Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, дипломная работа

Краткое описание

е целью работы выступает рассмотрение взаимосвязи способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков.
Задачами моей работы являются:
Описание особенностей подросткового возраста;
Рассмотрение процесса взаимодействия подростка со сверстниками;
Описание особенностей употребления подростками наркотиков в соответствии с типологией акцентуаций характера;
Рассмотрение теоретико-методологических подходов к определению свободного времени и досуга;
Описание содержания понятия «наркомания»;

Оглавление

Введение 3
Социальные показатели и индикаторы наркомании среди подростков. 7
2.1. Понятие девиантного поведения 7
2.2 Наркомания как одна из форм девиантного поведения 10
Формы и стадии употребления наркотиков среди подростков. 13
Мотивация подростковой наркомании. 15
2.5 Факторы, способствующие приобщению к наркотикам. 19
2.6 Результаты исследований наркомании среди подростков. 22
3.Социально-психологические особенности подросткового возраста и употребление наркотиков. 26
3.1 Общая характеристика подросткового возраста. 26
3.2 Подросток в группе сверстников. 28
Особенности характера подростков и употребление наркотиков. 32
4. Теоретико-методологические аспекты определения свободного времени и досуга. 37
Определение понятий свободного времени и досуга. 37
Структура и содержание свободного времени. 40
Результаты исследования свободного времени подростков. 42
Выводы. 47
Литература. 49
Приложение 1. Программа исследования взаимосвязи способов проведения
подростками досуга и употребление ими наркотиков. 53
Приложение 2. Вопросы для интервью в рамках исследования взаимосвязи
способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков. 56

Файлы: 1 файл

дип наркомания Соб.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

       Механизм  воздействия референтных групп  позволяет дать первичную интерпретацию ответа на вопрос: почему человек. Включенный в такие группы членства, как  школьный класс, спортивная команда, начинает  вдруг ориентироваться не на те нормы,  Которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально не включен. В данном случае группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. Что же касается того, почему именно эта группа приобрела для него столь важное значение, а не иная, то на сегодняшний день не существует четких ответов на этот вопрос. 
 
 
 

       3.3. Особенности характера подростков  и употребление наркотиков.

       Значительную  роль в приобщении подростка к  наркотикам играет тип акцентуации характера самого подростка. Под акцентуацией понимаются крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.34

       В своей работе я хотела бы привести типологию психопатий и акцентуаций известного российского психиатра А.Е.Личко, так как она в наибольшей степени подходит для подросткового возраста, а также рассмотреть склонность подростков к употреблению наркотиков в соответствии с данной классификацией.

       Гипертимный тип. Для подростка с таким типом акцентуации характера характерен повышенный уровень активности, самооценки, фон настроения также повышен. Такие подростки подвижны, решительны, экстравертированы. В группах сверстников они проявляют лидерские тенденции. При обращении со взрослыми им не хватает чувства дистанции, что приводит к конфликтам.

       Если гипертимный подросток попадает в асоциальную компанию, он легко в ней адаптируется, не задумываясь, принимает предложение употребить какое-либо наркотическое вещество.

       Чаще  всего такие подростки предпочитают курение гашиша, иногда – употребление  небольших доз эфидрина. Транквилизаторы и снотворное, как правило, отвергаются, так как состояние сонливости  и расслабленности  не нравится им. Запущенные случаи наркоманий и токсикоманий у гипертимных подростков чрезвычайно редки.

       Циклоидный  тип. Для этого типа характерно чередование гипертимности и субдепрессивных фаз. Смена настроения происходит независимо от внешних обстоятельств. Такой подросток характеризуется замкнутостью , подавлен-

ностью, он с трудом меняет привычную обстановку, часто покидает компанию сверстников. При наступлении субдепрессивной фазы подросток, имеющий опыт употребления психостимуляторов может прибегнуть к ним с целью вернуть привычное состояние. Других психоактивных веществ подросток, находящийся в субдепрессии не употребляет.

       Лабильный тип.Этот тип акцентуации характера также проявляется преимущественно сменой настроения; однако существует четкая фазность, смена настроения обуславливается экзогенными причинами. Обращает на себя внимание несоответствие повода для веселья или печали выраженности эмоциональной реакции. Иногда поведение подростка может казаться легкомысленным, капризным. При повышении фона настроения никогда не бывает настоящих проявлений гипертимности – высокой активности, лидерских тенденций.

       В группе сверстников такие подростки как правило опекаемы. Среди подростков-наркоманов лабильные подростки встречаются редко. Злоупотребление наркотиками не носит у них компенсаторного характера, а обусловлено типичными микросоциальными факторами.

       Астеноневротический тип. Подростки с этим типом характера с детства проявляют себя как «невропаты»: у них отмечаются нарушение сна недифферинцируемые страхи, расстройство аппетита, энурез. В подростковом возрасте наблюдается утомляемость, склонность к эпохондрии.

       По  данным А.Е.Личко, подростковые нарушения поведения (деликвентность, ранняя алкоголизация и т.д.) этому типу акцентуации не свойственны. То же относится и к употреблению наркотических веществ. Предложение сверстника попробовать наркотик вызывает у такого подростка паническую реакцию.

       Сенситивный тип. Для него характерна повышенная чувствительность, пугливость, склонность к уединению. Замкнутость сенситивных подростков является следствием их ранимости, страха перед возможными конфликтами. Деликвентние проявления, склонность к ранней алкоголизации и наркотизации для этих подростков не характерна.

       Психастенический  тип. Для подростка с данной акцентуацией характера характерна нерешительность, склонность к сомнениям, опасениям, навязчивости. Возможные конфликты и неприятности волнуют неврастеника значительно больше, чем реально происшедшие. Подросток не принимает никаких попыток достигнуть цели, иногда активно уходит от решения своих проблем.

       Деликвентность, ранняя алкоголизация не характерны для этих подростков.

       Шизоидный тип. Основные черты подростка с данным типом – трудность контактов со сверстниками, неспособность к сопереживанию, крайняя внутренняя противоречивость мыслей, эмоций, нестандартность увлечений.

       В группе сверстников эти подростки  держаться особняком; одиночество, как правило, тяготит их, но приспособиться к другим подросткам им крайне сложно. Однако такие подростки образуют группы по интересам, достаточно нестандартным. Такие группы являются группами риска в плане приобщения к употреблению наркотиков, преимущественно гашиша, опиатов и производных эфидрина. Важным мотивом употребления как наркотика, так и спиртных напитков  у подростков с такой акцентуацией характера является облегчение контактов со сверстниками, улучшение эмоционального состояния. Другой мотив для употребления наркотиков – потенцирование  творческих возможностей философские устремления.

       Эпилептоидный тип. Данный тип является наиболее неблагополучным в плане приобщению к употреблению спиртных напитков и наркотических веществ. Эпилептоидные черты группируются вокруг двух полюсов: с одной стороны взрывчатость, жестокость, значительная сила инстинктивных влечений; с другой – педантизм, аккуратность. Такие подростки консервативны, они с трудом принимают какие-либо новшества. Склонны к лидерству, осуществляя его с применением запугивания либо физической силы.

       Очень часто подростки с данной акцентуацией характера употребляют крепкие  спиртные напитки в относительно больших дозах, обычно пьют «до отключения». У них отсутствует защитный рефлекс на передозировку. К наркотикам также прибегают достаточно часто, дифференцируют их. Гашиш, психостимуляторы обычно отвергают. Нередки  случаи, когда подросток сразу начинает наркотизацию с приема опиатов, барбитуратов, транквилизаторов. Паталогическое влечение к наркотику в данном случае отличается значительной силой.

       Истероидный тип. На первый план здесь выступает эгоцентризм, стремление быть в центре внимания, демонстративность поведения, выраженная эмоциональная неустойчивость. В группе сверстников такие подростки редко занимают лидерские позиции, поскольку не способны на целенаправленную длительную деятельность. Важными чертами истероидного характера являются внушаемость,  лживость, склонность к фантазированию.

       Если  такой подросток включен в  деликвентную группу, то легко перенимает все проявления  субкультуры деликвентных подростков. Может употреблять наркотики, чтобы показать себя «своим  человеком» в группе наркоманов.

       Неустойчивый  тип. Подросткам с таким типом акцентуации характера присуще отсутствие способности к целенаправленной деятельности, а также гедонизм – неудержимая тяга к удовольствиям и наслаждениям. Неустойчивые подростки рано знакомятся с «соблазнителями улиц», в том числе с алкогольными напитками и наркотическими веществами. Каких-либо сомнений, нерешительности они не испытывают.

       Конформный  тип. Этот тип отличается  повышенной зависимостью от своего окружения, некритическим отношением к принятым среди «своих» формам поведения. Конформным подросткам также присущ крайний консерватизм.

       Они не прибегают к приему наркотиков, резко осуждают наркоманов и требуют применения к ним жестких мер.

       Апатический тип. Этот тип соответствует обыденному выражению «флегматик» - безвольный, апатичный человек. Эти подростки крайне добродушны, отзывчивы, но в силу безволия не способны помочь другому делом.

       Апатичные подростки отличаются сенситивностью, которая  усиливается после полового созревания. У таких подростков относительно невысок риск приобщения к употреблению наркотических веществ. Однако из этого правила бывают исключения.

       Смешаниые типы акцентуации. Нередко встречаются смешанные типы акцентуаций характера, сочетающие черты двух или более акцентуаций. К. Леонгард считает, что комбинация  различных черт характера может быть любой. По данным  А.Е.Личко, некоторые акцентуированные черты характера комбинируются часто ( например, гипертимно-неустойчивый тип), другие, как правило, несовместимы: гипертимный никогда не сочетается с лабильностью, астеноневротическим типом, сенситивностью, психостеничностью, шизоидностью, эпилептоидностью; циклоидность не комбинируется ни с какими типами, кроме гипертимного и лабильного; лабильность не сочетается с психастеничностью, шизоидностью, эпилептоидностью; сенситивность – с эпилептоидностью, истероидостью, неустойчивостью; психастеничность – с эпилептоидностью, истероидностью, неустойчивостью.35 
 
 
 

       4.Теоретико-методологические  аспекты определения  свободного времени  и досуга.

       4.1. Определение понятий свободного  времени и досуга.

       В настоящее время в отечественной  литературе не существует единой точки  зрения на определение свободного времени и досуга. В целом  можно выделить два подхода: одни отождествляют свободное время и досуг, другие разграничивают эти понятия.

       Прежде  всего, я хотела бы остановиться на рассмотрении первой точки зрения. В рамках данного подхода также не существует согласованности. Так, к примеру, В.Д. Патрушев, В.А. Артемов и другие определяют свободное время через простое обобщение, генерализацию  тех видов жизнедеятельности, которые авторы относят к этой категории.

       Так, по мнению В.Д. Патрушева, «свободное время – это та часть времени за пределами рабочего времени, которая используется трудящимися для повышения своего культурно-технического уровня, для занятий культурой и спортом, культурного отдыха товарищеского общения. Это время, в конечном итоге служит для развития интеллектуальных и физических задатков и способностей, и для удовлетворения  социальных потребностей».36

       Иной  подход был предложен  Б.А. Грушиным, Г.А. Пруденским, А.П. Гордоном, И.П. Клоповым и другими исследователями. Они интерпретируют свободное время через его субъективное содержание и значимость для личности. Б.А. Грушин содержание понятия «свободное время»  устанавливает на основании двух моментов: Во-первых, принципиального различия  в составе суток рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка)  и внерабочего  времени, во-вторых, выделения в составе последнего разного рода «непреложных необходимых затрат времени», элементов занятого (несвободного) времени.

       Так, по мнению Б.А. Грушина, элементами занятого времени являются:

    1. Время, не входящее в процесс труда, но непосредственно связанное с производством (переодевание, умывание, получение и сдача инструмента и т.д.).
    2. Время, идущее на дорогу «дом – место работы – дом».
    3. Время, затраченное на бытовые нужды (ведение домашнего хозяйства, покупки продуктов и товаров, пользование различными коммунально-бытовыми учреждениями и т.д.).
    4. Время, идущее на необходимый уход за детьми.
    5. Время на личную гигиену, питание, сон.37

       Таким образом, в соответствии с данным подходом под свободным временем понимается «часть внерабочего времени, остающаяся за вычетом всех названных затрат или время, свободное от исполнения  разного рода непреложных обязанностей».38

Информация о работе Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков