Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, дипломная работа
е целью работы выступает рассмотрение взаимосвязи способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков.
Задачами моей работы являются:
Описание особенностей подросткового возраста;
Рассмотрение процесса взаимодействия подростка со сверстниками;
Описание особенностей употребления подростками наркотиков в соответствии с типологией акцентуаций характера;
Рассмотрение теоретико-методологических подходов к определению свободного времени и досуга;
Описание содержания понятия «наркомания»;
Введение 3
Социальные показатели и индикаторы наркомании среди подростков. 7
2.1. Понятие девиантного поведения 7
2.2 Наркомания как одна из форм девиантного поведения 10
Формы и стадии употребления наркотиков среди подростков. 13
Мотивация подростковой наркомании. 15
2.5 Факторы, способствующие приобщению к наркотикам. 19
2.6 Результаты исследований наркомании среди подростков. 22
3.Социально-психологические особенности подросткового возраста и употребление наркотиков. 26
3.1 Общая характеристика подросткового возраста. 26
3.2 Подросток в группе сверстников. 28
Особенности характера подростков и употребление наркотиков. 32
4. Теоретико-методологические аспекты определения свободного времени и досуга. 37
Определение понятий свободного времени и досуга. 37
Структура и содержание свободного времени. 40
Результаты исследования свободного времени подростков. 42
Выводы. 47
Литература. 49
Приложение 1. Программа исследования взаимосвязи способов проведения
подростками досуга и употребление ими наркотиков. 53
Приложение 2. Вопросы для интервью в рамках исследования взаимосвязи
способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков. 56
Провоцирующими факторами употребления подростками наркотиков выступили алкоголизм или наркомания родителей. Так, у 5,2% респондентов оба родителя алкоголики, а у 2% - наркоманы, у 19,6% один из родителей был алкоголиком, у 15% - наркоманом. Иными словами, у 41,8% родители в той или иной степени были поражены этими недугами.20
Говоря
о возрасте приобщения к наркотикам
и характере употребляемых
Продолжали употребление психоактивных веществ около 1/3 мальчиков и чуть больше ¼ девочек из числа пробовавших. Подавляющее число мальчиков (79%) и девочек (91%), продолжавших употреблять наркотики , делали это главным образом, «по собственному желанию» и из-за того, что «втянулись». Подобные мотивы свидетельствуют о начале формирования в той или иной степени зависимости от наркотических или токсических веществ.
Обращает на себя внимание короткий временной промежуток между первой пробой психоактивных веществ «из-за любопытства и употреблением «по собственному желанию» и «втянулся», - от года да двух лет. Это лишний раз говорит об опасности наркотических средств, о быстром эффекте привыкания и зависимости.21
Что касается характеристик самого процесса потребления наркотиков, то он, по данным исследования молодежи в Одессе в 1999 году, прежде всего воспринимается как удовольствие и хорошее настроение, новизна ощущений – для 80% респондентов. Для 40% - потребление наркотиков является способом ухода от жизненных проблем. По сути дела речь идеи о преобладании эмоционально-чувственных компонентов в восприятии процесса потребления наркотиков.22
Нужно сказать, что наибольший уровень потребления наркотических и токсических средств отмечается среди подростков-правонарушителей. Сумма, необходимая для приобретения наркотиков постоянно растет. На январь 1998 года в Харькове она составляла 10-12 гривен (в январе 1997 года – 6-8 гривен). Понятно, что у неработающих подростков-наркоманов таких сумм просто не бывает, и чаще всего деньги добываются преступным путем.23
Таким
образом, кроме нанесения непоправимого
вреда здоровью, опасность наркомании
заключается, прежде всего, в том, что она
выступает в роли существенного криминогенного
фактора, способствующего совершению
различных, нередко тяжелых преступлений.
3.Социально-
3.1.Общая характеристика особенностей подросткового возраста.
Подростковый возраст называют по-разному: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». И это не случайно. Данный период является для ребенка особенным, и его главной характеристикой выступает тот факт, что это, прежде всего, переход от детства к взрослости.
Подростковый период часто называют трудным, переломным из-за двух его особенностей:
По
мнению известного исследователя подросткового
возраста Драгуновой Т.В., переход в
подростковый возраст “знаменуется кардинальными
изменениями в структуре личности ребенка
из-за качественного сдвига в развитии
самосознания. Центральное новообразование
личности подростка – формирование ощущения
собственной взрослости в сочетании со
стремлением не только быть, но и считаться
взрослым”25.
Эта
специфическая особенность
результате сравнения себя с человеком, которого он считает взрослым.
У подростка складываются сложные отношения между двумя системами общения: со взрослыми и сверстниками. По мнению Т.В. Драгуновой причина этого в принципиально разном положении ребенка в этих двух системах. В отношениях со взрослыми он занимает неравное положение , а «в отношениях со сверстниками он занимает положение принципиального равенства. Оно тождественно положению каждого взрослого в мире взрослых»26
В описании подросткового возраста Т. В. Драгуновой, можно выделить основные моменты:
Говоря об основных поведенческих реакциях, типичных для подросткового возраста, то существуют:
3.2.
Подросток в группе
Как отмечает известный российский психолог и социолог И. С. Кон, организованный коллектив, складывающийся в школе, является основной группой принадлежности старшеклассника. Но эта группа не единственная. «Усложнение и внутренняя дифференциация деятельности и интересов личности проявляются, в частности, в увеличении групп и общностей, к которым юноша так или иначе принадлежит.»29
По мнению И. С. Кона, существует два типа таких групп:
В дальнейшем в моей работе меня будут интересовать именно стихийные группы, которые, как считает И. С. Кон, «существуют среди подростков и юношей повсеместною»30
В зависимости от направленности спонтанные группы могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподом.
По характеру социальной направленности И. С. Кон разделяет спонтанные группы (компании) на просоциальные (социально-положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем и антисоциальные (социально-отрицательные).
Просоциальные группы способствуют развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств. Они отличаются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотношений. Члены такой группы не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решение жизненных проблем.Асоциальные группы формируются главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой группе будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и поэтому остаются поверхностными. Таких групп очень много, причем некоторые из них перерастают в антисоциальные.
Антисоциальные группы. Они также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьян-
ство, хулиганство, правонарушения. Здоровая подростковая тяга к коллективизму выражается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежелание сознательно оценивать групповые нормы и ценности.31
Положение индивида в группе и его отношение к ней зависит от многих факторов, куда входят как свойства индивида, так и свойства группы.
Советские психологи принципиально разграничивают коллективистическое самоопределение личности, которое сознательно идентифицируется с коллективом, принимая его нормы и ценности и «конформность», то есть склонность индивида уступать психологическому давлению группы, изменять свое мнение в угоду большинства.
Психологи часто отмечают жестокость, свойственную многим подростковым и юношеским группам, особенно имеющим антисоциальнуб направленность. По мнению И. С. Кона, отчасти это объясняется упрощенными представлениями подростков о своей «мускулинности» и мужской роли: осуждение мягкости и нежности, отождествление мужественности и грубости.
Важную роль в повышении сплоченности спонтанных групп играют социально-психологические механизмы подражания и психического заражения. И нужно сказать, что эффект эмоционального заражения усиливается тем, что анонимность группового поведения рождает чувство личной безответственности, безнаказанности.
Важным для изучения отклоняющегося поведения подростков является деление групп на группы членства и референтные группы. Такое деление впервые было введено Г. Хейманом. По его мнению референтные группы – «это когда члены определенных малых групп разделяют нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются»32. Другими словами референтные группы – это те группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают.
Г. Келли, разрабатывая понятие референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для его нормативной оценки.
В
настоящее время в литературе
встречается двоякое
Информация о работе Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков