Методы теории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:35, реферат

Краткое описание

Социальная работа может помочь очень многим людям, начиная от заключенных и заканчивая рабочими, которые не могут раскрыть свой потенциал полностью. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы. Поэтому рассмотрение методов социальной работы является очень актуальной проблемой.

Оглавление

Введение 3
1. Методы исследования в социальной работе……………………………….4-7
2. Психолого-педагогические методы социальной работы...........................7-14
Заключение 15-16
Литература……………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Гуманистическая терапия исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда социальный работник дает возможность ему выразить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.

     Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто  способен выражать свои мысли и эмоции и делиться трудностями. Метод способствует росту уверенности в себе и способности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления соответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия или с людьми суицидального поведения. Они чаще подвластны стрессам и депрессиям, а также у них сильно занижена самооценка. Кроме того, они очень резко реагируют на любые конфликты с родителями, сверстниками. Таким группам лиц может оказаться полезной эмотивно-рациональная терапия.

     Данный  метод исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за иррациональных «катастрофических» мыслей человека, которые появляются в сложных ситуациях. Социальный работник должен вместе с пациентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. Выработка более объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых решений, к уменьшению тревоги и ошибок.

     Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия реальностью, которая направлена на то, чтобы развить у человека способность оценивать свои действия в зависимости от ценностей, которые он отстаивает и последствий для него, к которым могут привести его поступки.

     Чем выше уровень культурного, интеллектуального  и личностного развития клиента  социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов гуманистической психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, когда возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет оправданно применять более авторитарные методы психолого-педагогического воздействия и воспитания. Для оказания социальной и психолого-педагогической помощи людям, имеющим нарушения физического либо психического здоровья, требуются специализированные целенаправленные психокоррекционные воздействия. Психокоррекция познавательной, эмоциональной, личностной, поведенческой сфер личности осуществляется только квалифицированными специалистами.

     Психолого-педагогическое воздействие реализуется преимущественно как речевое, с целью изменить или сформировать установки, произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.

     Социально-психологические  установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире, а каждый человек имеет определенные представления о мире, часть из них — научное представление, часть — обыденное. Все эти знания образуют систему установок — совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях

     Для того, чтобы задать установку человеку необходимо сообщить человеку определенный объем информации, наличие которой будет способствовать формированию необходимой установки. У человека существует система селекции информации на ряде следующих уровней:

  1. Внимание. Внимание направляется на то, что интересует, соответствует взглядам человека.
  2. Восприятие.
  3. Память. Запоминается то, что совпадает с интересами и взглядами человека.

 В  результате этого трехэтапного  процесса отбора информации переубеждать людей очень трудно.

При этом целью речевого воздействия является:

  1. Ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека.
  2. Изменить структурные отношения в системе установок, т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
  3. Изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

     Самый древний механизм воздействия — это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека. Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой воздействующего человека, тем сильнее эффект.

     Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал.

Выделяют  три основные формы внушения:

  1. гипнотическое (в состоянии гипноза);
  2. в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности;
  3. при активном состоянии бодрствования человека.

Различные формы внушения требуют применения особых методов и приемов.

     Одним из способов, которым можно добиться того, чтобы в человеке была заложена необходимая информация, является кумулятивность – постепенное накапливание пропагандистского влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надоедливой информации.

     Существует  огромный набор методов и приемом, позволяющих убедить человека в  чем-то, тем самым, задав необходимую установку. Например, дискуссия – коррекционный метод убеждения, который обеспечивает обмен мнениями, способствует поддержке и развитию нравственных, этических представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, преодолению ошибочных взглядов. Также очень часто применяется метод взаимного просвещения – метод самоорганизации убеждения, который обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности. В социальной практике этот метод часто используется при работе различных групп самопомощи и взаимопомощи.

     В общем случае, чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки; создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Одним из условий, которое этому способствует, наличие фактора неопределенности. Чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Как правило, клиентами социальных служб являются люди, которые находятся в ситуации неопределенности, в состоянии «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно в том случае, если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

     Важное  место в практике социальной работы занимают методы стимулирования деятельности и поведения индивида: требование, перспектива, поощрение и наказание. Социальному работнику приходится активно влиять на поведение клиентов, вызывать их на те или иные поступки, организовывать их деятельность.

     Требование — метод прямого воздействия на сознание и волю индивида с целью организации или координации его поведения и деятельности. Прямое требование инструктивно, однозначно и конкретно. Оно позитивно, так как вызывает определенный поступок, а не запрещает или тормозит иные действия.

     Поощрение — метод внешнего активного стимулирования, побуждения к положительной инициативной, творческой деятельности. Оно может осуществляться в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как форма общественного признания. Поощрение возбуждает положительные эмоции, развивает внутренние творческие силы, активную жизненную позицию.

     Наказание как коррекционный метод педагогического стимулирования, представляет собой способ торможения, приостановления нежелательной деятельности индивида. Как правило, оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, а сосредоточивает сознание человека на переживании вины.

     Тем самым можно сделать следующий  вывод: выбор того или иного метода педагогического воздействия зависит от специфики конкретной ситуации. Эффективность достигается через определенные сочетания методов, так как для развития личности, ее совершенствования необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.

      Заключение

 

     Любое государство держится на людях, жителях  государства. Залог благосостояния, процветания и развития государства  кроется в благосостоянии, развитии населения. Но существует и обратная связь, т.е. для того, чтобы человек мог развиваться, совершать какие-либо действия, приводящие его к цели, необходимо создать соответствующую обстановку, атмосферу вокруг него. Психика людей очень сильно зависит от окружающей действительности. Очень часто случается так, что люди попадают в такие ситуации, выход из которых не могут найти. Тогда они начинают либо топтаться на месте, либо впадать в депрессию, либо искать выход из данного положения. Чаще всего выход найти очень тяжело и данная задача является неразрешимой для человека. Такой человек нуждается в помощи других людей. При этом помощь должна оказываться теми, людьми, кто действительно может помочь в решении проблемы. Таких людей называют социальными работниками.

     Социальная работа заключается в оказании помощи человеку для выхода из какого-либо трудного положения. Для того, чтобы грамотно осуществлять свою работу, социальный работник должен обладать определенным набором знаний и умений, иметь в своем арсенале большой набор методов, применение которых поможет в решении проблемы. Методы социальной работы очень разнообразны. Очень важно использовать методы социальной работы при выявлении проблемы, т.е. на стадии сбора информации. После того, как будет построена ясная картина, отражающая сущность проблемы, можно будет приступать к ее решению. Для решения определенного круга проблем очень часто используются психолого-педагогические методы социальной работы.

     При этом стоит обратить внимание на то, что социальный работник должен обладать большим набором методов и умений, т.к. лишь, используя множество методов, можно выйти из тупиковой ситуации. При этом, не стоит использовать абсолютно все методы. Такой подход может привести к тому, что проблема не будет решена. К каждому человеку необходимо искать свой подход, использовать те методы, которые позволят решить проблему.

      Литература

 
  1. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 2. Феноменология  социальной патологии. /Сост. М. В. Фирсов.—  М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995.- 400с.
  2. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Спутник+, 2005. – 208 с.
  3. Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395 с.
  4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.
  5. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. – 60 с.
  6. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.П. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович, А.О.Бухановский и др... – М.: Контур, 1998. – 480 с.
  7. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/ Отв.ред Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.
  8. Теория социальной работы. Учебник/ Под. Ред. Проф. Е. И. Холостовой.-М.: Юристъ, 1999. – 154 с.
  9. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
  10. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 400 с.

Информация о работе Методы теории социальной работы