Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, дипломная работа

Краткое описание

е целью работы выступает рассмотрение взаимосвязи способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков.
Задачами моей работы являются:
Описание особенностей подросткового возраста;
Рассмотрение процесса взаимодействия подростка со сверстниками;
Описание особенностей употребления подростками наркотиков в соответствии с типологией акцентуаций характера;
Рассмотрение теоретико-методологических подходов к определению свободного времени и досуга;
Описание содержания понятия «наркомания»;

Оглавление

Введение 3
Социальные показатели и индикаторы наркомании среди подростков. 7
2.1. Понятие девиантного поведения 7
2.2 Наркомания как одна из форм девиантного поведения 10
Формы и стадии употребления наркотиков среди подростков. 13
Мотивация подростковой наркомании. 15
2.5 Факторы, способствующие приобщению к наркотикам. 19
2.6 Результаты исследований наркомании среди подростков. 22
3.Социально-психологические особенности подросткового возраста и употребление наркотиков. 26
3.1 Общая характеристика подросткового возраста. 26
3.2 Подросток в группе сверстников. 28
Особенности характера подростков и употребление наркотиков. 32
4. Теоретико-методологические аспекты определения свободного времени и досуга. 37
Определение понятий свободного времени и досуга. 37
Структура и содержание свободного времени. 40
Результаты исследования свободного времени подростков. 42
Выводы. 47
Литература. 49
Приложение 1. Программа исследования взаимосвязи способов проведения
подростками досуга и употребление ими наркотиков. 53
Приложение 2. Вопросы для интервью в рамках исследования взаимосвязи
способов проведения подростками досуга и употребления ими наркотиков. 56

Файлы: 1 файл

дип наркомания Соб.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

       Провоцирующими  факторами употребления подростками  наркотиков выступили алкоголизм или наркомания родителей. Так, у 5,2% респондентов оба родителя алкоголики, а у 2% - наркоманы, у 19,6% один из родителей был алкоголиком, у 15% - наркоманом. Иными словами, у 41,8% родители в той или иной степени были поражены этими недугами.20

       Говоря  о возрасте приобщения к наркотикам и характере употребляемых веществ, то нужно отметить, что в первый раз, по данным исследования наркомании среди старшеклассников Нижнего Новгорода в 1996 году, как мальчики, таки девочки в основном пробовали гашиш, хотя имело место употребления впервые таблеток, опийных препаратов, токсикоманических веществ. Основная масса подростков (67-68%) из числа пробовавших психоактивные вещества, приобщались к ним в возрасте от 13 до 16 лет включительно, причем повозрастная интенсивность приобщения равномерна и одинакова по полу. До 12 лет включительно пробовали одурманивающие вещества всего лишь около 5% мальчиков и 1% девочек, а в17 лет 3,6% мальчиков и 1,9% девочек. Главным мотивом первой пробы психоактивных веществ у 78,9% мальчиков и 86,8% девочек из числа пробовавших явилось любопытство; 15,6% мальчиков и 9,4% девочек пробовали наркотики под влиянием друзей и лишь 4,65 мальчиков и 3,8% девочек впервые попробовали одурманивающие вещества из-за «неприятностей».

       Продолжали  употребление психоактивных веществ  около 1/3  мальчиков и чуть больше ¼  девочек из числа пробовавших. Подавляющее число мальчиков (79%) и девочек (91%), продолжавших употреблять наркотики , делали это главным образом, «по собственному желанию» и из-за того, что «втянулись». Подобные мотивы свидетельствуют о начале формирования в той или иной степени зависимости от наркотических или токсических веществ.

       Обращает  на себя внимание короткий временной  промежуток между первой пробой психоактивных веществ «из-за любопытства и употреблением «по собственному желанию» и «втянулся», - от года да двух лет. Это лишний раз говорит об опасности наркотических средств, о быстром эффекте привыкания и зависимости.21

       Что касается характеристик самого процесса потребления наркотиков, то он, по данным исследования молодежи в Одессе в 1999 году, прежде всего воспринимается как удовольствие и хорошее настроение, новизна ощущений – для 80% респондентов. Для 40% - потребление наркотиков является способом ухода от жизненных проблем. По сути дела речь идеи о преобладании эмоционально-чувственных компонентов в восприятии процесса потребления наркотиков.22

       Нужно сказать, что наибольший уровень потребления наркотических и токсических средств отмечается среди подростков-правонарушителей. Сумма, необходимая для приобретения наркотиков постоянно растет. На январь  1998 года в Харькове она составляла 10-12 гривен (в январе 1997 года – 6-8 гривен). Понятно, что у неработающих подростков-наркоманов таких сумм просто не бывает, и чаще всего деньги добываются преступным путем.23

       Таким образом, кроме нанесения непоправимого  вреда здоровью, опасность наркомании заключается, прежде всего, в том, что она выступает в роли существенного криминогенного фактора, способствующего совершению различных, нередко тяжелых преступлений. 
 
 
 
 
 
 
 

       3.Социально-психологические  особенности подросткового возраста и употребление наркотиков.

     3.1.Общая  характеристика особенностей подросткового возраста.

       Подростковый  возраст называют по-разному: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». И это не случайно. Данный период является для ребенка особенным, и его главной характеристикой выступает тот факт, что это, прежде всего, переход от детства к взрослости.

       Подростковый  период часто называют трудным, переломным из-за двух его особенностей:

  1. В это время часто за короткий срок, происходят многочисленные сдвиги в развитии, которые проявляются в ломке прежних интересов, отношений, отношений, особенностей ребенка, то есть развитие имеет скачкообразный, бурный характер.
  2. Происходящие изменения нередко сопровождаются появлением различных трудностей у самого подростка и в его воспитании: он не поддается  воздействиям взрослого, в поведении появляются разные формы сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, скрытность, замкнутость)24

       По  мнению известного исследователя  подросткового  возраста Драгуновой Т.В., переход  в подростковый возраст “знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в развитии самосознания. Центральное новообразование личности подростка – формирование ощущения собственной взрослости в сочетании со стремлением не только быть, но и считаться взрослым”25.  
 

       Эта специфическая особенность подростка  была названа «чувством взрослости».Представление  о собственной взрослости формируется  у ребенка в

результате  сравнения себя с человеком, которого он считает взрослым.

       У подростка складываются сложные отношения между двумя системами общения: со взрослыми и сверстниками. По мнению Т.В. Драгуновой причина этого в принципиально разном положении ребенка в этих двух системах. В отношениях со взрослыми он занимает неравное положение , а  «в отношениях со сверстниками он занимает положение принципиального равенства. Оно тождественно положению каждого взрослого в мире взрослых»26

       В описании подросткового возраста Т. В. Драгуновой, можно выделить основные моменты:

    1. Подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими;
    2. Для подростка важно, чтобы форма его поведения была не детской;
    3. Ценность для подростка некоторой работы  определяется его «взрослостью» (то есть соответствием некоторому представлению о его взрослости);
    4. Возникновение разнообразных, специфических для подросткового возраста , «кодексов»(например, товарищества);
    5. Обсуждение поведения взрослых и др.27

       Говоря  об основных поведенческих реакциях, типичных для подросткового возраста, то существуют:

    1. Реакция эмансипации. То есть освобождение подростка из-под опеки родителей, учителей, воспитателей, в широком смысле слова – освобождение от социального контроля. В каждом конкретном случае реакция эмансипации имеет свою специфику. Ее сила определяется теми условиями, в которых воспитывается подросток. Степень выраженности  и конкретные проявления реакции эмансипации варьируют от появления таких черт, как упрямство, подчеркивание своего мнения, до грубости и даже агрессивности по отношению к старшим, полного игнорирования их требований. Выход из-под контроля старших может способствовать приобщению подростка к деликвентной среде и тем самым к употреблению наркотических веществ.
    2. Реакция «Хобби». Все подростки чем-либо увлечены. Разнообразие этих увлечений безгранично. В большинстве случаев юноша охладевает к предмету «детского»  увлечения, но иногда оно определяет дальнейшее развитие интересов подростка, выбор профессии.
    3. Реакция группирования со сверстниками.Эта реакция является одной из самых существенных, определяющих поведение подростка. По мнению  И. С. Кона, занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними – одна из целей психического развития подростка.28

       3.2. Подросток в группе сверстников.

       Как уже было упомянуто, подросткам свойственно  почти инстинктивное тяготение  к сплочению, к группированию со сверстниками, Это одна из основных поведенческих реакций подросткового возраста.

       Как отмечает известный российский психолог и социолог И. С. Кон, организованный коллектив, складывающийся в школе, является основной группой принадлежности старшеклассника. Но  эта группа не единственная. «Усложнение и внутренняя дифференциация деятельности и интересов личности проявляются, в частности, в увеличении групп и общностей, к которым юноша так или иначе принадлежит.»29

       По  мнению И. С. Кона, существует два типа таких групп:

    1. Организованные внешкольные коллективы – спортивные общества, клубы по интересам.
    2. Разного рода стихийные группы, возникающие более или менее спонтанно и функционирующие вне педагогического контроля и руководства.

       В дальнейшем в моей работе меня будут интересовать именно стихийные группы, которые, как считает И. С. Кон, «существуют среди подростков и юношей повсеместною»30

       В зависимости от направленности спонтанные группы могут быть как дополнением  организованных коллективов, так и их антиподом.

       По  характеру социальной направленности И. С. Кон  разделяет спонтанные группы (компании) на просоциальные (социально-положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем и антисоциальные (социально-отрицательные).

       Просоциальные группы способствуют развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств. Они отличаются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотношений. Члены такой группы не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решение жизненных проблем.Асоциальные группы формируются главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой группе будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и поэтому остаются поверхностными. Таких групп очень много, причем некоторые из них перерастают в  антисоциальные.

       Антисоциальные  группы. Они также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьян-

ство, хулиганство, правонарушения. Здоровая подростковая тяга к коллективизму выражается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежелание сознательно оценивать групповые нормы и ценности.31

       Положение индивида в группе и его отношение  к ней зависит от многих факторов, куда входят как свойства индивида, так и свойства группы.

       Советские психологи  принципиально разграничивают коллективистическое самоопределение личности, которое сознательно идентифицируется с коллективом, принимая его нормы и ценности и «конформность», то есть склонность индивида уступать психологическому давлению группы, изменять свое мнение в угоду большинства.

       Психологи часто отмечают жестокость, свойственную многим подростковым и юношеским группам, особенно имеющим антисоциальнуб направленность.  По мнению И. С. Кона, отчасти это объясняется упрощенными представлениями  подростков о своей  «мускулинности» и мужской роли: осуждение мягкости и нежности, отождествление мужественности и грубости.

       Важную  роль  в повышении сплоченности спонтанных групп  играют социально-психологические механизмы подражания и психического заражения. И нужно сказать,  что эффект эмоционального заражения усиливается тем, что анонимность группового поведения рождает чувство личной безответственности, безнаказанности.

       Важным  для изучения отклоняющегося поведения  подростков  является деление групп  на  группы членства и референтные  группы. Такое  деление впервые было введено Г. Хейманом. По его мнению референтные группы – «это когда члены определенных малых групп разделяют нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются»32. Другими словами референтные группы – это те группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают.

       Г. Келли, разрабатывая понятие референтных  групп, выделил две их функции: сравнительную  и нормативную, показав, что референтная  группа нужна индивиду как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для его нормативной оценки.

       В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. Во втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», то есть круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемыми для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», то есть, появляется как бы промежуточный ориентир, на который ровняется и индивид.33

Информация о работе Наркомания (как форма девиантного поведения) в проведении досуга подростков