая на основе общности политических интересов граждан и ставящая своей целью завоевание политической власти. Признаки политической партии:

•   в отличие от других форм политической системы (объединений, движений и т.д.) стремится получить и удержать власть;

•   является носителем и выразителем  идеологии и теоретического сознания определенной социальной группы людей и, соответственно, ее политическим лидером;

•   имеет организационное  строение, членство, программные документы.

Общественные объединения — это формирования создаваемые по инициативе граждан на основе общности их интересов и не ставящие своей целью занятие хозяйственной или коммерческой деятельностью. В Российской Федерации законодательно закреплены такие организационно-правовые формы общественных объединений, как:

•   общественные организации;

•   общественные фонды;

•   органы общественной самодеятельности;

•   общественные движения;

•   религиозные организации.

Многопартийность в современных  условиях развития Российского общества является ярко выраженным конституционным принципом организации политической системы. Также многопартийность (или многопартийная система) является одним из важнейших условий функционирования правового государства. Политические партии как посредники между обществом и государством играют важную роль в подчинении государственного аппарата обществу. Именно через многопартийность, в основном, достигается открытое выражение интересов, целей, потребностей и намерений различных политических групп действующих в обществе.

   Наличие принципа многопартийности позволяет также вести в обществе организованный и регулярный диалог между представителями всех политических партий и течений, устанавливать и расширять зону консенсуса по основополагающим нормам политической деятельности, а, в конечном счете, нейтрализовать политический экстремизм. Также важной функцией многопартийности является создание условий, препятствующих возникновению монополии на политическую власть со стороны какой-либо одной партии.

 

Административное право

Нормы административного права  регулируют отношения в области государственного управления, установления х компетенции структур исполнительной власти, определения прав и ответственности государственных служащих. На одного субъекта возлагают юридические обязанности (например, на водителя автотранспорта), другому субъекту предоставляют права (например, инспектору ГИБДД). Административное право отличается от других отраслей права множеством субъектов. Субъектами административно-правовых отношений могут быть граждане, органы исполнительной власти, общественные и религиозные объединения, арендные и частные предприятия, коммерческие банки, иностранные фирмы.

В государственном управлении проявляется  положительная, организующая и творческая деятельность органов исполнительной власти по руководству экономикой, финансами, культурой, наукой, образованием, здравоохранением, охраной общественного порядка. Выделяются два вида государственного управления:

•   общее управление, которое воплощено в деятельности органов исполнительной власти общей компетенции. К ним относятся: Правительство РФ, правительство республик в составе Федерации, администрации краев, областей, городов федерального значения;

•   отраслевое управление находит свое выражение в деятельности органов отраслевого управления, которые на федеральном уровне представлены министерствами и другими ведомствами, а на уровне субъектов федерации — управлениями, департаментами и отделами.

Одним из видов юридической ответственности, наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной, выступает административная ответственность. Административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Административная ответственность  используется как важное средство борьбы с особым видом нарушений —  административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица — предприятия, учреждения, организации. Совершение нарушений административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные взыскания. Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. К ним относятся суды и судьи, комиссии по защите прав несовершеннолетних, администрация местного самоуправления, многочисленные органы исполнительной власти. Все они, реализуя свои полномочия, налагают на правонарушителей административные взыскания.

Административную ответственность  характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского порядка рассмотрения соответствующих дел и принятия по ним тех или иных решений. Особенность административной ответственности заключается также в том, что нередко при ее реализации материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое.

Гражданское право

Информация о работе Общество как сложная динамическая система