Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотноше
Введение
Глава 1. Характеристика вербальной коммуникации
1.1 Понятие и сущность вербальной коммуникации
1.2 Средства вербальной коммуникации
Глава 2. Характеристика невербальной коммуникации
2.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации
2.2 Классификация видов невербальной коммуникации
Глава 3. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации
3.1 Особенности вербальной коммуникации
3.2 Особенности невербальной коммуникации
Заключение
Список использованных источников и литерату
Содержание
Введение
Глава 1. Характеристика
вербальной коммуникации
1.1 Понятие и сущность
вербальной коммуникации
1.2 Средства вербальной
коммуникации
Глава 2.
Характеристика невербальной
коммуникации
2.1 Понятие
и сущность невербальной
2.2 Классификация
видов невербальной
Глава 3. Сравнительная
характеристика вербальной и невербальной
коммуникации
3.1 Особенности вербальной
коммуникации
3.2 Особенности невербальной
коммуникации
Заключение
Список использованных
источников и литературы
Введение
Актуальность темы
исследования. Под коммуникацией
в широком смысле понимаются и
система, в которой осуществляется
взаимодействие, и процесс взаимодействия,
и способы общения, позволяющие
создавать, передавать и принимать
разнообразную информацию. Между
людьми коммуникация осуществляется в
форме общения. Общение выступает
как межличностное
– путь сообщения, связь
одного места с другим (например,
транспортная коммуникация, подземные
коммуникации);
– общение, передача
информации от человека (группы) к человеку
(группе); специфическая форма их
взаимодействия в процессе жизнедеятельности
с помощью языка и других сигнальных
форм связи.
Согласно предмету
исследования в дальнейшем будут рассматриваются
аспекты коммуникации применительно ко
второму определению. Передача информации
возможна с помощью знаков, знаковых систем.
В коммуникативном процессе обычно выделяют
вербальную и невербальную коммуникацию.
Предметом данного
исследования являются вербальные и
невербальные коммуникации.
Объектом исследования
– характеристики вербальной и невербальной
коммуникации, отличающие их друг от друга.
Целью данного исследования
является изучение на основе различных
источников работы вербальной и невербальной
коммуникации и их сравнительная
характеристика. Исходя из цели исследования,
были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие
и сущность вербальной
- дать характеристику
средств вербальной
- рассмотреть понятие
и сущность невербальной
- сделать обзор
видов невербальной
- выявить особенности
вербальной коммуникации;
- проанализировать
особенности невербальной
Достижение поставленных
цели и задач обеспечивается обоснованным
выбором методов исследования. В
ходе работы, процессе анализа и
обобщения информации применялись
различные методы системного, функционального
и сравнительного анализа.
Теоретической основой
работы стали труды специалистов
в области налогов и
Структура работы. Данная
работа состоит из введения, трех глав,
заключения, а также списка использованных
источников и литературы.
Глава 1. Характеристика
вербальной коммуникации
1.1 Понятие и сущность
вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация
– взаимодействие, построенное на
лексически выделенных единицах (словах):
устное (речевое) и письменное (текстовое).
Вербальные коммуникации
является основной составляющей труда
таких специалистов, как менеджеры,
юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты
и т.п. Поэтому владение общением,
средствами вербальной и невербальной
коммуникации необходимо для каждого
делового человека. Специалистами по общению
подсчитано, что современный деловой человек
за день произносит примерно 30 тыс. слов,
или более 3 тысяч слов в час1.
Вербальные коммуникации
присуще только человеку и в качестве
обязательного условия
Виды вербального
общения: познавательное (когнитивное)
– осуществляется с целью освоения
новой информации и применения ее
в практической деятельности; убеждающее
– ставит цель вызвать у партнеров
по общению определенные чувства
и сформировать ценностные ориентации
и установки, убедить в правомерности
тех или иных стратегий взаимодействия;
сделать своим
При анализе вербальной
коммуникации важно всё время
иметь в виду, что это общение,
которое ведут между собой
личности, обладающие определёнными
намерениями, то есть диалог представляет
собой активный, двусторонний характер
взаимодействия партнёров. Именно это
предопределяет необходимость внимания
к собеседнику, согласованность, скоординированность
с ним речи. В противном случае будет нарушено
важнейшее условие успешности вербальной
коммуникации – понимание смысла того,
что говорит другой, в конечном счёте –
понимание, познание другой личности.
Посредством речи не просто «движется
информация», но участники коммуникации
особым способом воздействуют друг на
друга, ориентируют друг друга, убеждают
друг друга. Само воздействием может быть
понято различно: оно может носить характер
манипуляции другим человеком, то есть
прямого навязывания ему какой-то позиции,
а может способствовать актуализации
партнёра.
Профессиональное
владение речью являлось и является
важной составной частью успеха многих
профессиональных поприщ. Ораторское
искусство, начиная с Древней
Греции, считалось неотъемлемым качеством
вождей, героев и лидеров. В античные
времена обучение риторике и приемам
ведения диалога сделалось
Результативность
вербальной коммуникации во многом определяется
тем, насколько коммуникатор владеет
ораторским искусством, а также его
личностными характеристиками. Владение
речью сегодня – важнейшая
профессиональная составляющая человека.
1.2 Средства вербальной
коммуникации
Вербальная коммуникация
общения осуществляется посредством
речи. Под речью понимается естественный
звуковой язык, то есть система фонетических
знаков, включающих два принципа –
лексический и синтаксический.
Речь является самым
универсальным средством
При помощи речи осуществляется
кодирование и декодирование
информации: коммуникатор в процессе
сообщения кодирует, а реципиент
в процессе слушания декодирует эту
информацию.
Для коммуникатора
смысл информации предшествует процессу
кодирования, так как «говорящий»
сначала имеет определённый замысел,
а затем воплощает его в
систему знаков. Для «слушающего»
смысл принимаемого сообщения раскрывается
одновременно с декодированием. В
этом случае особенно отчётливо проявляется
значение ситуации совместной деятельности:
её осознание включено в сам процесс
декодирования; раскрытие смысла сообщения
немыслимо вне этой ситуации.
Так, речь – это
вербальная коммуникация, то есть процесс
общения с помощью языка. Различают
следующие виды речи: внешняя и
внутренняя. Внешняя речь подразделяется,
в свою очередь, на устную и письменную,
а устная – на монологическую и
диалогическую1.
Виды речевой деятельности:
– внутренняя, внешняя;
– устная, письменная;
– монологическая, диалогическая.
Все виды речи тесно
взаимодействуют друг с другом. Общим
для всех видов речи является произнесение
слов (вслух или про себя). Однако
каждый из видов речи имеет свои
специфические особенности. Когда
человек произносит что-то про себя
(внутренняя речь), в речедвигательный
анализатор от органов речи поступают
импульсы. Никакая мысль не может быть
сформулирована без языка и без материальных
речевых процессов. При подготовке к устной
и, особенно, к письменной речи имеется
фаза внутреннего проговаривания речи
про себя. Это и есть внутренняя речь.
Внешняя речь, как
уже было сказано, бывает устной и
письменной. Письменная речь находит
выражение в тексте. Письменная речь
более концентрирована по содержанию,
чем устная, разговорная. Под письменной
понимают речь с использованием письменных
знаков. В большинстве современных языков
(кроме языков, в которых применяется идеографическое
письмо), звуки речи обозначаются буквами.
Письменная речь – процесс, в котором
имеется образуемый из сложного соотношения
речевых звуков, воспринимаемых слухом
букв, видимых зрением, и производимых
человеком речедвижений (так как звуки
языка не могут появиться без речедвижений)1.
Отсюда понятно, что
письменная речь появляется позже устной
и формируется на ее основе. Это
относится к развитию ее как в
обществе, так и в индивидуальной
жизни человека. Процессы анализа
и синтеза видимого и слышимого
слова различны. Отсюда следует, что
переходы от одного к другому должны
специально разрабатываться. В этом
состоит задача обучения письменной
речи.
Слышимая речь, которая
кем-то произносится, называется устной
речью. В устной речи общение ограничено
условиями пространства и времени.
Обычно собеседники хорошо видят
друг друга или находятся на таком
расстоянии, что могут услышать сказанные
слова, что накладывает отпечаток
на характер речи.
При изменении условий,
например при разговоре, по телефону,
характеристики речи обычно меняются
(она становится более краткой, менее
обстоятельной и т.п.). Особенно значительно
изменяется характер речевого общения
при теле- и радиовещании, когда
слушающий не имеет возможности
подать реплику и получить на нее
ответ.
Устная речь может
быть диалогической и
Монологическая речь
имеет большую композиционную сложность,
требует завершенности мысли, строгой
логики и последовательности. Монологическая
речь труднее диалогической, ее развернутые
формы в онтогенезе развиваются
позднее и ее формирование у учащихся
представляет специальную задачу, которую
педагогам приходится решать на протяжении
всех лет обучения.
Таким образом, посредством
речи не просто «движется» информация,
но и участники коммуникации особым
способом воздействуют друг на друга,
ориентируют и убеждают друг друга,
то есть стремятся достичь