Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа
Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.
Введение………………………………………………………………………...2
1 Лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, как объект социальной работы………………………………………………………..…..4
1.1 Характер феномена преступности…………………………………………4
1.2 Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы…………………………………………………………………………..6
1.3 Проблемы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы…………………………………………………...…………..10
2 Социальная работа по подготовке к освобождению из мест лишения свободы………………………………………………………………………….12
2.1 Школа подготовки к освобождению……………………………………….12
2.2 Факторы, обуславливающие эффективность процесса реабилитации несовершеннолетних осужденных…………………………………….……….15
2.3 Взаимодействие клиента с социальным работником……………………..17
3 Изучение социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы…………………………………………………………..…..19
3.1 Административные обязанности по отношению к лицам, освобождающихся из мест лишения свободы…………………………….…...19
3.2 Исследование социальной работы с освобождающимися из мест лишения свободы на примере УИН МЮ РФ по Курской области…………...…………21
Заключение…………………………………………………………………...…26
Список литературы……………………………
В случае, когда
вопрос трудового и бытового устройства
освобождаемых беременных женщин, а также
женщин, имеющих при себе малолетних детей,
по избранному месту жительства решить
невозможно, принимаются меры к установлению
их родственных связей. Выясняется возможность
их регистрации, трудового устройства,
а также определения детей в дошкольные
детские учреждения по месту жительства
родственников.
В отношении
освобождаемых женщин, имеющих при
себе малолетних детей, больных острыми
заболеваниями или с
Осужденные, освобождаемые
из исправительных учреждений, нуждающиеся
по состоянию здоровья в постороннем уходе,
беременные женщины, женщины, имеющие
малолетних детей, несовершеннолетние
в возрасте до 16 лет направляются к месту
жительства в сопровождении родственников
или иных лиц либо работника ИУ.
Несовершеннолетние
осужденные, подлежащие освобождению
из воспитательных колоний, направляются,
как правило, к месту жительства
родственников либо иных лиц. Родственникам
либо иным лицам сообщается о дне
освобождения несовершеннолетнего
осужденного и предлагается прибыть в
воспитательную колонию для встречи и
сопровождения его к месту жительства.
Если у освобождаемого несовершеннолетнего
осужденного нет родственников или иных
лиц, администрация колонии направляет
запрос в орган опеки и попечительства,
подразделение по делам несовершеннолетних
органа внутренних дел и комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав,
образованную органом местного самоуправления,
по его прежнему месту жительства с просьбой
решить вопрос устройства такого лица
на работу или учебу и обеспечения его
жилой площадью.6
В необходимых
случаях несовершеннолетний осужденный
после освобождения в установленном
порядке может быть направлен
в школу-интернат, другое учебно-воспитательное
учреждение на государственное попечение
либо передан органам опеки и попечительства.
Несовершеннолетние осужденные в возрасте
до 16 лет направляются к месту жительства
в сопровождении родственников или иных
лиц либо работника ИУ. К решению вопросов
социальной защиты, трудового и бытового
устройства освобождающихся несовершеннолетних
осужденных привлекаются попечительские
советы, создаваемые при каждой воспитательной
колонии /10, 1 – 17/.
1.3 Проблемы социальной
адаптации лиц, отбывших
Важное значение
в предупреждении совершения новых преступлений
лицами, освобожденными из мест лишения
свободы, имеет непосредственная организация
на местах мероприятий по их социальной
адаптации, оказанию помощи по трудовому
и бытовому устройству и контроля за ними.
Многие осужденные
по отбытии длительных сроков лишения
свободы за совершенные ими тяжкие и особо
тяжкие преступления возвращаются в совсем
иное, чем до осуждения, общество. Как правило,
у них существуют жилищные проблемы, утрачены
связи с родственниками, установленные
законом гарантии по обеспечению их правового
статуса не могут быть осуществлены в
сложившихся в России социально-экономических
условиях. Подобная же участь ждет и многих
освобожденных, отбывших и менее длительные
сроки. Принятые персоналом исправительного
учреждения меры по бытовому и трудовому
устройству таких лиц оказываются недейственными
в силу их несостоятельности по причинам
растущей безработицы, отсутствия мест
в домах престарелых, отсутствия жилья,
негативного отношения к таким лицам со
стороны общества.
Сотрудники исправительных
учреждений и других правоохранительных
органов свидетельствуют о том,
что треть лиц, освобождаемых
из мест лишения свободы, в том
числе и в связи с амнистией,
в скором времени возвращаются обратно.
Не случайно рецидив преступлений чаще
имеет место именно в первое после освобождения
время. Отсутствие действенной системы
социальной реабилитации лиц, отбывших
наказание, практическая невозможность
трудоустройства, отсутствие жилья, могут
служить основанием для роста рецидивной
преступности. В настоящее время большое
количество осужденных освобождается
из исправительных учреждений, не имея
на лицевых счетах денежных средств. Это
одна из причин того, что процент рецидива
преступлений в Российской Федерации
один из самых больших в мире.
В современный
период к решению проблемы социальной
адаптации лиц, освобожденных из
ИУ, необходимо подходить комплексно,
придавая особо важное значение оказанию
им реальной помощи в первое после
освобождения время. Заслуживают внимания
предложения о создании фондов оказания
социальной помощи лицам, освобожденными
из мест лишения свободы, о подготовке
специальных кадров. В задачу таких фондов
входило бы: решение вопросов социальной
адаптации освобождаемых; открытие в банках
специальных счетов для оказания помощи
особо нуждающимся лицам, освобожденным
из исправительного учреждения; ввод в
действие современных технических средств
по наблюдению за лицами, поведение которых
в местах изоляции от общества вызывало
сомнения.7
2
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПОДГОТОВКЕ К ОСВОБОЖДЕНИЮ
ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
2.1 Школа подготовки
к освобождению
Нахождение в
местах лишения свободы отражается
на психологии человека. Особенности
психологии осужденных, прежде всего,
проявляются в определенном комплексе
психических состояний, которые развиваются
в местах лишения свободы. Социальная
изоляция усиливает угнетенное состояние,
которое является результатом фрустрации,
следствием полного краха жизненных планов,
целей, крушения надежд. У осужденного
может появиться неверие в свои силы, в
возможность снова обрести нормальную
жизнь. К моменту прибытия в колонию (тюрьму)
некоторые осужденные уже испытывают
состояние угнетенности, подавленности
от сознания своей вины перед обществом,
семьей. Эти осужденные не нарушают режим,
хорошо работают, выполняют требования
администрации ИУ.
За три месяца
до истечения срока наказания
сотрудники ИУ должны провести ряд
организационных и
Психолого-педагогическая
и практическая подготовка осужденных
к освобождению, проводимая с целью
закрепления результатов
Те осужденные,
которые прошли планомерную нравственную
и психологическую подготовку перед
выходом на свободу, не потеряли полезных
социальных связей с обществом и оказались
после освобождения в нормальном окружении,
могут достаточно быстро вернуться к полезной
деятельности и легче других отказаться
от соблазнов, ведущих на путь совершения
новых преступлений.8
Забота о социальной
помощи и реабилитации сводится к уведомлению
органов социальной защиты о предстоящем
освобождении, что отражено в ст. 180 УИК
РФ. Более четко представлены обязанности
администрации учреждения в обеспечении
освобождающегося из мест заключения
необходимыми документами, одеждой, обувью
и средствами. Порядок оформления необходимых
документов, соответствующий Правилу
№ 81 МСП, устанавливается статьей 181 УИК
РФ «Оказание помощи осужденным, освобождаемым
от отбывания наказания» /18, ст. 173, п. 4/.
Отметим, что обязанность обеспечить необходимыми
средствами для жизни на первое время
после освобождения для администраций
некоторых колоний установлена по прожиточному
минимуму.
Заключение не
только имеет смысл с точки
зрения ограждения общества от злой воли
преступника, но и призвано служить его
исправлению. Так, лишение или ограничение
свободы дает человеку, поставившему себя
вне общества, возможность переоценить
собственную жизнь, дабы вернуться на
свободу внутренне очищенным. Труд способствует
воспитанию личности в созидательном
духе, позволяет приобрести полезные навыки.
В процессе исправительного труда греховная
стихия в недрах души должна уступить
место созиданию, порядку, душевному миру.
Вместе с тем важно, чтобы лица, находящиеся
в местах лишения свободы, не испытывали
бесчеловечного обращения, чтобы условия
их содержания были такими, при которых
их жизнь и здоровье не подвергались бы
опасности, а на их нравственное состояние
не влиял бы пагубный пример других узников.
Социальная адаптация
в значительной мере зависит от степени
социальной отчужденности освобожденного,
характера его преступной деятельности,
ее продолжительности, состояния микросреды,
в которую он входит. Труднее адаптироваться
лицам, совершившим насильственные преступления,
а также грабителям, ворам; легче - спекулянтам,
взяточникам, расхитителям и пр. Основная
масса новых преступлений, совершаемых
лицами, которые отбывали наказание в
виде лишения свободы, приходится на период
до 3-х лет с момента освобождения. Причем
чуть более половины преступлений совершается
в первый год после освобождения.9
Процесс социальной
адаптации можно считать
2.2 Факторы, обуславливающие
эффективность процесса
Реабилитационные
мероприятия должны преследовать единую
цель и быть непременно взаимосвязаны.
Непременным условием успешности процесса
реабилитации выступает заинтересованность
самих подростков в результатах, а также
их семей, государства в целом. Главная
цель реабилитации – помочь несовершеннолетнему
успешно интегрироваться в общество, осознать
свое место в жизни.
Поскольку реабилитация
– это комплекс мер, связанных единой
программой, то в данном процессе должны
принимать участие специалисты различных
профессий. Единство усилий психологов,
социальных работников, психотерапевтов,
педагогов и других специалистов направлено
на устранение возникающей после освобождения
дезадаптации и способствует ресоциализации.
В зависимости от того, какие сферы жизнедеятельности
нарушены, различают виды реабилитации:
социальную, психолого-педагогическую,
медицинскую, профессиональную. Реабилитация
подростков, прибывших из мест лишения
свободы, включает в себя также процессы
реадаптации и ресоциализации.
К факторам, обуславливающим
эффективную реабилитацию после
освобождения можно отнести: возможность
пройти курс реабилитации в специальном
учреждении; возможность обратиться за
помощью к специалистам; наличие разработанных
и апробированных программ реабилитации
несовершеннолетних, освободившихся из
мест лишения свободы; наличие психолого-педагогических
методик работы по реабилитации несовершеннолетних
преступников; своевременное начало процесса
реабилитации; мотивация несовершеннолетних
к изменению образа жизни, поведения; консультативно-разъяснительная
работа с родителями, участие родителей
в процессе реабилитации; благоприятный
социум, отсутствие криминального окружения;
наличие условий для продолжения образования
и трудоустройства; желание работать или
получить образование.
2.3 Взаимодействие
клиента с социальным
Все формы и
методы взаимодействия социального
работника можно разделить на две
группы: работа с проблемой клиента, освобождающегося
из мест лишения свободы и работа по поводу
этой проблемы с другими учреждениями,
организациями, службами. Внутри этих
групп, в свою очередь, идет классификация
различных видов социального взаимодействия.
Важным компонентом социального взаимодействия
являются профессиональные умения и навыки
социального работника и, в частности,
степень владения методами поддержки,
социальной терапии, коррекции и реабилитации.
Информация о работе Изучение социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы