Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:19, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет, структура и методы социологии.

1.1. Предмет и задачи курса социологии.

а) Предмет курса социологии.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно – следственный связей в процессе социальных отклонений между людьми. А также взаимодействий между людьми и группами.

Файлы: 1 файл

Sotsiologia_konspekt.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое  образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я.

 

5.2.Социализация личности.

 

А) понятие социализации личности

Социализация – начинающийся во младенчестве и заканчивающийся  в глубокой старости процесс усвоения  социальных ролей и культурных норм. Каждая социальная роль включает множество  культурных норм, правил, стериотипов поведения. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь.

 

Б) этапы социализации:

 

Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

 

 

5.3. Ресоциализация личности в современных условиях.

 

Ресоциализация (лат re (повторное, возобновляемое действие) + лат socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.                                                                                                               Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.  Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.  Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания". Проблема ресоциализации особенно высокоактуальна для современного российского общества в силу очевидного кризиса ценностей, высокого уровня социальной неопределенности и фактической маргинализации целого ряда крупных социальных и профессиональных групп населения.

 

Тема 6. Социальная структура.

 

6.1. Понятие социальной структуры.

 

Социальная  структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

 

6.2. Социальная группа.

 

А) понятие группы

 

Выполняя  различные социальные функции, человек  становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является “микросредой” формирования личности.

Малые группы, (в отличие от больших, таких как нации, народности, классы), отличают три признака:

1) социальность  группы, т.е. ее принадлежность  к определенной социальной системе; 

2) численность  группы (от 2-3 до 30-40 человек);

3) единство  целостных ориентаций и целей; 

4) наличие  совместной деятельности;

5) наличие  структуры;

6) наличие  общих норм и мнений.

К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые  процессы, нормы, ценности, система  санкций. Но самой большой проблемой  исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы.

Б) виды групп

Выделяют несколько видов групп:

УСЛОВНЫЕ ГРУППЫ

Группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная принадлежность). Члены такой группы могут не пребывать в непосредственном общении один с другим. Это скорее статистическая, чем психологическая группа (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие, украинцы и т.д.).

РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

в основу классификации которых  положен объективный процесс  обмена деятельности и ее результатами. Реальная группа создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями.

Наиболее распространенной классификацией именно малых групп является разделение их по дихотомичному принципу на такие разновидности:

ЛАБОРАТОРНО-ПРИРОДНЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ)

Имеются в виду группы, которые  специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в  лабораторных условиях и группы, которые существуют в реальных жизненных ситуациях, имеют свою историю, сформированную структуру, уровень развития.

ФОРМАЛЬНО-НЕФОРМАЛЬНЫЕ,

или организованные и спонтанные группы. В данном случае разделение идет по способу создания групп. Возникновение первых из них всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что задает группе собственную структуру и определяет координацию действий, способ руководства. Таким образом, эти группы организационно-оформлены.

Неформальные же группы возникают  самостоятельно. Главным стимулом их деятельности являются общие желания, интересы, потребности членов группы в общении, взаимные симпатии.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ

Различаются силой воздействия  на личность, значимостью для члена группы, ролью в социализации индивида.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются  взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, атакже на высокой эмоцианальной  вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

ЗАКРЫТЫЕ-ОТКРЫТЫЕ ГРУППЫ

Классификационным принципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают, что есть существенная разница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке...

ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА - РЕФЕРЕНТНЫЕ

Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом  во внимание, но и становятся мотивом  поведения.

ДИФФУЗНЫЕ ГРУППЫ

Это группы, где межличностные отношения  еще не опосредованы содержанием  совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)

ГРУППА-АССОЦИАЦИЯ

Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные  отношения опосредуются личностно  значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)

ГРУППА-КОРПОРАЦИЯ

В данной группе к межличностным  отношениям добавляется осознание  асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример - шайка преступников)

КОЛЛЕКТИВ

Это группа, где межличностные отношения  опосредуются личностно значимыми  и общественно ценным содержанием  групп новой деятельности.

Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими  признаками, малые группы делят еще следующим образом:

По типу основной деятельности и  основной функции (производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские (объединения в сфере досуга).

По социальной направленности (социально-полезные, социально-небезопасные)

По мере организации (неорганизованные, случайные группы), целевые (внешне организованные, внутренне организованные)

По типу доминирующей структуры (формальные, неформальные)

По уровню непосредственного воздействия  на личность (первично-вторичные, основные-неосновные, референтные)

По мере открытости связи с другими  группами (открытые, закрытые)

По уровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные, малообъединенные, разъединенные)

По продолжительности существования (кратковременные, долговременные)

 

6.3.Социальный институт.

А) понятие социального института

 

Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это  исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместнойдеятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых, разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и др. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочивания, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Б)Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

1) Одним из необходимых условий  появления социальных институтов  служит соответствующая социальная  потребность. Институты призваны  организовывать совместную деятельность  людей в целях удовлетворения  тех или иных социальны  потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. 

2) Социальный институт образуется  на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят индивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. 

3) Третьим важнейшим элементом  институционализации является организационное  оформление социального института.  Внешне социальный институт представляет  собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как ВУЗы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т.д.

В)  Функции социальных институтов:

 Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную  функцию. Совокупность этих социальных  функций складывается в общие  социальные функции социальных  институтов как определенных видов социальной системы.  Представители институциональной школы в социологии (С.Липсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим  эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2) Социализация – передача индивидам  установленных в данном обществе  образцов поведения и способов  деятельности – институты семьи,  образования религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля – органы власти.

4) Функции управления и контроля  осуществляются через систему  социальных норм и предписаний,  реализующих соответствующие типы  поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Информация о работе Лекции по "Социологии"