Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, дипломная работа
е целью работы выступает рассмотрение взаимосвязи способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков.
Задачами моей работы являются:
Описание особенностей подросткового возраста;
Рассмотрение процесса взаимодействия подростка со сверстниками;
Описание особенностей употребления подростками наркотиков в соответствии с типологией акцентуаций характера;
Рассмотрение теоретико-методологических подходов к определению свободного времени и досуга;
Описание содержания понятия «наркомания»;
Введение 3
Социальные показатели и индикаторы наркомании среди подростков. 7
2.1. Понятие девиантного поведения 7
2.2 Наркомания как одна из форм девиантного поведения 10
Формы и стадии употребления наркотиков среди подростков. 13
Мотивация подростковой наркомании. 15
2.5 Факторы, способствующие приобщению к наркотикам. 19
2.6 Результаты исследований наркомании среди подростков. 22
3.Социально-психологические особенности подросткового возраста и употребление наркотиков. 26
3.1 Общая характеристика подросткового возраста. 26
3.2 Подросток в группе сверстников. 28
Особенности характера подростков и употребление наркотиков. 32
4. Теоретико-методологические аспекты определения свободного времени и досуга. 37
Определение понятий свободного времени и досуга. 37
Структура и содержание свободного времени. 40
Результаты исследования свободного времени подростков. 42
Выводы. 47
Литература. 49
Приложение 1. Программа исследования взаимосвязи способов проведения
подростками досуга и употребление ими наркотиков. 53
Приложение 2. Вопросы для интервью в рамках исследования взаимосвязи
способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков. 56
Нужно сказать, что только одно из 26 занятий в свободное время, которые были перечислены в анкете, а именно – пассивный отдых, выступают как самостоятельный фактор. «Полежать, посидеть, ничего не делая» любят достаточно большое количество подростков. Для 54% из них – это неотъемлемая часть повседневного способа жизни.
Но трата свободного времени на этом не заканчивается. 26% девушек и 46% юношей регулярно тратят свое свободное время на игры в домино и карты.51
Исследователи отмечают, что многолетние исследования проблем молодежного досуга свидетельствуют про существенные изменения, которые произошли в последние десятилетия в его структуре и содержании. Если в 60-70 годы главным видом деятельности молодежи было чтение, то сегодня такой доминантой выступает телевидение. Если раньше достаточно распространенным был активо-деятельностный тип использования свободного времени, то сейчас, а смену ему пришел развлекательно-рекреативный тип досуга как наиболее характерный для большинства. Появился такой вид досуга, который авторы исследования назвали пристижно-элитарным, так как он является доступным лишь для наиболее материально обеспеченных. Факторный анализ позволил отделить в самостоятельную группу взаимосвязанных занятий посещение эстрадных концертов, кафе, баров, игры в бильярд. Соединение этих видов деятельности характерно для 5,3% опрошенных респондентов, хотя ориентация на такой тип досуга является более распространенной.
Нужно отметить, что посещение дискотек, клубов также достаточно распространено среди подростков. Несколько раз в неделю проводят досуг таким образом 17% подростков, несколько раз в месяц – 40%.
Говоря о возрастном измерении структуры свободного времени, то выявилось, что с одной стороны не существует таких отличий. Но вместе с тем, прослеживаются достаточно заметные изменения в распространенности и интенсивности некоторых занятий по мере взросления подростков. Часть изменений носит природный характер, связана с увеличением самостоятельности молодежи, а также с присущими каждому периоду ранней юности особенностями. Именно к таковым относится увеличение насыщенности досуга различными формами общения со сверстниками. Оно у семнадцатилетних имеет практически вдвое больший удельный вес, чем у двенадцатилетних (каждый день проводят свободное время с друзьями 52% старших и 32% младших подростков). В целом встречи с друзьями, знакомыми занимают третье место в общей структуре свободного времени подростков.
Кроме этого выявилось, что по мере перехода к старшей возрастной группе стабильно сокращается численность тех, кто более-менее регулярно занимаются спортом, увлекаются художественным и техническим творчеством, имеют какое-либо хобби. Особенно заметно уменьшение распространения чтения художественной литературы как ежедневной потребности. Несколько меньше, но все-таки утрачивается интерес к периодичным изданиям (газеты, журналы), телевидению.
Таким образом, те виды деятельности, которые направлены на физическое. Интеллектуальное и культурное развитие личности постепенно (по мере взросления подростков) отходят на второй план, а первое место занимают те виды деятельности, которые в основном исполняют рекреативно-развлекательные и коммуникативные функции.
Говоря о влиянии учебного заведения на структуру досуга подростков, но непосредственной связи между этими факторами по большинству показателей исследователями не было выявлено. В то же время наблюдаются более-менее заметные колебания некоторых, но наиболее существенных, характеристик типа досуга.
Среднестатистический
фон создают ученики
Подытоживая
результаты исследования, исследователи
считают, что существуют все основания
для вывода про наличие достаточно существенных
деформаций в структуре досуга подростков,
про в основном, не рациональное использование
ими свободного времени.52
5. Выводы.
Делая выводы нужно сказать, что наркомания как форма девиантного поведения на сегодня приобретает угрожающие размеры во всем мире, в том числе и на Украине. Особенно беспокоит наркомания среди подростков. В сегодняшних условиях свободное время и, в частности, досуг, используются подростками стихийно, вследствие чего возрастает опасность приобщения подростков к различным формам девиантного поведения, в том числе и к наркомании. По данным исследований среди подростков преобладает рекреативно-развлекательный тип досуга и нерациональное использование свободного времени. Большое количество времени подростки тратят на общение с друзьями, что с одной стороны является естественной поведенческой реакцией подросткового возраста, а с другой стороны увеличивает риск приобщения к наркотикам, так как влияние друзей, знакомых занимает второе место среди причин употребления подростками наркотиков.
На подростковую наркоманию влияет множество различных факторов, среди которых, помимо группы сверстников, такие, как неблагополучная семья, доступность наркотических веществ для подростка, «мода» на наркотик. Немаловажными также являются и психологические факторы: привлекательность возникающих ощущений и переживаний, тип акцентуации характера, стремление к самоутверждению и др.
Нужно отметить, что наркомания влечет за собой серьезные последствия, как физические, так и социальные. К примеру, среди девушек-наркомонок катастрофически быстро растет проституция , и не ради возможности иметь красивые и модные вещи, а для того, чтобы приобрести наркотики. Опасность наркомании известна еще и тем, что она является существенным криминогенным фактором, так как высокая цена наркотика толкает неработающих подростков на различные преступления. Кроме этого употребление наркотических средств приводит к сужению круга общения подростка, и в конечном счете – к сплачиванию преступных группировок.
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод о необходимости
Приложение 1.
Программа исследования взаимосвязи способов проведения подростками досуга и употребление ими наркотиков.
Проблемная ситуация. Наркомания на сегодняшний день является важной проблемой общества. Во многих странах, в том числе и на Украине она приобрела характер эпидемии. Основная проблема наркомании заключается в том, что они ведет за собой серьезные последствия. Во-первых, это вред, причиняемый наркоманом своему здоровью, а во-вторых, – это вред, причиняемый обществу в целом. Важной проблемой общества также является подростковая наркомания. Поскольку приобщение к наркотикам происходит в основном во время проведения подростками досуга, важно понять, что толкает их проводить досуг таким образом, и существует ли зависимость (если существует, то какая) между способами проведения досуга подростками и употреблении ими наркотиков.
Объект исследования. Подростки г. Харькова в возрасте от 12 до 18 лет, употребляющие наркотики.
Предмет исследования. Взаимосвязь способов проведения подростками досуга и употребление ими наркотиков.
Цель исследования. Выяснить влияние способов проведения досуга на употребление подростками наркотиков.
Задачи исследования.
Основная гипотеза. Форма проведения досуга является одним из основных факторов употребления подростками наркотиков.
Гипотезы следствия.
Информация о работе Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков