Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, дипломная работа

Краткое описание

е целью работы выступает рассмотрение взаимосвязи способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков.
Задачами моей работы являются:
Описание особенностей подросткового возраста;
Рассмотрение процесса взаимодействия подростка со сверстниками;
Описание особенностей употребления подростками наркотиков в соответствии с типологией акцентуаций характера;
Рассмотрение теоретико-методологических подходов к определению свободного времени и досуга;
Описание содержания понятия «наркомания»;

Оглавление

Введение 3
Социальные показатели и индикаторы наркомании среди подростков. 7
2.1. Понятие девиантного поведения 7
2.2 Наркомания как одна из форм девиантного поведения 10
Формы и стадии употребления наркотиков среди подростков. 13
Мотивация подростковой наркомании. 15
2.5 Факторы, способствующие приобщению к наркотикам. 19
2.6 Результаты исследований наркомании среди подростков. 22
3.Социально-психологические особенности подросткового возраста и употребление наркотиков. 26
3.1 Общая характеристика подросткового возраста. 26
3.2 Подросток в группе сверстников. 28
Особенности характера подростков и употребление наркотиков. 32
4. Теоретико-методологические аспекты определения свободного времени и досуга. 37
Определение понятий свободного времени и досуга. 37
Структура и содержание свободного времени. 40
Результаты исследования свободного времени подростков. 42
Выводы. 47
Литература. 49
Приложение 1. Программа исследования взаимосвязи способов проведения
подростками досуга и употребление ими наркотиков. 53
Приложение 2. Вопросы для интервью в рамках исследования взаимосвязи
способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков. 56

Файлы: 1 файл

дип наркомания Соб.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

       Российские  исследователи А.А. Гордон и Э.В. Клопов также определяли свободное время через его значимость для личности. По их мнению «свободное время – время самоценного поведения или, строже – время тех поступков и тех периодов деятельности, в которых присутствует самоценности (самоцельности)».39

       Кардинально иной подход к определению свободного времени  и досуга – это разграничение данных понятий. Большинство российских исследователей, придерживающихся данного подхода, основываются на положениях, сформированных в трудах К. Маркса. Он определял сущность свободного времени  в неразрывной связи с сущностью труда, то есть с необходимой деятельностью, которая важна для человека не столько сама но себе, сколько  своими внешними результатами. Говоря о свободном времени, К. Маркс подчеркивал, что это время «для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена  или осуществление которой является естественной необходимостью  или социальной обязанностью, - как угодно».40

       К. Маркс выделял два важнейших  элемента свободного времени:

    1. Досуг, заключающийся в совокупности видов деятельности, связанных главным образом с удовлетворением культурных потребностей восстанавливающего характера (различные виды отдыха и развлечений).
    2. «Более возвышенная деятельность», связанная с развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в создании и потреблении духовных ценностей).41

        Досуг и более  возвышенная деятельность различаются  тем, что в первое включаются и  затраты, относящиеся к явлениям, противоречащим культуре, а во втором они принципиально исключены.

        Вслед за К. Марксом, российский социолог Г.П. Орлов также  разграничивает понятия свободного времени и досуга. Он определяет досуг как «совокупность видов свободной деятельности, в ходе которой осуществляется  развитие членов общества путем удовлетворения непосредственно духовных и физических потребностей в основном  восстанавливающего характера».42

        Таким образом, в  соответствии с данным подходом, досуг  определяется как  часть свободного времени, которая используется для  отдыха и развлечений.

        Нужно отметить, что  западные социологи в большинстве  своем также придерживаются мнения о разграничении свободного времени  и досуга. Так, к примеру, французский  социолог Ж. Дюмарзедье определяет досуг  как совокупность занятий, которым личность может предаваться  по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информативность или образование, свое добровольное социальное участие – после выполнения профессиональных, семейных и общественных обязанностей.43

        Необходимо сказать, что в своей работе я также придерживаюсь данной точки зрения, согласно которой досуг является лишь частью свободного времени, которая направлена на  отдых и развлечения.

4.2. Содержание  и структура свободного времени.

       Для того чтобы наиболее полно уяснить  сущность свободного времени, необходимо знать его содержание и структуру.

       По  мнению Б.А. Трегубова содержание свободного времени – это «определенным образом упорядоченная совокупность видов деятельности и занятий, иначе говоря, весь реальны процесс культурно-досуговой деятельности, протекающих в определенных формах».44

       Известный российский исследователь Б.А. Грушин классифицировал основные способы проведения свободного времени. Это:

    1. Активная творческая (в том числе общественная) деятельность.
    2. Учеба, самообразование.
    3. Культурное или духовное потребление, имеющее индивидуальный характер (чтение книг, слушание радио и т.д.).
    4. Культурное (духовное) потребление, имеющее публично-зрелищный характер (посещение кино, театров, концертов, спортзрелищ).
    5. Физические занятия (спорт, туризм, загородные прогулки).
    6. Любительские занятия типа хобби.
    7. Занятия, игры с детьми.
    8. Товарищеские встречи.
    9. Пассивный отдых (ничегонеделание).
    10. Затраты времени, которые могут быть отнесены к числу явлений антикультуры (злоупотребление алкоголем, наркомания и т.д.).45

      Известный канадский исследователь свободного времени и досуга Р.А. Стеббинс выделяет такие виды досуга: серьезный и  обычный досуг. По его мнению серьезный досуг – это «устойчивые занятия любителя (amateur, hobbyst) или участника общественной (само)деятельности – волонтера (volonteer) – которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью. Этот вид досуга отличсется от «случайного» или «несерьезного», предлагающего обычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и редко предполагающего совершенство исполнения.»46

        Как отмечает Стеббинс, научные  исследования в области досуга  относят любое из множества  хобби и передающихся им любителей  к одной из пяти категорий: коллекционеры; изготовители и ремесленники; участники (само)деятельности; участники спортивных состязаний, игр и турниров; любители, увлекающиеся различными областями искусства.

      Волонтерство  в качестве серьезного досуга отличается от волонтерства как случайного ( обычного) досуга. В серьезном досуге волонтеры реализуют карьеру вне работы, преобретая специальные навыки, знания или обучаясь.

      Стеббинс  выделяет основные качества, которые  характеризуют серьезный досуг:

    • одним из основных качеств серьезного досуга является эпизодически встречающаяся потребность продолжать это занятие;
    • возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, переживать важные моменты, достигать целей и участвовать в жизни;
    • серьезные досуг отличается множеством длительных преимуществ – как духовных, так и материальных: самореализация, духовный рост, самовыражение, возрождение ли обновление личности, чувства достижения, повышение самооценки, участие в социальном взаимодействии и чувство принадлежности к общности, а также просто изготовление изделий  длительного пользования ( например, живопись, научная статья, предмет обстановки);
    • участники серьезного досуга имеют тенденцию четко идентифицировать себя с выбранными ими занятиями; напротив, обычный досуг является слишком мимолетным, плоским и банальным, чтобы стать основанием особой идентификации для большинства людей;
    • каждое проявление серьезного досуга отличается уникальным духом; центральным его компонентом является групповой социальный мир, который начинает менять форму, когда любители, увлеченные определенной  областью, в течение многих лет совместно удовлетворяют существенные общие интересы.47

        Как считает Стеббинс, обычный досуг отличается от серьезного досуга тем, что он « немедленно доставляет пользу сам по себе, как относительно недолгая приятная деятельность, требующая незначительного или не требующая никакого специального обучения, чтобы получить удовольствие».48

      Среди типов обычного досуга Стеббинс выделяет:  игру (в т.ч. и любительскую), расслабление (например, посиделки, дневной сон, прогулки), пассивное развлечение (азартные игры, розыгрыши на вечеринках), оживленные беседы и сенсорное возбуждение (секс, еда, выпивка). По мнению иследователя, это все значительно менее существенно и не предполагает никакой карьеры, вроде той, что описана в отношении серьезного досуга. 

      По  мнению Б.А. Грушина, любая деятельность людей в свободное время должна рассматриваться в первую очередь  в следующих двух аспектах, которые  дают достаточно полную характеристику содержания деятельности людей в свободное время:

    1. С точки зрения предмета деятельности (ответ на вопрос что именно делоает, чем конкретно занимается человек).
    2. С точки зрения характера деятельности (ответ на вопрос как делает, каким образом занимается человек).

       Содержание  свободного времени находится в  прямой связи с его структурой. Под структурой свободного времени, по определению Б.А. Трегубова, понимается «строение и внутренняя форма организации содержания, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между различными различными видами деятельности в свободное время».49

       В научной литературе один из наиболее популярных подходов к структуре основывается на положении  К. Маркса о свободном времени и разделении его на два основных компонента: досуг и «более возвышенную деятельность».

       Содержание  и структура свободного времени  находится в непосредственной взаимосвязи  с его основными функциями.

       По  мнению В.Д. Патрушева свободное  время выполняет следующие основные функции:

    1. Отдыха и восстановления израсходованных физических и умственных сил и способностей .
    2. Развитие физических и умственных сил и способностей.
    3. Развлечения и общения.

       Эти функции реализуются в различных  видах деятельности в свободное  время. Через один и тот же вид  деятельности могут реализовываться  не одна, а несколько функций.50

       4.3. Результаты исследования свободного  времени подростков.

       Рассматривая  конкретные социологические исследования в области проведения свободного времени подростками в нашей стране за последние годы, то, на мой взгляд, наиболее полные результаты были получены в рамках масштабного исследования подростков, проводимого социологами Харьковского национального Университета им. В.Н. Каразина на протяжении 1998-1999 годов.

       По  результатам данного исследования абсолютными лидерами (с точки  зрения распространенности) во всех без  исключения группах молодежи является просмотр телевизионных передач (77% - делают это каждый день, 16% несколько раз  в неделю), прослушивание музыкальных записей  (соответственно 62% и 26%) и радиопередач (46% и 22%), встреч с друзьями и знакомыми (48% и 34%), а также пассивный отдых (54% и 29%). Именно эти виды развлекательно-рекреативных занятий занимают практически полностью простор свободного времени большей части подростков и характеризуют особенности досуга практически 95% респондентов.

       Доминирующую  среди подростков ориентацию на использование свободного времени, прежде всего, для отдыха и развлечений подтверждает анализ их предпочтений как телезрителей. Чаще всего выбираются программы, носящие развлекательный характер. К таковым могут быть отнесены не только те телепередачи, которые имеют такую направленность (телеигры, викторины, Эстрадные концерты, клипы и т.д.), но и художественные фильмы.

       То  же самое можно констатировать  и в отношении содержательной направленности достаточно распространенного среди подростков прослушивания радиопередач. Корреляционная связь этого вида деятельности с прослушиванием музыкальных записей  позволяет понять, почему именно радио пользуется достаточно высокой популярностью, и что именно слушают в первую очередь. В большинстве своем это музыкальные передачи, которые достаточно часто транслируются государственными каналами, а эфир коммерческих радиостанций практически полностью заполнен музыкой, которая отвечает вкусам современной молодежи.

       Кроме развлекательно-коммуникативного досуга в результате факторного анализа исследователи в отдельную группу  как взаимосвязанных относят чтение газет, художественной литературы. По данным исследования, лишь у каждого четвертого подростка  чтение стало ежедневной потребностью. 23% берут в руки книгу несколько раз в месяц, 11% - несколько раз в год, а у такого же количества опрошенных совсем отсутствует потребность  обращаться к печатному слову. В отдельных группах, в частности среди учеников ПТУ распространенность и регулярность чтения еще меньшая. В общей структуре досуга чтение находится  у девушек на седьмом месте, а у юношей на одиннадцатом.

       Таким образом, можно сделать вывод  о том, что начитанность, а через  нее и широкая образованность, высокое интеллектуальное развитие перестали быть престижными в  молодежной среде.

       Нужно отметить, что, согласно данным исследования, и направленность интересов и  выбор тех или иных занятий  в свободное время имеет заметную гендерную специфику. В частности, юноши демонстрируют большую склонность к физкультуре и спорту. Более или менее регулярно, но не реже, чем несколько раз в неделю, занимаются спортом практически 80% мальчиков и менее половины девочек.

       В целом, в результате факторного анализа  типов досуга, в одну группу вошли  занятие спортом, спортивные игры, туризм и прогулки по городу. Вместе они составляют характерный приблизительно для половины опрошенных респондентов тип проведения досуга, который исследователи называют активно-деятельностным с физкультурно-оздоровительной и коммуникативной направленностью.

Информация о работе Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков