Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, дипломная работа

Краткое описание

е целью работы выступает рассмотрение взаимосвязи способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков.
Задачами моей работы являются:
Описание особенностей подросткового возраста;
Рассмотрение процесса взаимодействия подростка со сверстниками;
Описание особенностей употребления подростками наркотиков в соответствии с типологией акцентуаций характера;
Рассмотрение теоретико-методологических подходов к определению свободного времени и досуга;
Описание содержания понятия «наркомания»;

Оглавление

Введение 3
Социальные показатели и индикаторы наркомании среди подростков. 7
2.1. Понятие девиантного поведения 7
2.2 Наркомания как одна из форм девиантного поведения 10
Формы и стадии употребления наркотиков среди подростков. 13
Мотивация подростковой наркомании. 15
2.5 Факторы, способствующие приобщению к наркотикам. 19
2.6 Результаты исследований наркомании среди подростков. 22
3.Социально-психологические особенности подросткового возраста и употребление наркотиков. 26
3.1 Общая характеристика подросткового возраста. 26
3.2 Подросток в группе сверстников. 28
Особенности характера подростков и употребление наркотиков. 32
4. Теоретико-методологические аспекты определения свободного времени и досуга. 37
Определение понятий свободного времени и досуга. 37
Структура и содержание свободного времени. 40
Результаты исследования свободного времени подростков. 42
Выводы. 47
Литература. 49
Приложение 1. Программа исследования взаимосвязи способов проведения
подростками досуга и употребление ими наркотиков. 53
Приложение 2. Вопросы для интервью в рамках исследования взаимосвязи
способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков. 56

Файлы: 1 файл

дип наркомания Соб.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

       Нужно сказать, что только одно из 26 занятий в свободное время, которые были перечислены в анкете, а именно – пассивный отдых, выступают как самостоятельный фактор. «Полежать, посидеть, ничего не делая» любят достаточно большое количество подростков. Для 54% из них – это неотъемлемая часть повседневного способа жизни.

       Но  трата свободного времени на этом не заканчивается. 26% девушек и 46% юношей регулярно тратят свое свободное  время на игры в домино и карты.51

       Исследователи отмечают, что многолетние исследования проблем молодежного досуга свидетельствуют про существенные изменения, которые произошли в последние десятилетия в его структуре и содержании. Если в 60-70 годы главным видом деятельности молодежи было чтение, то сегодня такой доминантой выступает телевидение. Если раньше достаточно распространенным был активо-деятельностный тип использования свободного времени, то сейчас, а смену ему пришел развлекательно-рекреативный тип досуга как наиболее характерный для большинства. Появился такой вид досуга, который авторы исследования назвали пристижно-элитарным, так как он является доступным лишь для наиболее материально обеспеченных. Факторный анализ позволил отделить в самостоятельную группу взаимосвязанных занятий посещение эстрадных концертов, кафе, баров, игры в бильярд. Соединение этих видов деятельности характерно для 5,3% опрошенных респондентов, хотя ориентация на такой тип досуга  является более распространенной.

       Нужно отметить, что посещение дискотек, клубов также достаточно распространено среди подростков. Несколько раз в неделю проводят досуг таким образом 17% подростков, несколько раз в месяц – 40%.

       Говоря  о возрастном измерении структуры  свободного времени, то выявилось, что с одной стороны не существует таких отличий. Но вместе с тем, прослеживаются достаточно заметные изменения в распространенности и интенсивности некоторых занятий по мере взросления подростков. Часть изменений носит природный характер, связана с увеличением самостоятельности молодежи, а также с присущими каждому периоду ранней юности особенностями. Именно к таковым относится увеличение насыщенности досуга  различными формами общения со сверстниками. Оно у семнадцатилетних имеет практически вдвое больший удельный вес, чем у двенадцатилетних (каждый день проводят свободное время с друзьями 52% старших и 32% младших подростков). В целом встречи с друзьями, знакомыми занимают третье место в общей структуре свободного времени подростков.

       Кроме этого выявилось, что по мере перехода к старшей возрастной группе стабильно сокращается численность тех, кто более-менее регулярно занимаются спортом, увлекаются художественным и техническим творчеством, имеют какое-либо хобби. Особенно заметно уменьшение распространения  чтения художественной литературы как ежедневной потребности. Несколько меньше, но все-таки утрачивается интерес к периодичным изданиям (газеты, журналы), телевидению.

       Таким образом, те виды деятельности, которые  направлены на физическое. Интеллектуальное и культурное развитие личности постепенно (по мере взросления подростков) отходят на второй план, а первое место занимают те виды деятельности, которые в основном исполняют рекреативно-развлекательные и коммуникативные функции.

       Говоря  о влиянии учебного заведения  на структуру досуга подростков, но непосредственной связи между этими  факторами по большинству показателей исследователями не было выявлено. В то же время наблюдаются более-менее заметные колебания некоторых, но наиболее существенных, характеристик типа досуга.

       Среднестатистический  фон создают ученики общеобразовательных  школ. От этой группы в ту или иную сторону отклоняются чаще всего характеристики деятельности в сфере досуга учеников специализированных школ и  ПТУ, в меньшей мере – учеников лицеев и гимназий. Так, для учеников спецшкол характерная большая распространенность занятий спортом, художественным и техническим творчеством. Вместе с тем они имеют заметно меньшие, чем другие возможности для отдыха. Свободное время учеников гимназий, лицеев сравнительно больше насыщено такими видами деятельности, как  чтение, просмотр телепередач, аматорские занятия. Наименее содержательна и рациональна структура досуга, характерная для учеников ПТУ. Так, если среди учеников лицеев, гимназий ежедневно общаются с друзьями 35% представителей этой группы, то среди учеников ПТУ – 55%. В то же время среди них практически в два раза меньше распространено чтение художественной литературы, участие в творческой деятельности, только 8% посещают более-менее регулярно театры, музеи, концерты (среди лицеистов таких 38%).

      Подытоживая результаты исследования, исследователи  считают, что существуют все основания для вывода про наличие достаточно существенных деформаций  в структуре досуга подростков, про в основном, не рациональное использование ими свободного времени.52 
 
 
 
 
 
 
 

5. Выводы.

       Делая выводы нужно сказать, что наркомания как форма девиантного поведения на сегодня приобретает угрожающие размеры во всем мире, в том числе и на Украине. Особенно беспокоит наркомания среди подростков. В сегодняшних условиях свободное время и, в частности, досуг, используются подростками стихийно, вследствие чего возрастает опасность приобщения подростков к различным формам девиантного поведения, в том числе и к наркомании. По данным исследований среди подростков преобладает рекреативно-развлекательный тип досуга и нерациональное использование свободного времени. Большое количество времени подростки тратят на общение с друзьями, что с одной стороны является естественной поведенческой реакцией подросткового возраста, а с другой стороны увеличивает риск приобщения  к наркотикам, так как влияние друзей, знакомых занимает второе место среди причин употребления подростками наркотиков.

       На  подростковую наркоманию влияет множество  различных факторов, среди которых, помимо группы сверстников, такие, как  неблагополучная семья, доступность  наркотических веществ для подростка, «мода» на наркотик. Немаловажными также являются и психологические факторы: привлекательность возникающих ощущений и переживаний, тип акцентуации характера, стремление к самоутверждению и др.

       Нужно отметить, что наркомания влечет за собой  серьезные последствия, как физические, так и социальные. К примеру, среди девушек-наркомонок катастрофически быстро растет проституция , и не ради возможности иметь красивые и модные вещи, а для того, чтобы приобрести наркотики. Опасность наркомании известна еще и тем, что она является существенным криминогенным фактором, так как высокая цена наркотика  толкает неработающих подростков на различные преступления. Кроме этого употребление наркотических средств приводит к сужению круга общения подростка, и в конечном счете – к сплачиванию преступных группировок.

       Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод о необходимости решительных мер по устранению такого явления, как наркомания, особенно среди детей и подростков. В частности:

    1. Ужесточение контроля по выращиванию, изготовлению и сбыту наркотических веществ.
    2. Организация охраны посевов мака и уничтожение дикорастущей конопли.
    3. Усиление работы по выявлению наркоманов.
    4. Разъяснительные беседы о вреде наркотиков в школах и других учебных заведениях.
    5. Увеличение мест организованного проведения досуга молодежи и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Литература.
  2. Андреева Г.М.Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. –М.: Аспект Пресс,1999.
  3. Артюх О.Р. Початок вживання ін`єкційних наркотиків/ Молоді люди, які вживають ін`єкційні наркотики: поінформованість, усвідомлення ризику ВІЛ-інфікування, поведінка. – К.:Представництво дитячого фонду ООН (ЮНІСЕФ) в Україні, 2001.
  4. Артюх О.Р. Види наркотиків./ Молоді люди, які вживають ін`єкційні наркотики: поінформованість, усвідомлення ризику ВІЛ-інфікування, поведінка. – К.:Представництво дитячого фонду ООН (ЮНІСЕФ) в Україні, 2001.
  5. Белановский С.А.Свободное интервью как метод социологического исследования // Социология – 4М. 1991. Т.2.
  6. Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптивности // СОЦИС, 2000,4.
  7. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: Статистика,1974.
  8. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. – М.: Мысль,1990.
  9. Гіденс Е. Соціологія / пер. с англ. В. Шовкун, А. Олійник; наук. ред.О. Іващенко. – К.: Основа,1997.
  10. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы: социальные проблемы быта и внерабочего времени. – М.: Наука,1972.
  11. Гришко А.Я. О наркомании среди подростков // СОЦИС,1990,№2.
  12. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. – М.:Мысль,1967.
  13. Гурко Т.А.Особенности развития личности подростков в различных типах семей // СОЦИС,1996,№3.
  14. Демичева А.В.Особенности девиантного поведения молодежи в условиях трансформации украинского общества // Вивчення молоді на сучасному етапі: питання методології та методики. Матеріали міжнародної науково практичної конференції. – К.:А.Л.Д., 1996.
  15. Драгунова Т.В. Подросток. – М.: Знание,1976.
  16. Дюркгейм Э. Норма и патология / Социология приступности. Под ред. Б.С. Никифорова. – М.:Прогресс,1996.
  17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.:Наука,1991.
  18. Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи. // СОЦИС, 2000,6
  19. Завьялов В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и здоровых // Психологический журнал,1986,№5.
  20. Зборовский Г.Е. , Орлов Г.П. Досуг – действительность и иллюзии. - Свердловск,1970.
  21. Иванова О.Б. Причины девиантного поведения юношей и подростков // Харьковские социологические чтения – 97.В 2-х частях, ч.2. – Харьков: Основа.
  22. Каменская Т.Г. , Подшивалкина В.И. Некоторые аспекты исследования образа потребления наркотиков в молодежной среде // Вісник ХДУ,2000,№792.
  23. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения // Вопросы психологии, 1998,№5.
  24. Кон И.Е. Психология ранней юности. – М.: Просвещение,1989.
  25. Кон И.Е. Психология старшеклассника – М.: Просвещение,1982.
  26. Коэн А. Исследование проблем социальной диорганизации и отклоняющегося поведения. – В сб.: Социология сегодня. – М.,1965.
  27. Культура досуга / под ред. В.П Пича, - Киев: изд-во при Киев. Ун-те,1990.
  28. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. – М.,1989.
  29. Леонгард К. Акцентуированые личности. – Киев:Вища школа,1981.
  30. Лукьянова Е.Е. Механизмы формирования криминогенной субкультуры  у подростков // Социальные проблемы современности украинского общества,1999.
  31. Личко А.Е Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. – М.: Медицина,1985.
  32. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение 2-е изд-е, Т.26,ч.3.
  33. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение 2-е изд-е, Т.26,ч.2.
  34. Молодежь и наркотики (социология наркотизма) / под ред. В.А. Соболева и И.П. Рущенко. – Харьков : Торсинг,2000.
  35. Наркомании у подростков / под ред. Битенского В.С. – Киев: здоровье,1989.
  36. Новые направления в социологической теории. – М.,1978.
  37. Ольшанский Б.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1992-1997 г.г.) // СОЦИС,1999,№6.
  38. Орлов Г.П. Свободное время и гармоничное развитие личности. –М.:Наука,1974.
  39. Паниотто В.И., МаксименкоВ.С. Количествееные методы в социологических мсследлваниях. Киев: Наукова Думка, 1986.
  40. Патрушев В.О. Время как экономическая категория. – М.,1966.
  41. Патрушев В.О., Артемов В.А. и др. Свободное время: проблемы и перспективы. – Новосибирск,1970.
  42. Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе. – М.:Наука,1974.
  43. Підліток у великому місті: фактори та механізми соціалізації. Колективна монографія / під ред. Л.Г. Сокурянської. – Харків:Видавничий центр ХНУ,2000.
  44. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1985.
  45. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996,№1.
  46. Пруденский Г.А. Время и труд. – М: Наука,1974.
  47. Про становище молоді в Україні (за підс. 1999р.): Щорічна доповідь президентові України, Верховній Раді України, Кабінету Менистрів України. – К.: Укр. Ін-т соціологічних досліджень,2000.
  48. Протидія епідемії ВІЛ/СНІДу  у молодіжному середовищі: знання, ставлення, поведінка. – Київ: ЮНІСЕФ, 2001.
  49. Свенецкий А.Л Интервью как процесс социально-психологического взаимодействия // Проблемы общей, социальной и инженерной психологии. Вып.2. Отв. Ред. Б.Г. Ананьев. Л.: ЛГУ,1968.
  50. Семенов В, МещеркинаЕ. Биографический метод в социологии: история. Методология и практика. М.: Институт Социологии РАН, 1994.
  51. Соболев В.А., Сердюк А.А. Наркомания как объект социологического анализа // Вісник ХДУ, 2000,№792.
  52. Социологический словарь / пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казаню Ун-та,1997.
  53. Скворцова Е.С. ,Сулабидзе Е.В. О распространенности алкоголизации, куркемя и наркотизации среди старшеклассников Нижнего Новгорода //СОЦИС,1997,№4.
  54. Свободное время и духовное багатство личности. – Минск,1983.
  55. Симонов В.П. Книга о трудных школьниках // Вопросы психологии,1998,№5.
  56. Савченко Е.А. О готовности старшеклассиков противостоять аморальным проявлениям  // Вопросы психологии,1997,№3.
  57. Смелзер Н. Социология / пер.с англ. – М.:Феникс,1998.
  58. Селлин Торстен Социологический подход к изучению причин преступности / Социология преступности, под ред. Никифорова Б.С. – М.:Прогресс,1966.
  59. Сурмин Ю.П. Девиация и социум : институциональный аспект // Харьковские социологические чтения, 1998.
  60. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады).
  61. Степанов В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся : Учебное пособие / Московская обл. педагогич. ин-т Н.К. Крупской. – М.: МОПИ,1991.
  62. Трегубов В.А. Свободное время молодежи : сущность,типология,управление. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та,1991.
  63. Тарасов С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников //  Вопросы психологии,1998,№4.
  64. Шурыгина Н.И. Жизненные стратегии подростков // СОЦИС,1999,№5.
  65. Шевченко Л.А. Девиантное поведение в условиях кризиса // Вісник ХДУ,1998,№414.
  66. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Осипова Г.В. – М.: ИСПИ РАН,1995.
  67. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социологической реальности. – М.:”Добросвет” 1999.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение 1.

       Программа исследования взаимосвязи  способов проведения подростками досуга и употребление ими наркотиков.

       Проблемная  ситуация. Наркомания на сегодняшний день является важной проблемой общества. Во многих странах, в том числе и на Украине она приобрела характер эпидемии. Основная проблема наркомании заключается в том, что они ведет за собой серьезные последствия. Во-первых, это вред, причиняемый наркоманом своему здоровью, а во-вторых, – это вред, причиняемый обществу в целом. Важной проблемой общества также является подростковая наркомания. Поскольку приобщение к наркотикам происходит в основном во время проведения подростками досуга, важно понять, что толкает их проводить досуг таким образом, и существует ли зависимость (если существует, то какая) между способами проведения досуга подростками и употреблении ими наркотиков.

       Объект  исследования. Подростки г. Харькова в возрасте от 12 до 18 лет, употребляющие наркотики.

       Предмет исследования. Взаимосвязь способов проведения подростками досуга  и употребление ими наркотиков.

       Цель  исследования. Выяснить влияние способов проведения досуга на употребление подростками наркотиков.

       Задачи  исследования.

    1. Выяснить способы проведения подростками досуга.
    2. Определить факторы, влияющие на употребление подростками наркотиков.
    3. Определить существование внутренних защитных установок у подростка в момент первой пробы наркотика.
    4. Определить мотивы употребления подростками наркотиков.
    5. Выяснить, какие наркотические средства употребляет подросток.

       Основная  гипотеза. Форма проведения досуга является одним из основных факторов употребления подростками наркотиков.

       Гипотезы  следствия.

    1. Приобщение подростка к наркотикам происходит в группе сверстников, употребляющих наркотики.
    2. Основным мотивом пробы наркотика является любопытство.
    3. Существенную роль в приобщении к наркотикам играют проблемы общения подростка в семье.
    4. Внутренние защитные установки против наркотиков в момент первой пробы у большинства подростков будут отсутствовть.

Информация о работе Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков