Общество как сложная динамическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

О существовании общества как системы можно говорить тогда, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут различаться между собой в разные исторические эпохи.

Файлы: 1 файл

Obshestvoznanie.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

•   ответственность органов  за принимаемые решения;

•   сочетание интересов местных  сообществ и государственных  интересов.

 

Политическая идеология

 

Политическая идеология представляет собой, прежде всего определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения своим идеям. Таким образом, политическая идеология — средство идейного обеспечения групповых интересов.

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, вследствие этого снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

Основные функции политической идеологии:

•   идейное овладение общественным сознанием;

•   внедрение в него собственных  критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

•   создание позитивного образа в глазах общественного мнения тех целей и задач политического развития, которые предлагаются партией, движением или другими силами;

•   стимуляция целенаправленных действий граждан во имя поддержки  и исполнения поставленных задач;

•   активное противодействие  конкурирующим доктринам и учениям;

•   ослабление политической напряженности за счет перевода противоборства сторон в область идейной полемики;

•   конструирование и поддерживание  групповых ценностей;

•   солидаризация, т.е. укрепление внутренней сплоченности группы.

В структуре политической идеологии  выделяются следующие уровни:

•   теоретико-концептуальный, на котором происходит формулирование основных положений и осуществляется иерархизация групповых представлений и ценностей;

•   программно-политический —  уровень инструментального оформления идей, выработанных группой, где принципы и идеалы переводятся в программы, которые служат нормативной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан;

•   актуализированный  уровень  характеризует степень освоения гражданами целей принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических действиях.

Идеология получает развитие в трех основных формах, которые отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры. К ним относятся консерватизм, либерализм и радикализм.

К консерватизму тяготеют политические силы, защищающие интересы наличной культуры, сложившиеся в ней традиции.

Либеральная идеология выражала содержание развитой промышленной культуры и в качестве основной ценности всегда выделяла равенство людей в правах и перед законом.

Радикализм, критически осмысливая реальность, нацеливал оппозиционеров в отношении к наличной культуре на революци-онно-реформационные действия по кардинальному преобразованию общества. Политическая и идеологическая история промышленной Европы представляет собой, по сути дела, историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.

 

Политическая психология

 

Политическая психология — одна из форм политического сознания, которая представляет собой совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с (политическими) институтами. Политическая психология представляет собой «практический» тип политического сознания. Это означает, что она характеризует те ощущения и воззрения людей, которыми они пользуются в повседневной жизни. К их отличительным чертам относят, прежде всего отображение людьми политических объектов сквозь призму своих непосредственных интересов и доступного им политического опыта. Повинуясь чувствам, люди подчиняют получаемую ими информацию собственным задачам, логике своих индивидуальных действий. Поэтому политическая психология тем больше влияет на ориентацию людей во власти, чем сильнее политика включается в круг их непосредственных интересов.

В структуре политической психологии выделяют индивидуальные и групповые формы сознания, обусловливающие содержание политических чувств и эмоций. К индивидуальным психологическим образованиям, порожденным межличностными связями человека с другими субъектами и институтами власти, относятся: персональный опыт; эмоциональные специфические реакции на внешние вызовы среды; определенная способность к самоанализу; особенности индивидуальной воли и памяти. В рамках групповой психологии обычно выделяют психический склад определенной группы (здравый смысл и групповое мышление, смелость, решительность, целеустремленность, душевность, раздвоенность, цельность и т.д.); привычные для большинства психические реакции на политические явления, дополняющие, групповой характер (устойчивые нравы, привычки, вкусы, настроения, иллюзии и т.п.), а также такие внутригрупповые явления, как коллективные страхи, слухи, паника, мода на групповые стандарты поведения и мышления и другие аналогичные явления.

Одно из главных различий идеологии  и политической психологии состоит в том, что, если идеология является продуктом специализированного сознания, плодом теоретической деятельности группы людей, то политическая психология формируется на основе практического взаимодействия людей друг с другом и с институтами власти.

Вследствие этого политическая психология является сама по себе — внутренне противоречивое явление. В отличие от идеологии, стремящейся подвести политические взгляды людей под некий общий знаменатель, политическая психология отражает политическую реальность во всем ее многообразии, допуская одновременное сосуществование самых разноречивых и даже противоположных эмоций. Поэтому в психологии всегда присутствуют различные и подчас противоречивые чувства: долга и желания освободиться от обязательств, потребность в самоуважении и жажда подчинения более сильному, общительность и чувство одиночества, осуждение власти и желание быть к ней поближе и т.д.

Сосуществование разнонаправленных  чувств и эмоций обусловливает неравномерный и скачкообразный характер развития реальных политических процессов. Благодаря этому свойству политической психологии в политике всегда присутствует элемент стихийности событий. Способность же психологии побуждать человека в кратчайшие сроки менять свои оценки придает особую силу ее воздействию на ее поведение. Политическая идеология может использовать это свойство влияния политической психологии в целях выражения и внедрения своих интересов в общественное сознание.

 

Политическая деятельность

Политическая деятельность — вид деятельности, направленный на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое.

Выделяют два основных направления  политической деятельности:

•   выработка политики;

• проведение политики в жизнь, осуществление.

Этапы осуществления политической деятельности:

•   оценка состояния, объекта;

•   прогноз, адаптация, предлагаемых мер к конкретным условиям существования объекта

•   корректировка деятельности в ходе и после принятых мер. В  процессе выработки и проведения политического решения в жизнь на разных этапах этого процесса в нем могут принимать участие: все население (референдум, выборы), госаппарат, законодательный орган, правящие и оппозиционные партии и т.п.

Поскольку политическая деятельность и политическая идеология — наиболее экспансивные формы общественного сознания и организации общества, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, ее слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией.

 

Политическая культура

 

Политическая культура — совокупность элементов культуры, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.

Политическая культура обладает следующей структурой:

•   познавательные ориентации — знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей;

•   эмоциональные ориентации — чувства, испытываемые к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет;

•   оценочные ориентации — представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями.

Типы политической культуры:

•    «патриархальная политическая культура» — общества, в которых не существует специализированных политических ролей, одновременно с политической руководители выполняют религиозные, социально-экономические и иные функции; полное отсутствие знаний о политике, полный отрыв от нее;

•    «подданническая политическая культура» — специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, но индивидуальная политическая активность остается низкой;

•    «активистская политическая культура» или «политическая культура участия — члены общества не только формулируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы.

Наряду с выделенными чистыми  типами были предложены три типа смешанных  политических культур:

•   патриархально-подданническая;

•   подданнически-активистская;

•   патриархально-активистская. Функции политической культуры:

•   идентификации — понимание  индивидом своей групповой принадлежности и определение приемлемых способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

•   ориентации — смысловое отображение политических явлений, понимание собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

•   предписания (программирования) — определение направленности и границ конструирования поведения человека;

•   адаптации — приспособление к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

•   социализации — приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права и интересы;

•   интеграции — обеспечение  различным группам возможность  сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;

•   коммуникации — взаимодействие субъектов и институтов власти на основе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В процессе реализации этих функций политической культуры возможно либо воспроизводство традиционных для общества форм политической жизни, либо порождение новых нетрадиционных для общества форм социальной и политической жизни, а также комбинирование элементов прежнего и нового, перспективного политического устройства.

 

Политическая социализация

 

Политическая социализация — включение граждан государства в систему политических отношений. К ее содержанию следует отнести развитие политического сознания, политической культуры, политической практики или опыта, электоральное воспитание, политическое участие и т.д.

Разные типы политических структур предполагают различные условия социализации. Так, патриархальная среда предполагает доскональное знание политических традиций и ритуалов. С раннего возраста политическое воспитание направлено на выработку состояния влюбленности и почитания субъектов управления и власти. В такой системе наблюдаются политические ориентации на интересы коллектива, которые концентрируются в личности представителей политической элиты. Легитимность (т.е. признание законности власти населением) при патриархальной социализации опирается на традиции. Лояльность по отношению к патриарху со стороны активных в политическом отношении личностей доводится до самопожертвования.

В обществе, в котором господствует подданнический тип политической культуры, основой социализации выступает абсолютная лояльность по отношению к любой структуре власти. Осуществляется нивелировка (усреднение) личности и выработка установки, что элита всегда права и борьба с ней невозможна. Личность при такой социализации имеет низкий уровень активности, самосознания, критичности, человеческого и политического достоинства.

Активистский способ социализации предполагает высокую гражданскую  и политическую культуру, владение системой прав и обязанностей гражданина и умение действовать эффективно в пределах закона.

По поводу характера  политической социализации в России нет единого мнения, поскольку  она не изучена в полной мере. Многие процессы социализации находятся  в сфере теневых отношений, носят  парадоксальный характер. Если демократия в России получит свое развитие, то политическая социализация превратится в серьезную проблему для общества, поскольку при неразвитости демократических механизмов реальная политическая культура и форма социализации носят все еще архаизированный характер.

Информация о работе Общество как сложная динамическая система