Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:16, доклад
В докладе рассматриваются понятие, формы и виды коммуникации, их структура и другие вопросы.
Формы коммуникации
Формы коммуникации, такие
как письменная, устная, визуальная
и т.п. отличаются друг от друга особыми
системами кодирования
Виды коммуникации.
Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов. Это весьма существенное различие для профессионального коммуникатора, поскольку технология работы в каждом случае имеет свою специфику (даже громкость голоса в случае, например, разговора с самим собой, с одним собеседником или с большой группой будет различаться).интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, человек диалогизирует и свой внутренний ‘монолог’, разговаривая со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т.п.;межличностная коммуникация как правило связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими); есть различия – не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и в больших группах (chat rooms и forums в интернете; message boards);массовая коммуникация происходит в том случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио; производство компакт-дисков и кассет; интернет различаются по степени охвата и всеобщей ‘обязательности’, здесь может срабатывать индивидуально-групповая избирательность; телефон и почта подходят под данную рубрику только количественно, за исключением массовой или целевой, т.е. групповой рассылки рекламы по почте).На уровне массовой и, отчасти, на уровне групповой коммуникации возникают парадоксальные явления. Отправителем может быть отдельное лицо, а получателем – группа, коллектив, масса, партия, народ и т.п. Но при этом у получателя вовсе не одно ухо и не один мозг.И отправитель сообщения может быть так называемым коллегиальным автором: с одним человеком говорит вся фирма, партия, народ. Один наблюдательный американский студент, изучавший коммуникацию, даже изменил для этого случая формулу Лассвелла: что говорит с кем-то. Но все члены коллектива или все жители страны не говорят одновременно.Наконец, фирма может говорить с фирмой (переговоры об общей ценовой политике на рынке товаров или услуг), партия с партией (переговоры о выдвижении единого кандидата), народ с народом (переговоры о мире или о совместных военных действиях). В этих случаях наивные коммуниканты говорят: Мы договорились с американцами, Мы заключили договор с Феррари. Но те, кто так говорит, как правило, даже и близко не были к месту заключения договора.Что происходит? Почему получается, что мы придумываем мифического коммуниканта, выступающего как отдельный индивид вместо реально существующей группы или массы индивидов? Мы и говорим о нем чаще всего в единственном числе. Как и любой миф, мифологизированный коллегиальный коммуникант нужен для удобства и экономии усилий. У группы или массы, от имени которой этой коммуникант выступает, есть общие мысли и общие высказывания. Мифологизированный обобщенный коммуникант, с одной стороны, выполняет объединительную, а с другой, минимизирующую функцию, то есть, сводит все высказывания, все коммуникативные акты некой общности людей к одному вместо множества.ак писал все тот же Сепир, “республиканская партия как историческая сущность – всего лишь результат абстракции тысяч и тысяч таких единичных актов коммуникации, которые имеют определенные устойчивые референтные свойства, общие для них всех”. Эти слова применимы к любой партии, к любой группе, к любой общности людей. Обобщение единичных актов отдельных индивидов и обозначение их индивидуальным именем типично для человеческого познания. Мы имеем здесь дело с эмергентными явлениями (от лат. emergo ‘всплывать на поверхность, появляться, возникать’), то есть, такими, которые в реальности существуют только в виде множества отдельных действий. Человек же, обобщая их, придумывает им индивидуальное имя, более того, воплощает эти идеи в образе коллегиального коммуниканта. Таким мифологизированным коммуникантом может быть и символический образ (Дядя Сэм, Родина-мать), и реальный человек, выступающий от имени общности (Путин – это наше все).Язык и другие виды коммуникативной деятельности, по сути, также являются эмергентными явлениями. Обобщая отдельные человеческие реакции на отдельные сотрясения воздуха речевыми аппаратами многих индивидов под термином ‘слово’, ‘грамматическая форма’, ‘фраза’, мы условно воспринимаем сочетание звучания и значения как отдельно существующую вещь. Такое свойство человеческого мышления французский философ Гастон Башляр (1884-1962) называл chosisme (буквальный перевод ‘вещизм’). Мы называем явления нашего мышления индивидуальными именами и начинаем относиться к ним, как к реально существующим вещам, забывая постепенно об исходной метонимии (переносе значения). Это слово-миф замещает в нашем разговоре целые комплексы нашего опыта. Экономя на мыслительных усилиях, мы вынуждены платить за эту экономию искажением реальности, условно принимая несуществующее за существующее.Данная особенность обобщения человеческого опыта из необходимой экономии может превратиться в опасность. Опасность заключается, в частности, том, что отдельный человек может присваивать себе право говорить от группы людей, не выражая при этом их интересов. Такое коммуникативное поведение весьма характерно для политических маргиналов, чьи высказывания переполнены обобщениями типа народ, нация и т.п. Более хитрое высказывание – с использованием имени индивида в обобщенном смысле, что часто встречается в современной рекламе и в политическом дискурсе (человек, студент, домохозяйка). Например: Все, что нужно студенту; Все для блага человека. Народный разум разгадал хитрость, заключенную в последнем из лозунгов: Я теперь знаю, что значит ‘Все для блага человека’. Я был в Москве, и человека этого видел.Парадокс явлений массовой коммуникации заключается в том, что конечным отправителем всегда является один человек, а это, кстати, возлагает особую ответственность на специалиста-коммуниканта. “Все, что говорится, говорится кем-то”, утверждает У.Матурана. В статье о философии поступка М.М.Бахтин пишет об участном, ответственном мышлении, о поступке и высказывании-поступке. А ‘Есть мнение’ – это лозунг безответственной коммуникации в тоталитарном обществе, обществе с распределенной ответственностью (Партия сказала – комсомол ответил: “Есть!”). Получателей может быть много, но личностную ответственность за собственную интерпретацию и последующие действия всегда несет каждый из них в отдельности, поэтому массовый психоз, например, фашизм в Германии и других странах как ‘идеология домохозяек и неудачников’, должен был быть пережит каждой и каждым из них в отдельности, с тем чтобы в наше время отвергать его как болезнь.Понимание сущности массовых процессов коммуникации и сущности коммуникации как массового процесса абсолютно необходимо в современном мире каждому. С одной стороны, специалисты по коммуникативным технологиям должны осознавать явления, которые они используют в своей практической деятельности. С другой стороны, потребителю массовой информации и пропаганды также не мешает знать некоторые основы теории коммуникации с тем, чтобы не быть легковерной жертвой этой самой пропаганды и недобросовестного воздействия на массовое или групповое сознание.Вероятно, в будущем, наряду с обществами потребителей, которые борются с недобросовестной коммуникацией в сфере товаров и услуг, могут возникнуть и общественные организации, призванные защищать коммуникативную безопасность потребителей информации. Защищать, разумеется, не в виде цензурных запретов, а в виде просвещения потребителей и призыва к ответственности ответственных коммуникантов.Дополнительные разновидности коммуникации: межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами, так и межличностная – между отдельными представителями этих народов или государств), организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую). Эти разновидности связаны не только с особенностями коммуникативной среды в той сфере, где осуществляется коммуникативная деятельность, но и с составом коммуникантов (один коммуникант или общность коммуникантов, или какие-то варианты сочетания того и другого).
Структура речевой коммуникации. |
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческий язык – изучается языкознанием. Не имея возможности изложить теорию языка в рамках пособия по коммуникации, рекомендуем обратиться к учебникам по лингвистике. Считается, что существует два ‘классических’ учебника: учебник А.А.Реформатского и учебник Ю.С.Маслова. Помимо собственно языкознания, речевое общение изучается в смежных науках: социальной лингвистике и психолингвистике, а также в самой психологии.Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:
речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,
речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,
с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,
в речевой коммуникации создаются социальные значения.
В речевой коммуникации мы
еще раз убеждаемся, что слова
не являются просто знаками для обозначения
предметов или классов
То, как мы говорим, дает представление
другому коммуниканту, о том, кем мы являемся.
Можно переформулировать известную поговорку: Скажи мне,
и я скажу, кто ты. Это в особенности
очевидно, когда коммуникант исполняет
определенную социальную роль (капитан команды, руководитель предприятия,
директор школы – вспомните фильм
“Чучело”: и мимика, и внешний вид, и интонация
приветствия соответствуют статусу директора
и представлению об этой роли). Даже временный
выход из роли (например, в политической
сфере: президент,
играющий в теннис или сидящий за партой, беседующий по душам
простым языком с народом) значим на
фоне основного набора ролей для той или
иной коммуникативной личности. Паралингвистические
средства здесь также значимы, как видно
даже из метафоры снисходительный тон. Известно, что
Н.С.Хрущев в свое время снизошел (спустился всего на одну
ступеньку) кМао Цзе-Дуну, что ознаменовало начало эпохи охлаждения
в отношениях между Китаем и СССР. В августе
1991 довольно фривольная беседа с первым
и последним президентом СССР А.Боровика
сопровождалась похлопыванием по плечу Горбачева журналистом. Нарушен
Используя речь, мы можем
признавать социальный статус собеседника,
либо не признавать его. Мы обращаемся Ваше величество к
действующему монарху: Ваше величество, но после революции
сторонники прежней монархической власти
продолжают употреблять словесный знак
статуса собеседника, подчеркивая свою
верность ему и противодействуя этими
словами изменившейся реальности. Статусная
функция речи видна и в обращении к старшему
по званию в армии: Yes, sir! говорят даже при обращении
к женщине-военному. Сравните разную статусность
слов: Привет! и Здравствуйте!
Выбор словесных средств, также как и сопровождающих их невербальных, способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Комплимент женщине не всегда действительно говорит о том, что она хорошо выглядит. Этот ‘коммуникативный ход’, скорее, устанавливает различные социальные статусы коммуникантов. Разговоры в женской и мужской компании ведутся с разным набором допустимых лексических единиц; в смешанной компании также не допускается употребление грубой или ругательной лексики, хотя последнее в наше время справедливо только для определенной возрастной и социокультурной группы.
РЕЧЕВОЙ АКТ, минимальная единица
речевой деятельности, выделяемая и изучаемая
в теории речевых актов – учении, являющемся
важнейшей составной частью лингвистической
прагматики.Поскольку речевой акт – это
вид действия, то при его анализе используются
по существу те же категории, которые необходимы
для характеристики и оценки любого действия:
субъект, цель, способ, инструмент, средство,
результат, условия, успешность и т.п. Субъект
речевого акта – говорящий производит
высказывание, как правило, рассчитанное
на восприятие его адресатом – слушающим.
Высказывание выступает одновременно
и как продукт речевого акта, и как инструмент
достижения определенной цели. В зависимости
от обстоятельств или от условий, в которых
совершается речевой акт, он может либо
достичь поставленной цели и тем самым
оказаться успешным, либо не достичь ее.
Чтобы быть успешным, речевой акт как минимум
должен быть уместным. В противном случае
говорящего ждет коммуникативная неудача,
или коммуникативный провал.Условия, соблюдение
которых необходимо для признания речевого
акта уместным, называются условиями успешности
речевого акта. Так, если мать говорит
сыну: Садись
за уроки!, то она тем самым совершает
речевой акт, цель которого – побудить
адресата совершить действие, обозначенное
в используемом для достижения этой цели
высказывании. Если уроки еще не сделаны,
если сын в состоянии их делать и если
это не является обязанностью, которую
он обычно выполняет без всяких напоминаний,
то данный речевой акт признается уместным,
и в этом, коммуникативном, смысле – успешным.
При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных
условий (уроки уже сделаны, или сын лежит
в постели с высокой температурой, или
сам, как обычно, собирался садиться за
уроки), уместность речевого акта матери
может быть поставлена под сомнение, и
из-за этого он может потерпеть коммуникативную
неудачу. Но даже при соблюдении всех условий,
обеспечивающих уместность речевого акта,
результат, к которому он приведет, может
соответствовать или не соответствовать
поставленной говорящим цели. Так, в нашем
примере результатом речевого акта матери
может быть как согласие сына выполнить
указанное действие, так и отказ выполнять
его. Отказ при этом может быть как мотивированным
(например, желанием досмотреть любимую
телепередачу или тем, что уроков не задано),
так и немотивированным.Итак, речевой
акт – явление достаточно сложное. Теория
речевых актов выделяет три уровня, или
аспекта анализа речевого акта. Во-первых,
речевой акт можно рассматривать как собственно
говорение чего-либо. Рассматриваемый
в этом аспекте, речевой акт выступает
как локутивный акт (от латинского locutio «говорение»
еще одним очень важным фактором эффективности коммуникации, того, правильно ли поймет оратора аудитория, является фактор кодирования сообщения.
Кодирование
Дело в том, что изначальный
замысел оратора, идею, которую он
хочет донести до аудитории, нужно
перевести на язык коммуникации, то
есть язык, понятный конкретной аудитории.
Если взять, например, речь политического
деятеля, его исходная идея (замысел)
может стать предметом
1. Политический деятель
может обратиться к
2. Далее, написанная речь
должна быть изложена (закодирована)
в форме пресс-релиза В таком
случае кодировщик, а им может
быть другой человек, например,
пресс-секретарь, выбирает из
текста написанной речи то, что,
по его мнению, является самым
существенным, и передает это
в средства массовой
3. Редактор газеты может
взять поданный пресс-релиз и,
перед тем как напечатать, переработать
его с учетом ментальности
группы населения, имеющей
Таким образом, идею, которую изначально имел в виду политик, трижды передадут по цепочке и обработают, прежде чем она дойдет до настоящего получателя (аудитории, на которую рассчитывалась). И всякий раз конкретный кодировщик (спичрайтер, пресс-секретарь, редактор) внесет что-то свое, субъективное, в идею политика В данном случае каждый акт кодирования в значительной степени зависит от профессионального опыта кодировщика
Сообщение
После того, как кодировщики осмыслили идеи отправителя (источника) и перевели их на язык, понятный получателю, эти идеи нужно передать в форме сообщения. Сообщение можно сделать с помощью различных средств коммуникации: выступления, газеты, пресс-релиза, пресс-конференции, радиорепортажа, телевыступления, встречи с глазу на глаз. Правда, специалисты продолжают спорить о том, что представляет собой сообщение (message). Существует по меньшей мере три наиболее распространенные точки зрения.
1. Сообщение — это содержание информации. То есть считается, что содержание коммуникации, то, чтосообщается, как раз и есть сообщением. Основное тут то, что составляет смысл статьи, выступления и т.д. При этом не важно, в какой среде, каким образом, с помощью каких средств было сделано сообщение и кто именно его сделал.