Барьеры коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:45, доклад

Краткое описание

В структуре любого общения, как мы уже говорили, существуют коммуникационные барьеры. Это помехи и препятствия, которые искажают исходный смысл сообщения, мешают конструктивному и грамотному диалогу. Мы выделили два основных вида барьера - объективные и субъективные. Физический шум, плохая телефонная связь, медленный интернет при online-конференции - все это относится к независящим от субъектов общения объективным барьерам. Субъективные барьеры разнообразнее, на них остановимся более подробно. Можно выделить несколько видов субъективных барьеров:

Файлы: 1 файл

барьеры.docx

— 16.02 Кб (Скачать)

Часть 3. Барьеры  коммуникации.

В структуре  любого общения, как мы уже говорили, существуют коммуникационные барьеры. Это помехи и препятствия, которые  искажают исходный смысл сообщения, мешают конструктивному и грамотному диалогу. Мы выделили два основных вида барьера - объективные и субъективные. Физический шум, плохая телефонная связь, медленный интернет при online-конференции - все это относится к независящим  от субъектов общения объективным  барьерам. Субъективные барьеры разнообразнее, на них остановимся более подробно. Можно выделить несколько видов  субъективных барьеров:

  • Семантические барьеры - неправильное или неоднозначное толкование смысла слов, смысловых оттенков вербальных средств. Особенно часто это относится к сложной терминологии, жаргонным выражениям, заимствованным словам, профессиональной лексике.
  • Барьеры восприятия - неоднозначное понимание или интерпретация информации в результате первого впечатления, стереотипов, определенных внутренних установок, конфликтной ситуации, личного неприятия темы или собеседника и т.д. У собеседника может сложиться неправильное первое впечатление, сказаться неприятный предыдущий опыт общения (он называется коммуникативное поле общения); на передний план могут выйти предубеждения в отношении себя и других, а также комплексы, стереотипы, другие установки - все это сказывается на восприятии информации, эффекте и обратной связи.
  • Барьеры незнания - часто собеседники, услышав незнакомое им слово или понятие, стесняются переспросить или признаться в собственной некомпетентности, поэтому умалчивают. При этом, как не сложно догадаться, понимание общего смысла сообщения теряется или сильно искажается.
  • Барьеры интереса - мы охотно говорим о том, что нам интересно. Если тема дискуссии далека от нашего круга интересов, уровень восприятия информации значительно снижается.
  • Эмоциональное состояние собеседника - когда вы узнали, что дома прорвалась труба, вам точно не до обсуждения бюджета на новый год.
  • Неумение или нежелание слушать - самая распространенная причина неэффективной коммуникации. Не использование техник активного или рефлексивного слушания, невнимание, отсутствие интереса к теме или собеседнику мешают правильному, целостному и адекватному восприятию информации.
  • Неверный контекст - общение происходит не в нужное время и не в нужном месте.
  • Неграмотная формулировка сообщения.
  • Некорректная обратная связь.

Если говорить про бизнес-коммуникацию или организационную  коммуникацию, то тут можно выделить следующие виды барьеров:

  • Искажение информации - то тем же причинам, что мы рассматривали выше. Это может быть в результате семантических барьеров, просто боязни переспросить или быть наказанным вышестоящим начальством.
  • Некомпетентность персонала - к сожалению, распространенная причина в нашей стране. Хроническая нехватка действительно компетентных, опытных и знающих сотрудников снижает эффективность всех бизнес-процессов.
  • Неэффективная или сложная организационная структура - зачастую сложная, многоуровневая организационная структура компании мешает быстрой и качественной передачи информации. Влияет также бюрократический вопрос.
  • Информационная перегрузка - отделы и сотрудники, работающие в режиме цейтнота и с большим количеством информации, просто не справляются с коммуникационным потоком.
  • Личностные конфликты - компания - это, прежде всего люди, поэтому человеческий фактор приятия и неприятия играет ключевую роль.
  • Несовершенство технических средств - плохой интернет, отсутствие корпоративной почты, нехватка курьерских служб, плохая телекоммуникационная связь и т.д.

Эффективной можно назвать ту коммуникацию, при  которой влияние барьеров снижено  по минимуму. Возникает резонный вопрос: как избежать коммуникационных барьеров? Можно дать несколько советов:

  • Устранить все объективные барьеры или перенести коммуникационную ситуацию в более удобный и благоприятный контекст.
  • Использовать максимально понятную собеседнику лексику во избежание семантических ошибок. Не стоит использовать сложную или профессиональную терминологию, если вы не уверены, что собеседник вас поймет (но даже при этом их пояснять).
  • Вначале заинтересовать собеседника в теме обсуждения.
  • Формулировать сообщение максимально четко и ясно (об этом подробнее в следующем посте про кодирование-декодирование).
  • Прежде чем переходить к самому сообщению, убедитесь, что у собеседника нет барьеров восприятия. Если вы заметили, например, влияния стереотипов или каких-либо установок, необходимо проявить ассертивность и эмпатию, улучшить эмоциональный фон общения.
  • Определите успешность контекста конкретной коммуникационной ситуации.
  • Регулярно давайте обратную связь собеседнику.

Как ни печально, чаще всего коммуникация не становится эффективной, появляются разногласия  и непонимания не из-за искажения  и интерпретации информации, а  из-за банального нежелания внимательно  слушать человека, понять его, проникнуться его идеей, мыслями, чувствами...

Информация о работе Барьеры коммуникации