Роль коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена теме «Роль и значение коммуникаций в управлении». Эта тема представляется мне актуальной в силу того, что коммуникативные навыки — необходимое условие успеха каждого менеджера. Коммуникации насквозь пронизывают все управленческие функции. Так, например планирование - это сбор информации, написание писем, записок и отчетов, встречи с коллегами и руководителями, объяснение им своих планов. Когда менеджер выступает в роли лидера, он должен общаться с подчиненными, чтобы мотивировать их к труду. В процессе организации менеджер собирает информацию о положении дел в компании, объясняет подчиненным принципы новой структуры

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ И КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА 5
1.2. КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ 8
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ 14
2.1. ФОРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ 14
2.2. НЕФОРМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КАНАЛЫ 19
2.3. КОМАНДНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 23
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ 25
3.1. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ 25
3.2. ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Теория управления. Моя курсовая..doc

— 1.03 Мб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

      Данная  работа посвящена теме «Роль и значение коммуникаций в управлении». Эта тема представляется мне актуальной в силу того, что коммуникативные навыки — необходимое условие успеха каждого менеджера. Коммуникации насквозь пронизывают все управленческие функции. Так, например планирование - это сбор информации, написание писем, записок и отчетов, встречи с коллегами и руководителями, объяснение им своих планов. Когда менеджер выступает в роли лидера, он должен общаться с подчиненными, чтобы мотивировать их к труду. В процессе организации менеджер собирает информацию о положении дел в компании, объясняет подчиненным принципы новой структуры

      Вопросы внутрифирменного управления приобретают важное значение, особенно в настоящее время, в связи с резкими изменениями условий хозяйствования, при поиске, завоевании или сохранении своего сектора рынка в условиях свободной конкуренции.

      Требования  рынка оказывают влияние на деятельность всей фирмы в целом. Для того, чтобы адекватно отвечать рыночным требованиям, руководство фирмы должно согласовывать с этими требованиями действия всех своих подразделений. Одним из путей решения этой задачи является совершенствование внутренней организации управления фирмы, ориентированной на требования рынка. В первую очередь, необходимо усиление влияния внутри фирменных экономических механизмов на конечные результаты деятельности всей фирмы в целом. Элементами системы внутрифирменных экономических отношений являются подсистемы планирования, контроля и экономического стимулирования и экономической ответственности. В отличие от существовавшей ранее системы планирования в условиях командно-административной экономики разработка, утверждение и корректировка планов в условиях рынка - дело самой фирмы. Контроль за выполнением планов, экономическое стимулирование и формы экономического воздействия должны быть ориентированы на достижение коммерческого интереса фирмы, на выполнение обязательств перед заказчиком, партнерами и персоналом.

      Управление  в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности  менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение  эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

      Менеджмент  – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. 
 

 

глава I. Коммуникации в управленческой деятельности

1.1. Понятие коммуникации  и коммуникативного  процесса

      Сам термин «коммуникация» (от лат. — communicatio — делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX в. (хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, выделившим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория)1.

      Термин  «коммуникация» быстро стал общепринятым, однако его распространение вовсе  не означало, что коммуникации превратились в одну из важных составляющих социальных исследований. Только развитие различных концепций организаций придало актуальность проблемам, связанным с построением и функционированием коммуникационных сетей.

      Коммуникации - это процесс, в ходе которого два  или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения или воздействия на него. Дело не ограничивается простой передачей информации. Эффективная деятельность менеджера предполагает четкое разделение понятий разделения и провозглашения2.

      Управленческие  коммуникации — улица с двусторонним движением, которая требует умения слушать и других форм обратной связи. По словам одного эксперта эффективные  коммуникации заключаются в следующем:

      Взаимодействие  двух индивидов предполагает, что они как бы встают на место друг друга, стремятся взглянуть на мир глазами собеседника, предугадать его реакцию. Взаимодействие подразумевает взаимную игру, обоюдное взаимопонимание. Цель взаимодействия — ментальное слияние с другим человеком, способность предчувствовать, предсказывать и вести себя в соответствии с общими потребностями: своей и другой стороны3.

        Многие думают, что нет ничего  проще общения, если оно происходит  без «задних мыслей», без стремления  выиграть что-то для себя. Но  не следует забывать о сопряженных с коммуникативным процессом возможностях ошибок при приеме и отправке сообщений. Ведь вы не раз слышали от собеседника нечто вроде: «Извините, я не это имел в виду»? А приходилось ли вам получать на первый взгляд четкие указания, а что с ними делать — не понятно? Не просиживали ли вы часами над выполнением заданий только из-за того, что вы что-то не так поняли?

      Рассмотрим  более подробно процесс коммуникации и его ключевые элементы. Это представлено на рис.1.

Рис. 1. Модель коммуникативного процесса4 

      Непременные участники коммуникативного процесса - отправитель и получатель. Отправитель  — это индивид, который хотел  бы донести свою идею или концепцию  до других людей, найти информацию, выразить мысли или эмоции. Он должен закодировать свое послание, выбирая символы, из которых будет состоять его сообщение. Сообщение представляет собой осязаемую формулировку отправляемой получателю идеи. Сообщение отправляется через определенный канал, по которому послание поступает получателю (письменный отчет, телефонный звонок, встреча лицом к лицу). Получатель декодирует содержащиеся в сообщении символы и интерпретирует для себя их значение. Кодирование и декодирование являются потенциальными источниками ошибок. В ходе этих процессов знания отношения и прошлое каждого человека играют роль фильтров, создавая «помехи» адекватному восприятию символов. И наконец, в том случае, когда получатель реагирует на коммуникации отправителя ответным сообщением, возникает обратная связь. В отсутствие реакции процесс коммуникации носит односторонний характер; обратная связь означает, что сообщения идут в обе стороны. Обратная связь — мощное средство повышения эффективности коммуникаций, так как она несет отправителю информацию о том, насколько правильно было интерпретировано его исходное послание5.

      Обладающие  хорошими коммуникативными навыками менеджеры  прекрасно осознают круговую природу  коммуникаций. Например, Джеймс Трейбиг, руководитель компании Tandem Computers ежемесячно выступает в программе, транслируемой по внутренней телесети компании. Его находящиеся в самых разных странах сотрудники имеют возможность позвонить в студию и задать вопросы или просто высказать свое мнение. В данном случае коммуникативным каналом выступает телевидение. Работники получают послания руководителя, декодируют их, интерпретируют и отправляют назад кодированные сообщения обратной связи, каналом которых выступают телефонные линии. Таким образом, коммуникативный круг замыкается. Подобной коммуникативной схемы придерживается и Том Монаган, президент компании Domino's Pizza. Раз в месяц в течение двух часов каждый сотрудник компании может позвонить менеджеру и высказать свое мнение по любой проблеме или подать жалобы. Для этого выделены специальные прямые номера, звонки по которым оплачиваются компанией. Дж. Трейбиг и Т. Монаган прекрасно разбираются в основах коммуникации и разработали эффективные системы общения6.

1.2. Коммуникации между людьми

      Эффективное общение менеджера с другими  людьми предполагает необходимость  использования всех представленных в модели коммуникаций (см. рис. 1) элементов. Если отправитель или получатель не умеют правильно закодировать или декодировать сообщения, коммуникативный процесс прерывается. Выбор канала во многом определяет помехоустойчивость сообщений. От умения обеих сторон слушать зависит, будет ли смысл сообщения правильно осознан и принят. Таким образом, эффективные коммуникации требуют от менеджера знаний о воздействии на коммуникативный процесс межличностных факторов (восприятие, каналы коммуникации, невербальное поведение, слушание).

      Отправная точка коммуникативного процесса —  восприятие нами окружающих нас людей. Когда индивид испытывает желание  поделиться своими мыслями или идеями с кем-то еще, он формирует сообщение, отталкиваясь при этом от прошлых событий, опыта, ожиданий и текущей мотивации. Декодируя сообщение и в процессе его осознания, получатель сообщения руководствуется определенными критериями (точкой зрения). Чем больше схожи точки зрения двух индивидов, тем проще им общаться друг с другом7.

      Под восприятием понимается процесс  постижения людьми смысла окружающих их вещей. Но само по себе восприятие не обеспечивает формирования правильного  мнения об окружающей среде. Как правило, из всего комплекса явлений люди отбирают лишь некоторые привлекающие их внимание объекты и раздражители, т. е. имеет место так называемое селективное восприятие. Как только человек обращает свой взор на определенный раздражитель, он определяет его категорию и «кладет на полочку» в соответствии, опять же, со своими воззрениями, т. е. происходит организация восприятия. Для того чтобы выбрать «бирку» для нового объекта, человеку достаточно лишь небольшого намека на то, к какой категории он относится. Например, мы узнаем близкого друга, родственников с большого расстояния, хотя не видим их лиц — человек узнается уже по тому, как он движется.

      Наиболее  распространенная форма описания организации  восприятия— стереотипы, или обобщенные представления, к примеру, о группе людей, когда им приписывается одна или несколько характеристик, таких как возраст, цвет кожи или род занятий. Например, представители «подрастающего поколения» могут думать, что все люди пенсионного возраста старомодны и консервативны. У студентов нередко существует стереотип профессора как талантливого рассеянного человека.

      Селективность восприятия приводит к тому, что  многие менеджеры мгновенно опознают любые подкрепляющие их стереотипы признаки, которые они организовывают в соответствии со своими убеждениями, закрывая таким образом «шлагбаумы»  на путях к открытому честному общению.

      Различия  и ошибки в восприятии имеют место  и в тех случаях, когда люди по-разному относятся к схожим объектам. Для менеджера очень  важно осознать следующий момент: различия в восприятии — вещь естественная, но в процессе коммуникаций они очень часто искажают смысл сообщений и создают помехи. Каждый человек имеет свой стиль восприятия окружающего; следовательно, и получаемые сообщения он осознает по-своему.

        Следует помнить, что одни и  те же слова для разных людей  могут звучать по-разному, а вы далеко не всегда заранее знаете, что имел в виду ваш собсеседник. 

      Коммуникативные каналы

      Каждый  менеджер может использовать наиболее удобные для него каналы для коммуникаций с другими руководителями и рабочими. Обсудить проблему можно в личной беседе, по телефону, написав записку или письмо, или повесить сообщение на доску объявлений — конкретный канал во многом определяется природой сообщения. В проведенном недавно исследовании была сделана попытка объяснить процесс выбора менеджерами наиболее эффективных коммуникативных каналов. Оказалось, что каналы различаются по объему передаваемой информации. Как труба обладает определенными физическими характеристиками, ограничивающими тип и объем перетекающей по ней жидкости, так и канал коммуникации ограничивает передаваемый по нему объем информации. Классифицировать каналы, как и обычные трубы, можно по их пропускной способности. Пропускная способность канала — это объем информации, который может быть передан через него за одну коммуникативную сессию. Классификация каналов представлена на рис. 2.

Рис. 2. Классификация коммуникативных каналов по пропускной способности и пригодности для различных сообщений8

       

      На  емкость коммуникативных каналов  влияют три фактора: 1) способность  обрабатывать несколько сигналов одновременно; 2) возможность обеспечения быстрой, двусторонней обратной связи; 3) способность обеспечивать личный подход к коммуникациям. Самым богатым в плане этих возможностей средством является личное общение, ибо оно гарантирует прямое воздействие, передачу множественных информационных сигналов, немедленную обратную связь и личный подход. Дискуссии лицом к лицу способствуют восприятию самых разных раздражителей и глубокому, на уровне эмоций, осознанию особенностей ситуации. Например, директор компании Rider Systems Тони Берне предпочитает все вопросы разрешать в личной беседе: «Можно посмотреть человеку в глаза, прислушаться к интонации его голоса и понять, в чем на самом деле заключается проблема, вопрос или ответ». Общение по телефону или с помощью иных электронных средств связи (голосовая и электронная почта) ускоряют процесс коммуникации, однако в них отсутствует «эффект присутствия». Контакт глазами, пристальный взгляд, румянец на щеках, поза, язык жестов — ничего этого нет. Именно в этом причина столь быстрого распространения видеоконференций. Персональные письменные сообщения — записки, письма, замечания — тоже могут иметь личностную направленность, но они доносят только написанные на бумаге слова, и не могут обеспечить быструю обратную связь. Безличные коммуникативные каналы — бюллетени, стандартные компьютерные отчеты — являются самыми «мелкими», их пропускная способность ограничена в наибольшей степени. Используя их, отправитель не имеет возможности сфокусироваться на конкретном получателе, они передают минимум информационных сигналов и не допускают обратной связи.

Информация о работе Роль коммуникаций