Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:19, курс лекций
Тема 1. Предмет, структура и методы социологии.
1.1. Предмет и задачи курса социологии.
а) Предмет курса социологии.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно – следственный связей в процессе социальных отклонений между людьми. А также взаимодействий между людьми и группами.
При жизни Дюркгейм издал
четыре книги: “О разделении общественного
труда” (1893) , “Метод социологии” (1895)
, “Самоубийство” (1897) и “Элементарные
формы религиозной жизни” (1912) .
Книга
“О разделении общественного труда”
представляет собой публикацию успешно
защищенной докторской диссертации автора.
2.4. Социология М. Вебера.
а) Макса Вебер - одним из основателей современной социологии.
Макса Вебера, немецкого
социального философа, экономиста и
историка, также часто называют одним
из основателей современной
1) он дал систематическое изложение концептуальных основ социологической перспективы;
2) он разработал
последовательную философию
3) в ряде самостоятельных областей он уловил основные характеристики современной индустриальной цивилизации;
4) через эмпирические
исследования современного
5) его собственная
жизнь представляет собой
б) Идеальные типы социальных действий.
Одним из центральных понятий веберовской социологии выступает социальное действие. Качественное своеобразие чисто социологических подходов заключается в том, что социология изучает обобщенное поведение людей — как если бы оно протекало в неких идеальных условиях. При этом ее интересует не только ориентированность действий на других людей, но и степень наполненности их определенным смыслом. Понятие же смысла выводится из соотношения цели и средств. Изучение различных вариантов такого соотношения приводит Вебера к построению идеальной типологии социальных действий. Речь идет о том, что любые поступки и действия, совершаемые человеческими существами, могут быть «измерены» с помощью этих своеобразных эталонов, то есть могут с большей или меньшей степенью приближения отнесены к одному из четырех идеальных типов:
Целерациональное действие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели.
Ценностно-рациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие.
Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике.
Аффективное действие. Наименее осмысленное из приведенных в таблице идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние — вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т. п. Аффективное действие имеет свой «смысл», главным образом, в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке.
в) Социология господства.
Один из вопросов, который
постоянно занимает Вебера и к
которому он возвращается вновь и
вновь в своих работах,—
Власть становится господством, когда она расценивается людьми как легитимная. При этом, утверждает Вебер, «...легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно:
1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью;
2) ценностно-рационально: верой в абсолютную значимость порядка в качестве выражения высочайших непреложных ценностей (нравственных, эстетических или каких-либо иных);
3) религиозно: верой
в зависимость блага и
Существуют три идеологических основания легитимности, которые могут облекать правителей властью: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. В соответствии с этим Вебер обосновывает три идеальных типа господства, каждый из которых получает наименование по своему идеологическому основанию.
Легально-рациональное господство. (Его иногда называют просто рациональным). Здесь основным мотивом подчинения выступает, в известной степени, удовлетворение собственных интересов каждого отдельного индивида. При этом люди подчиняются не столько другим людям, сколько общепринятым законам, правилам, которые этими другими людьми выражаются и от имени которых они выступают.
Традиционное господство. Оно покоится на привычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими. Приверженец традиционной власти принимает правила, которые воплощают обычай и древнюю практику. В рамках этого типа господства право власти чаще всего носит наследственный характер
Харизматическое господство. Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч. harisma — божественный дар, благодать) в свое время ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Э. Трёльч. При наличии этого типа господства приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику.
2.5. Развитие социологии в России.
а) Первый этап развития социологической мысли в России — с середины XIX века до 1918 года XX века.
Этот этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии.
П. Л. Лаврова сформулировал основополагающие идеи этого направления в знаменитых “Исторических письмах”. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.
Н. К. Михайловский выдвинул идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность “нормального человека”, нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Михайловский определял социализм как “творчество личного начала при посредстве начала общинного”.
б) Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов.
Второй период развития социологической имели в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1920г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал
Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин разрабатывал теорию социальной мобильности и стратификации, которая, будучи “теорией среднего уровня” позволяла прослеживать динамику социальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества.
На втором этапе также продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. “Основы социологии” (в 2-х тт., 1922г.), Бухарин Н. А. “Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии” (1922 г.), Салынский М. С. “Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию” (1923 г.) и др. Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.
30-х годах марксизм
в) Третий этап развития социологии - с начала 60-х до наших дней.
Возрождение социологии как науки начинается на третьем, рассматриваемом нами этапе. Первые признаки “подъема” обнаруживаются в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.
Также в 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.
г) Социология в современной России.
В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин. Среди них такие. Социология - дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов. Однако многочисленные трудности и проблемы, встающие перед современной российской социологией, имеют и свои положительные стороны. Одна из них состоит в том, что поле социологических исследований — как прикладных, так и теоретических — открыто для молодых ученых, входящих в социологическую науку. А это редкий исторический шанс.
Тема 3. Общество как система.
3.1. Понятие общества и системы.
Социальные связи,
а) Понятие общества.
Общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями.
Общество неоднородно
и имеет свое внутреннее строение
и состав, включающие большое число
разнопорядковых и
б) Общество как особая система.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.
Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность.
в) Социальные связи.
Функционирование и развитие социальной
общности происходят на основе
социальных связей и взаимодействия ее
элементов-индивидов.
В самом общем виде связь представляет собой выражение
совместимости функционирования или развития
двух или более элементов
объекта или двух (нескольких) объектов.
Связь является наиболее глубоким
проявлением такой совместимости. В социальных
исследованиях выделяются различные типы
связей : связи функционирования, развития,
или генетические, причинные связи, структурные
связи и т. д. В
гносеологическом плане важным является
различие связей объекта и формальных
связей, т. е. связей, устанавливаемых только
в плоскости знания и не имеющих непосредственного
аналога в сфере самого объекта, смешение
этих связей неизбежно ведет к ошибкам
как в методологии , так и в результатах
исследования. Под « социальной » связью
обычно понимают набор факторов, обусловливающих
совместную деятельность людей в конкретных
общностях, в определенное время, для достижения
тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются
на продолжительный период времени независимо
от персональных качеств отдельных личностей.
Это связи индивидов друг с другом, а также
их связи с явлениями и процессами окружающего
мира, складывающиеся в ходе их практической
деятельности. Сущность социальных связей
проявляется в содержании и характере
действий людей, составляющих данную социальную
общность. Можно выделить связи взаимодействия,
контроля, отношений, а также
институциональные связи.
г) Социальное взаимодействие.
Исходным моментом для
формирования социальной связи может
быть
взаимодействие индивидов или групп, образующих
социальную общность для
удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие
трактуется как любое поведение индивида
или группы, имеющее значение для других
индивидов и групп социальной общности
или общества в целом. Причем взаимодействие
выражает характер и содержание отношений
между людьми и социальными группами,
которые, являясь постоянными носителями
качественно различных видов деятельности,
различаются по социальным позициям (статусам)
и ролям. Социальное взаимодействие представляет
собой взаимное влияние различных сфер,
явлений и процессов общественной жизни,
осуществляющееся посредством социальной
деятельности. Оно имеет место как между
обособленными объектами внешнее взаимодействие),
так и внутри отдельного объекта, между
его элементами (внутреннее взаимодействие).
Социальное взаимодействие имеет объективную
и субъективную стороны. Объективной стороной
взаимодействия выступают связи, независимые
т отдельных людей, но опосредствующие
и контролирующие содержание и характер
их взаимодействия. Под субъективной стороной
понимается сознательное отношение индивидов
друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях
соответствующего поведения. Это, как
правило, межличностные (или социально-психологические)
отношения, складывающиеся в конкретных
социальных общностях в определенный
момент времени. Механизм социального
взаимодействия включает индивидов, совершающих
те или иные действия; изменения в социальной
общности или обществе в целом, вызываемые
этими действиями; влияние этих перемен
на других индивидов, составляющих социальную
общность, и, наконец, обратную реакцию
индивидов.