Речевая коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:21, доклад

Краткое описание

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
Значение и смысл слов, фраз («Разум проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

Файлы: 1 файл

реч.ком.docx

— 19.00 Кб (Скачать)

1. Структура речевого  общения 
 
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.  
В структуру речевого общения входят: 
Значение и смысл слов, фраз («Разум проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 
Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. 
Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и другие. 
По мнению специалистов, лишь 7% успеха зависит от того, что лидер говорит, а 55% - как он говорит, как выглядит, какое впечатление производит. 
Характер взаимодействия с людьми во многом зависит от того, в какой форме предпочитает человек выражать свое недовольство в отношении других лиц и в какой форме  склонен оказывать знаки внимания людям. 
Знак внимания – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость. 
Среди них выделяют комплименты, похвалы и поддержку. Кроме оказания знаков внимания, важно умение задавать вопросы.

2. Ситуация общения,  её виды

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

  • “Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
  • Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
  • Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
  • Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

3.  внешние и внутренние обстоятельства, влияющие на характер общения

На характер общения оказывает влияние темперамент его участников.

Обстоятельства общения  можно условно разделить на: 
- внутренние: мотив, причина(ы), вызывающие это общение, психологическое или эмоциональное состояние коммуникантов; 
- внешние: место, время, продолжительность, наличие или отсутствие непосредственного контакта и другие значимые условия общения.

4.принципы характеристики  коммуникантов

 На характеристику  коммуникантов оказывает влияние и сфера общения (бытовая, профессиональная, учебная и т.д.). Чаще всего в зависимости от сферы общения ситуации различаются по степени их официальности, следовательно, и участники общения выступают в официальных или неофициальных речевых ролях.

Не менее важным принципом является принцип гармоничности  общения, который проявляется как  в плане гармонизации целей общения, так и в гармонизации средств  достижения этих целей на всех уровнях  речи. Принцип гармоничности в  коммуникативных нормах выражается и в необходимости найти баланс между информативным и фатическим общением и т.п. 
Среди общих принципов выделяется и принцип структурирования, который также пронизывает все общение: структурирование действует как на уровне выделения из всего потока общения определенных коммуникативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.

5. вид речевой  деятельности и форма коммуникации

С точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание  (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо  – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение  – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования  информации действуют при говорении  и письме, механизмы декодирования  – при слушании и чтении. При  говорении и слушании человек  оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

Формы коммуникации, такие как письменная, устная, визуальная и т.п. отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания. Вырожденная форма коммуникации – общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т.п.).

6. учет пространства  и времени

писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения  могут быть отдалены друг от друга  во времени и пространстве. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени и/или пространстве, с принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.

устной речи общение  ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся  на таком расстоянии, что могут  услышать сказанные слова, что накладывает  отпечаток на характер речи.

При изменении условий, например при разговоре, по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее  обстоятельной и т.п.). Особенно значительно  изменяется характер речевого общения  при теле- и радиовещании, когда  слушающий не имеет возможности  подать реплику и получить на нее  ответ.

7. коммуникативные  намерения

  Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) – желание вступить в общение с другим лицеем. Так, намерение выпить кофе и намерение предложить выпить кофе различаются отсутствием или наличием коммуникативной интенции.  

Коммуникативное намерение (задача) – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомните предыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем. Такая же ‘временная откровенность’ содержится в риторических фигурах политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателя именно почти в ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этого могут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, президент в домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства). Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлению общей цели. 
 

Информация о работе Речевая коммуникация