Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:31, курсовая работа
В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы. Имеется и немалый отечественный опыт.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходится ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Введение.
Глава1: Теоретические основы социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (осужденными).
1.1 История социальной работы с лицами, содержащимися по стражей (осужденными).
1.2 Специфика социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (подозреваемыми и обвиняемыми).
Глава 2: Технологии социальной работы с лицами, содержащимися под стражей
2.1 Основные аспекты работы с лицами, содержащимися под стражей
2.2 Совершенствование системы социальной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
32
Содержание.
Введение.
Глава1: Теоретические основы социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (осужденными).
1.1 История социальной работы с лицами, содержащимися по стражей (осужденными).
1.2 Специфика социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (подозреваемыми и обвиняемыми).
Глава 2: Технологии социальной работы с лицами, содержащимися под стражей
2.1 Основные аспекты работы с лицами, содержащимися под стражей
2.2 Совершенствование системы социальной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи.
В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы. Имеется и немалый отечественный опыт.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходится ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы:
Система исполнения уголовных наказаний ориентирована на две основные задачи: исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания. Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до трех лет с момента освобождения. При этом большая часть преступлений совершается в первый год после освобождения, это около 52,4%, в дальнейшем интенсивность рецидива постепенно снижается.
В условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план. Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная реабилитация. Именно поэтому на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.
Объект исследования: Социальная служба как способ реабилитации осужденных.
Предмет исследования: Особенности современных технологий социальной работы с осужденными в условиях исправительной колонии общего режима.
Гипотеза исследований: Уровень социальной реабилитации среди осужденных будет выше там, где социальные средства исправления осужденных применяются комплексно.
Цель: Выявить особенности социальных средств исправления осужденных.
Задачи работы:
-проанализировать юридическую и социальную литературу по проблеме;
-выявить специфику современной социальной работы в исправительных учреждениях;
-определить какие социальные средства исправления осужденных положительно влияют на социальную реабилитацию.
Методы исследования:
-анализ юридической и социальной литературы по проблеме;
-включенное наблюдение;
-метод независимых характеристик;
-беседы;
-анализ технологий социальной работы.
Глава 1: Теоретические основы социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (осужденными).
1.1 История социальной работы с лицами, содержащимися по стражей (осужденными).
В переходные моменты истории, один из которых в очередной раз переживает Россия, зачастую довольно сложно объективно оценивать действительность. Не является исключением и феномен социальной работы. За последние почти два десятка лет появилось уже очень много трудов, посвященных истории социальной работы в России.
Истоки социальной работы в России следует искать еще в древности. Уже тогда славянские народы отличались гуманным отношением к соплеменникам и даже к бывшим врагам. Официальным же началом является договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой. Именно этот договор, самый ранний из дошедших до нас письменных политических документов Руси, был первым официальным свидетельством заботы государства о тех своих соплеменниках, которые в этой заботе нуждаются.
Подлинным толчком для развития социальной работы в России стало принятие христианства в 988г. Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав Мудрый. Более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов – «Русской правды». «Русская правда», кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности[2].
«Русская правда впервые включила в себя подобие социальной программы. Эта первая попытка составления русского свода законов так или иначе определила все дальнейшее законотворчество на Руси. последующие своды законов во многом строились по образцу и подобию «Русской правды», так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждались основы социальной политики.
Итак, мы видим, что первые века христианства на Руси были отмечены душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможным.
Термин «социальная работа», используемый во многих отечественных научных журналах, появился в широкой научной практике сравнительно недавно, в конце 80-х – начале 90-х годов. Перенесенный из научной традиции американской системы помощи, он сыграл свою как позитивную, так и негативную роль.
Формируясь как самостоятельная научная парадигма, социальная работа вызвала у отечественных авторов достаточно большой разброс мнений относительно области ее познания. Одни исследователи предлагают положить в ее основу изучение механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида, другие – социальную деятельность, изменяющуюся под влиянием различных факторов, третьи – социальные отношения, возникающие в результате взаимодействия клиента и социальных служб. Отсутствие четко определенной области познания социальной работы осложняет осмысление ее исторической практики, поскольку при столь разных подходах достаточно трудно реконструировать исторический аспект существования выделяемых феноменов[3].
Еще «одна грань проблемы раскрывается при попытке редуцировать смысловое значение понятия в контексте иного феноменологического ряда, понятийного поля». Определяющую роль при этом играет акцент на первую часть термина – социальная, социальность. «Это приводит к тому, что смешиваются познавательные ориентиры, которые направляются не нам сам процесс, а на определяющие его условия». В результате все многообразие социальной работы сводится к одной из ее форм – социальной практике, понимаемой в контексте социальной истории.
Жестокая детерминация причинно-следственных связей социальной истории народа и истории процесса помощи не дает объективных, научных представлений не только о его жизни, но и о стадиях и этапах его развития. История других дисциплин, таких как психология, физика, филология и т. д., наглядно показывает наличие специфики. «Социальная история, — считает М. В. Фирсов, — есть только контекст, фон». Его учитывают при построении модели исторического процесса того или иного знания, но при этом осуществляется поиск своих детерминант, своих фаз, стадий развития, спада.
И, наконец, третья грань проблемы исследования понятия «социальная работа» связана с логикой научного мышления. Потребность в профессиональной деятельности по защите и поддержке выдвигает сегодня определенные принципы ее организации, которые базируются на синхронических подходах – «здесь и теперь». Это приводит к тому, что в отечественной науке о помощи развивается определенный тип мышления, при котором проблематика познается в мультикультурном контексте, на фоне существующего западноевропейского опыта, чему способствует единство категориально-понятийного аппарата, поскольку, во многих странах Западной Европы оказание помощи связано с данным унифицированным понятием.
Существует и субъективная научная потребность в синхронических сопоставлениях и ориентирах. Долгое время отечественная гуманитарная наука не имела возможности осмыслять свои шаги в контексте современных западных веяний и тенденций вне идеологического противопоставления социальных систем. Более того, отечественная социальная работа в ХХ в. Не имеет научных традиций, которые мы наблюдаем в других познавательных сферах, к тому же проблемы ее общественной практики не являлись предметом специального научного рассмотрения. По отношению к другим формам общественной поддержки, существовавшим в разное историческое время в России, социальная работа на рубеже нынешнего века выступает как определенная национальная система помощи, характеризующая культурно-исторический этап, на котором понятие идентифицирует способы и идеологию помощи, ее общественную практику и философию.
Рассматривая социальную работу как определенную культурно-историческую модель, парадигму помощи, мы тем самым включаем ее в ряд таких моделей помощи, как социальное обеспечение, общественная благотворительность, общественное призрение, княжеская благотворительность, «слепня», «помочи», то есть тех стадий культурно-исторического развития, которые проходит отечественная система помощи и защиты.
Изменение содержания понятия – явление объективное, оно идентифицирует определенный исторический этап развития процесса помощи и взаимопомощи, и смена понятия, как правило, ведет к смене ее модели. Эту закономерность мы наблюдаем не только в отечественной, но и в мировой практике.
Также рассмотрим историю зарубежного опыта социальной работы. Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. Не является исключением и Россия. И хотя многие зарубежные и российские исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась якобы лишь с 90-х гг. ХХ столетия, это абсолютно неверно.
Прежде всего необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населения. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Однако в конкретные периоды она имела разный характер, осуществлялась определенными методами и в неодинаковых формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценивалась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь лицам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, имела место всегда. И разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы.
Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использование ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.) методы.
Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития социальной работы с осужденными в тех или иных странах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа.
Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно (и нужно) выделять страны капиталистические и некапиталистические.
Изучение опыта социальной работы с осужденными за рубежом предполагает также типологию стран по сложившимся системам социальной работы. Именно по этому признаку ныне различают американскую (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев населения) и европейскую системы (с преобладанием в последней государственных форм помощи и поддержки населения).
Метод системного анализа позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы с осужденными.
Интернационализация всех процессов в современном мире, включая проблемы социальной защиты, показывает, что каждая страна не может справиться с этими задачами в одиночку.
Исторический опыт показал, что каждая страна, обладая своим особенным опытом, и каждый народ, имея свою неповторимую ментальность, будет идти по этому пути несколько иначе, чем другие. Поэтому изучение традиций каждой страны необходимо. Тогда мы увидим множественные модели развития и решения социальных проблем современности. И каждый народ сможет, сопоставляя свой путь и практику, опираясь на опыт других.
1.2 Специфика социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (подозреваемыми и обвиняемыми).
Объектом социальной работы являются люди, которые оказываются в сложной жизненной ситуации и не способны самостоятельно разрешить возникшие перед ними проблемы по социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Это могут быть и инвалиды, и пенсионеры, и лица, не имеющие жилья и, соответственно, прописки, подвергшиеся насилию и переживающие посттравматический синдром и т.д.
В теории социальной работы принято различать добровольных и недобровольных клиентов. Первые или сами инициируют оказание им социальной помощи, или не возражают против нее со стороны специалистов по социальной работе. Недобровольные же клиенты выступают против вмешательства в их личную жизнь, считая, что никакая помощь со стороны общества им не нужна, поскольку это делает их зависимыми, слабыми, угнетаемыми и т.д. Как правило, это лица, ведущие асоциальный образ жизни (алкоголики, наркоманы, преступники т.п.), по отношению к которым общество вынуждено применять определенные, иногда достаточно жесткие санкции социальной защиты от их негативного влияния.
Информация о работе Социальная работа с лицами, содержащимися под стражей