Социальная работа с лицами, содержащимися под стражей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы. Имеется и немалый отечественный опыт.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходится ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.

Оглавление

Введение.
Глава1: Теоретические основы социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (осужденными).
1.1 История социальной работы с лицами, содержащимися по стражей (осужденными).
1.2 Специфика социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (подозреваемыми и обвиняемыми).
Глава 2: Технологии социальной работы с лицами, содержащимися под стражей
2.1 Основные аспекты работы с лицами, содержащимися под стражей
2.2 Совершенствование системы социальной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

–        заверенную копию акта о несчастном случае;

–        заверенную копию свидетельства о смерти;

–        заверенную копию свидетельства о праве на наследство;

–        документ, удостоверяющий личность Выгодоприобретателя.

В случае постоянной утраты трудоспособности:

–        заявление от застрахованного осужденного;

–        заверенную копию акта о несчастном случае;

–        заверенную копию справки Государственной службы медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности.

При наступлении страхового случая осужденные получают от страховой компании реальную помощь,  им будут  предоставлены  все необходимые  виды обеспечения по  страхованию,  и  включая  оплату  расходов  на  медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Все это очень важно и имеет большое значение в настоящее время.

Взаимодействие со страховой компанией должен осуществлять и специалист по социальной работе, так как та помощь, которую может получить застрахованный осужденный поможет ему хоть как восстановиться после несчастного случая произошедшего с ним во время отбывания наказания.

Так же следует отметить то, что по мнению правозащитных организаций, такое страхование будет способствовать усилению контроля за соблюдением прав человека в местах лишения свободы.

Следующим видом страхования, на которое имеют право осужденные является пенсионное страхование. Так в статье 98 Уголовно-исполнительного кодекса говорится о том, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормилица и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выплата пенсий осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных[51].

Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе права осужденных на получение пенсии, косвенно указывает на наличие правовых норм их пенсионного обеспечения.

В целях обеспечения назначения и выплаты пенсий осужденным, а также координации деятельности служб исправительного учреждения и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, ГУИН МВД России утвердило «Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий  осуждённым, содержащимся в исправительных учреждениях».

Оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию осуществляется администрацией  учреждения. Для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий, а так же определяются лица, ответственные за подготовку документов в службах исправительного учреждения. Ответственный представитель исправительного учреждения осуществляет подготовку необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по мету нахождения учреждения. Представитель исправительного учреждения получает в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, пенсионное удостоверение осужденного, которое хранится в личном деле осужденного и выдается ему на руки в день освобождения[52].

С представителями исправительных учреждений по вопросам, связанным с назначением (перерасчетом) и выплатой государственных пенсий, проводятся консультации специалистами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

При назначении государственной пенсии кроме документов, необходимых для назначения данного вида пенсии, во всех случаях администрацией исправительного учреждения представляется паспорт осужденного и справка о нахождении осужденного в исправительном учреждении.

Подготовка, оформление и представление документов к назначению пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в Порядке представления и оформлении документов для назначения пенсий, утвержденном Минтрудом России 13.08.92 № 1654-РБ и Минсоцзащиты России 14.08.92 № 1-2761-18. Оформление же пенсий по инвалидности осуществляется после признания осужденного инвалидом, которое осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 13 августа 1996 г. № 965 , и в соответствии с Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития и Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 20 января 1997 года № 1/30[53].


2.2 Совершенствование системы социальной работы,

Современное человеческое общество как никогда нуждается в управлении, причем не в стихийном, а преимущественно в сознательном.

Управление – это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество с целью упорядочить и совершенствовать его социально - деятельностую структуру.

Воздействие – это способы, формы, приемы решения как глобальных, так и конкретных общественных проблем.

Цель воздействия – оптимизировать функционирование объектов, субъектов, явлений, социальных процессов.

Следовательно, вольно или невольно мы сталкиваемся с необходимостью технологизации социальных процессов, которая сводится к :

разграничению, разделению, расчленению процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

координации и поэтапности действий, направленных на достижение искомого результата;

однозначности выполнения включенных в технологию проецедур и операций[54].

Социальные технологии можно трактовать двояко:

1)     Как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач;

2)     Как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

 

Выделяют два компонента социальных технологий:

  1. Программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);
  2. Сама деятельность, построенная в соответствии с этими программами.

Социальные технологии можно рассматривать как конкретизацию, своеобразное следствие технологизации в социальной сфере. В этом случае их можно интерпретировать как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения[55].

Смысл, содержание, специфика социальной технологии определяются проблемной ситуацией, в целях которой разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение соответствующего состояния социального объекта.

В этом плане очень важным представляется понимание социального пространства как основополагающей категории социальной технологизации.

В широком смысле к социальному пространству можно отнести все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека, реализацию социальных потребностей граждан, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил человека, социума.

В узком смысле социальное пространство означает сущностную характеристику условий и возможностей социального развития индивидов, групп, общностей.

Следует отметить тесную взаимосвязь между социальными технологиями и социальным управлением, особенно с такими его компонентами, как техника и технология управления.

Особую значимость для понимания и реализации социальных технологий имеют социологические знания, разработка программы социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы[56].

Технологии социальной работы можно разделить на три большие группы (что нашло свое отражение в соответствующей Примерной программе и стандартах):

1)     Общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество и социальное попечительство;

2)     Технологии социальной работы с разными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью. теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной группы;

3)     Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности.

Существует классификация технологий с учетом уровней социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и социетальный (местный, региональный, федеральный, а также континентальный и мировой). Несомненно, что теоретическая компонента в каждой из них различна.

По-разному определяются технологии социальной работы в профессиональной и непрофессиональной деятельности.

Принимая во внимание, что предметом исследования нашей дипломной работы является социальный процесс в исправительном учреждении, то вполне уместны социальные технологии обычно понимаются в двух аспектах. Во-первых, их можно трактовать как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело, прежде всего, с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы. Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают также совокупность приёмов методов воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем. Это более конкретная характеристика социальных технологий[57].

В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками – социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

 

Классификация технологий в социальной работе может быть весьма разнообразной. Это обусловлено тем, что социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий, используемых в социальной работе, следует помнить, что социальная работа – это прежде всего разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми (в частности, с социальными работниками и их клиентами) и возникающими между ними отношениями[58].


Заключение.

Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности происходит преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудный подросток.

Подростковый возраст считается кризисным, переломным периодом в жизни человека. С одной стороны, трудные подростки чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, а с другой – способны и на впечатляющие проявления альтруизма. В этой непредсказуемости и выражается весь несовершеннолетний период, – период контрастов и перемен.

Сегодняшние трудные подростки переживают фактически двойной кризис. Они живут в эпоху стремительных изменений, происходящих во всех сферах нашей жизнедеятельности.

Наиболее сильное влияние на сегодняшних несовершеннолетних оказывают технологические и социальные изменения, урбанизация и рост городов, меркантильность и бедность, средства массовой информации, социальная и эмоциональная напряженность, нестабильность в семье, жизненные события и связанные с ними стрессы.

Сегодня изменился и статус школы. Современная школа перестаёт быть той средой, где бы подросток смог научиться решать свои личные проблемы сам и более эффективно взаимодействовать с социумом. Школа на сегодняшний день, к сожалению, является местом получения знаний, и только. Во многих школах мало или вообще нет досуговых центров, различных организаций и кружков. В связи с этим, большая часть несовершеннолетних взрослеет среди сверстников на улице, во дворах, барах и т.д. Часто именно в таких компаниях трудные подростки начинают курить, пить, употреблять наркотики и заниматься преступной деятельностью.

Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска, так как:

1)         сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой «Я-концепции»;

2)         противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля – «детские» формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще не сложились и не окрепли;

3)         ограниченность и неопределенность социального положения юношества.

Процесс становления социальной помощи в России – явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.

Информация о работе Социальная работа с лицами, содержащимися под стражей