Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, дипломная работа
е целью работы выступает рассмотрение взаимосвязи способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков.
Задачами моей работы являются:
Описание особенностей подросткового возраста;
Рассмотрение процесса взаимодействия подростка со сверстниками;
Описание особенностей употребления подростками наркотиков в соответствии с типологией акцентуаций характера;
Рассмотрение теоретико-методологических подходов к определению свободного времени и досуга;
Описание содержания понятия «наркомания»;
Введение 3
Социальные показатели и индикаторы наркомании среди подростков. 7
2.1. Понятие девиантного поведения 7
2.2 Наркомания как одна из форм девиантного поведения 10
Формы и стадии употребления наркотиков среди подростков. 13
Мотивация подростковой наркомании. 15
2.5 Факторы, способствующие приобщению к наркотикам. 19
2.6 Результаты исследований наркомании среди подростков. 22
3.Социально-психологические особенности подросткового возраста и употребление наркотиков. 26
3.1 Общая характеристика подросткового возраста. 26
3.2 Подросток в группе сверстников. 28
Особенности характера подростков и употребление наркотиков. 32
4. Теоретико-методологические аспекты определения свободного времени и досуга. 37
Определение понятий свободного времени и досуга. 37
Структура и содержание свободного времени. 40
Результаты исследования свободного времени подростков. 42
Выводы. 47
Литература. 49
Приложение 1. Программа исследования взаимосвязи способов проведения
подростками досуга и употребление ими наркотиков. 53
Приложение 2. Вопросы для интервью в рамках исследования взаимосвязи
способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков. 56
Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный Университет им.В.Н.Каразина
Социологический факультет
Кафедра
прикладной социологии
Наркомания (как форма девиантного поведения)
в
проведении досуга подростков
Студентки дневного отделения
Ефремовой
Елены Викторовны
Научный руководитель:
профессор
Соболев Василий Александрович
Х А Р Ь К О В – 2002г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
2.1.
Понятие девиантного поведения
2.2 Наркомания как одна из форм девиантного поведения 10
2.5
Факторы, способствующие
2.6
Результаты исследований
3.Социально-психологические
особенности подросткового
3.1 Общая
характеристика подросткового
3.2
Подросток в группе
4. Теоретико-методологические
аспекты определения
Приложение 1. Программа исследования взаимосвязи способов проведения
подростками досуга и употребление ими наркотиков. 53
Приложение 2. Вопросы для интервью в рамках исследования взаимосвязи
способов
проведения подростками досуга и употребления
ими наркотиков. 56
В настоящее время наркомания как одна из форм девиантного поведения является одной из самых острых проблем общества Особенно тревожит наркомания среди подростков. Так как приобщение к наркотикам, как правило, происходит именно в подростковом возрасте. Наркомания влечет за собой серьезные последствия . Как известно, Кроме физического вреда , причиняемого наркоманом самому себе, существуют и социальные последствия наркомании . Большое количество наркоманов, а особенно подростки , не имеют высокого материального достатка, в то время, как цена на наркотик достаточно велика. Вследствие этого наркоманы идут на различного рода преступления, нередко тяжелые. Кроме этого зрительные галлюцинации, извращенное чувство времени и пространства, неадекватное восприятие действительности и другие характерные проявления эйфоризирующего эффекта служат причиной совершенно непредсказуемых действий, агрессивного поведения наркоманов и могут приводить к трагедиям.
Употребление наркотиков непосредственно связано с проведением досуга подростков, так как приобщение к наркотикам происходит именно в досуговый период, часто с помощью друзей, компании.
В
современных условиях в Украине
молодежь в основном еще лишена
возможности организованно
Досуг в данном случае понимается мной как часть свободного времени, направленная на отдых, развлечения.
Важным моментом, на мой взгляд, является проблема выбора подростком такого способа проведения досуга, как посещение клубов, дискотек, а также общение с друзьями, знакомыми. Так как, как уже было отмечено выше, именно друзья и знакомые выступают в роли «искусителей» первый раз попробовать наркотик.
Как
известно, наркоманы-одиночки – явление
крайне редкое, в основном подростки,
употребляющие наркотики, группируются
в неформальные «клубы», и нередко
стараются приобщить к
Особенности подросткового возраста широко рассмотрены в литературе. Прежде всего необходимо отметить известного российского психолога и социолога И.С.Кона. В работах «Психология ранней юности»(1989) и «Психология старшеклассника»(1982) им были рассмотрены важные аспекты психологии подростков: формирование их личности, мировоззрения и общественной активности; взаимоотношения со взрослыми, эмоциональные и эстетические сферы жизни юношей и девушек.
Необходимо
также отметить работу Т.В.Драгуновой
«Подросток»(1976), в которой также
рассматриваются характерные
Одним из самых значительных в Украине за последние годы исследований актуальных проблем подросткового возраста является исследование, проводимое социологами Харьковского национального Университета им. В.Н.Каразина в 1998-1999 годах. Его результаты описаны в монографии Л.Г.Сокурянской «Підліток у великому місті»(2000). В данной работе анализируется роль таких субъектов и агентов социализации подростков, как семья, образование, круг сверстников, средства массовой коммуникации. Особое внимание уделено влиянию телевидения на ценностный мир и поведение современной молодежи, ее жизненные стратегии, досуг, деструктивные проявления, состояние здоровья.
Что касается проблемы употребления наркотиков, и, в частности, подростковой наркомании, то большой вклад в изучение данной проблемы внес грузинский социолог А.А.Габиани. Под его руководством в 1969 и в 1974 годах в Грузии были проведены масштабные исследования, посвященные изучению наркомании. В целом было опрошено 1620 человек. Данные этого исследования были описаны в книге А.А.Габиани «На краю пропасти: наркомания и наркоманы».
Говоря о подростковой наркомании, то здесь нужно отметить работу киевских психологов и социологов «Наркомании у подростков»(1989), в которой были описаны психологические особенности подросткового возраста, факторы, предрасполагающие к развитию наркомании среди подростков, а также клинические симптомы при употреблении наиболее распространенных наркотиков и других психоактивных веществ, методы обследования подростков-наркоманов.
За последние года также было издано немало работ, посвященных наркомании. Прежде всего нужно отметить работу харьковских социологов из Университета Внутренних Дел «Молодежь и наркотики (социология наркотизма)»(2000), в которой широко рассмотрены различные аспекты наркомании среди молодежи.
Вследствие всего вышесказанного, объектом моего исследования является наркомания как одна из форм девиантного поведения, а предметом – взаимосвязь между употреблением подростками наркотиков и способов проведения ими досуга.
В результате целью работы выступает рассмотрение взаимосвязи способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков.
Задачами моей работы являются:
Методологической предпосылкой моей работы является теория символического интеракционизма, так как большое внимание в моем исследовании уделяется взаимодействию подростка с окружающими его людьми, в частности, со сверстниками, а также как это взаимодействие влияет на самого подростка. Кроме этого мной рассматривается процесс изменения типов социального поведения после того, как подросток становится наркоманом, а также экспектаций со стороны подростка и со стороны его ближайшего окружения.
Методом
исследования моей работы выступает
анализ литературы, в частности монографий,
научных статей, справочных изданий.
2.Социальные
показатели и индикаторы
2.1.Понятие девиантного поведения.
Девиантное поведение является категорией, с трудом поддающейся определению, так как она связана с нарушением общепринятых норм, а в обществе существуют различные по степени строгости нормы.
В самом общем виде девиантное поведение можно определить как поведение, действие, отклоняющееся от общепризнанных норм.1
Критерии девиантного поведения не однозначны и нередко бывает трудно определить то, какой поступок следует считать девиантным. По мнению Н. Смелзера «один и тот же поступок мог рассматриваться как серьезное преступление в эпоху, когда он был совершен, и как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений».
Девиантное поведение у многих людей ассоциируется с негативными проявлениями, хотя в действительности, как считает Н. Смелзер, более разумно считать девиацию «такой же естественной или нормальной формой поведения, как, например, конформизм. Тот факт, что общество создает стандарты (ожидания) поведения, подразумевает, что оно не всегда им соответствует».2
Н.Смелзер выделяет три основных компонента девиации:
Существуют
различные подходы к
Теория Ломброзо получила широкое распространение. Его последователи, в частности, известный американский психолог и врач У.Х. Шелдон подчеркивал важность строения тела. По его мнению, определенное строение тела означает присутствие характерных черт личности.
В последнее время биологическое объяснение девиации фокусируется на аномалиях половых хромосом (XY). Шотландские ученые обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень правонарушений.
Представители психологического подхода к определению причин девиации подчеркивают важность так называемых общих состояний: «умственных дефектов», «дегенеративности», «слабоумия» и «психопатии». Криминологи старались с помощью научных методов установить связь между названными состояниями и криминальным поведением. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. К примеру, З. Фрейд ввел понятие – «преступники с чувством вины», то есть люди, которые желают, чтобы их поймали и наказали, потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего «влечения к разрушению».4
Информация о работе Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков