Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:31, курсовая работа
В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы. Имеется и немалый отечественный опыт.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходится ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Введение.
Глава1: Теоретические основы социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (осужденными).
1.1 История социальной работы с лицами, содержащимися по стражей (осужденными).
1.2 Специфика социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (подозреваемыми и обвиняемыми).
Глава 2: Технологии социальной работы с лицами, содержащимися под стражей
2.1 Основные аспекты работы с лицами, содержащимися под стражей
2.2 Совершенствование системы социальной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Следует разделять понятия «объект» и «клиент» социальной работы. Под объектом принято понимать то, на что направлено внимание и деятельность социального работника, те индивиды и группы людей, которые сами могут не инициировать оказание им социальной помощи и поддержки, но объективно нуждаются в ней. Понятие «клиент» означает, что те или иные индивиды, группы сами обращаются к специалистам по социальной работе, в социальные службы с просьбой оказать им какое-либо содействие в разрешении т рудной жизненной ситуации.
Понятие же недобровольный клиент, скорее всего, возникло в организациях (наркологических клиник, венерологических диспансеров, исправительных учреждений), в которых социальных работников обязывают «обслуживать» лиц, представляющих объективную опасность для общества (венерические инфекции, распространение ВИЧ-инфекции, совершение новых преступлений и т.п.), соблюдая при этом их права и законность.
Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены закономерностями:
1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия.
2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.
3. Реализация общих интересов клиента через частные (хочу стать нужным - посиди со внуком, хочу стать знаменитым - напиши статью, книгу, мемуары).
4. Соответствие уровня развития субъекта и объекта.
5. Закономерности проявляют себя независимо от воли, желания социального работника[4].
Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации.
Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект.
Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты.
Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественность принципов социальной работы. Их можно объединить в три группы:
социально-политические;
организационные;
психолого-педагогические[5].
В исправительных учреждениях присутствуют среди объектов социальной работы несколько категорий осужденных:
- те, кто объективно нуждается в социальной помощи и поддержке, не инициирует эту помощь, но и не отказывается от нее в случае ее представления,
- те, кто объективно нуждается в социальной помощи, но отказывается от контакта и сотрудничества с социальными работниками,
- наконец, те, кто в качестве добровольного клиента сами инициируют оказание им социальной помощи и поддержки.
Социальная работа проводится с осужденными, а также их группами, нуждающимся в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. Социальная помощь в первую очередь оказывается таким категориям осужденных, как:
инвалиды;
престарелые;
пенсионеры;
лица переведенные из воспитательной колонии;
беременные женщины;
женщины имеющие при себе малолетних детей;
лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями;
не имеющие определенного места жительства;
утратившие родственные связи;
страдающие алкогольной или наркотической зависимостью[6].
Основными целями социальной работы являются обеспечение оптимальных условий адаптации осужденных к условиям изоляции, их исправления, создание предпосылок для успешной ресоциализации и социальной реабилитации граждан после освобождения из мест лишения свободы.
Основные задачи группы:
1.Выявление социальных проблем осужденных, осуществление их социальной защиты во всех сферах жизнедеятельности в период отбывания
наказания, оказание им социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решение данных вопросов.
2.Подготовка осужденных к освобождению, восстановление и укрепление их социально полезных связей, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения.
3.Подготовка и оформление совместно с заинтересованными службами документов, необходимых для назначения и выплаты пенсий осужденным[7].
К основным функциям группы относятся:
- осуществление социальной диагностики осужденных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите, разработка индивидуальных программ по работе с ними;
- комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи совместно с сотрудниками психологической службы и других служб исправительного учреждения;
- обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи, стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем и проблем других людей;
- укрепление положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, с родственниками, близкими, общественными и религиозными объединениями;
- формирование микросреды, благоприятствующей исправлению и ресоциализации осужденных;
- привлечение осужденных, их групп и деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи;
- обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных в социальной сфере, социальное сопровождение осужденных на всех этапах исполнения наказания, проведение работы по улучшению социально-бытовых и морально-психологических условий отбывания наказания;
- постоянное осуществление деятельности по подготовке осужденных к освобождению;
- оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения[8].
Все выше изложенное подтверждает то, что в уголовно-исполнительном законодательстве не только косвенно говорится о правовых основах социальной работы с осужденными, но и есть нормы, которые закрепляют юридически социальную работу с осуждёнными.
Существующая система организации воспитательной работы с осужденными создавалась в 60-70-тые годы прошлого века и в основном соответствовала задачам исправительно-трудовой системы того времени. В основу воспитательной работы была положена концепция, согласно которой воздействие на человека должно осуществляться через труд и коллектив. Однако в современных условиях эта система уже не работает.
Сегодня Федеральной службой исполнения наказаний взят курс на усиление индивидуализации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества.
В рамках реализации Концепции начата разработка новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики. При проведении этой работы мы начали использовать компьютерные технологии. Сегодня разрабатывается компьютерная программа, которая позволит обеспечить ведение обширной компьютерной базы данных на каждого осужденного (электронный дневник), в которой будут отражаться результаты социального анкетирования осужденного, психологических тестов, его социально-демографическая, уголовно-правовая и индивидуально-психологическая характеристика. Это позволит обеспечить глубокое изучение личности осужденного, подготовку для него эффективной индивидуальной программы для подготовки к жизни после освобождения.
Вместе с тем ФСИН России не отказывается от положительно зарекомендовавших себя форм воспитательной работы с осужденными, предполагается дальнейшее совершенствование правового, духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания осужденных, пропаганды здорового образа жизни.
Предполагается расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет[9].
В полной мере используется потенциал религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Заключены соглашения о сотрудничестве с Русской Православной Церковью, Централизованной мусульманской организацией Совет Муфтиев России, Федерацией еврейских общин России, Буддийской традиционной Сангхой России, подписана Программа основных направлений взаимодействия о сотрудничестве ФСИН России с Российским Союзом Евангельских христиан-баптистов.
В настоящее время в учреждениях ФСИН России функционируют 534 храма, в том числе - 487 Русской православной церкви, 38 исламских мечетей. 6 буддийских дуганов и 3 костела Римско-католической церкви. Продолжается строительство еще 63 религиозных объектов. Действует 679 молитвенных комнат для представителей разных вероисповеданий.
В исправительных учреждениях создано более 1200 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается 86300 осужденных. Во многих исправительных учреждениях организованы радиотрансляции проповедей, рассказов о духовной жизни, поздравлении со священными праздниками.
С 2010 года проводится эксперимент по включению священнослужителей Русской Православной Церкви в деятельность исправительных учреждений на постоянной основе на базе исправительных учреждений Республики Мордовия, Камчатского края, Вологодской и Саратовской областей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 года №842 при Федеральной службе исполнения наказаний функционирует Общественный совет по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы. В 2010 году произошла плановая ротация членов Общественного совета при ФСИН России, в его состав вошли члены Общественной палаты Российской Федерации, общественных советов при территориальных органах ФСИН России, представители общественных благотворительных организаций традиционных религиозных конфессий, коммерческих структур, средств массовой информации, творческой интеллигенции. В настоящее время его состав насчитывает 25 человек.
В соответствии с требованиями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года активно участвуют в воспитательном процессе деятели культуры и искусства, спортсмены, представители молодежных движении. Представители общественных организаций привлекаются к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы.
Для повышения качества деятельности учреждений ФСИН России, развития благотворительности и попечительства подготовлены предложения по внесению изменении в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части создания попечительских советов при учреждениях, исполняющих наказание.
В целях совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за исполнением уголовных наказаний, обеспечения прозрачности в деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также расширения полномочий общественных наблюдательных комиссий, подготовлены предложения о внесении изменений в действующее законодательство в части закрепления возможности участия представителей общественных наблюдательных комиссий в работе комиссий исправительных учреждений при рассмотрении вопросов условно-досрочного освобождения осужденных, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменения вида исправительного учреждения[10].
Диагностика социальных проблем исправительных учреждениях осуществляется прежде всего традиционным набором методов конкретных социологических и социально-психологических исследований: метод анализа документов (контент-анализ), наблюдение, включая аудиовизуальную симптоматику, интервьюирование руководителей исправительных учреждений и других сотрудников, анкетирование осужденных, метод социометрии и др.
С помощью перечисленных методов и исходя из основных задач, стоящих перед социальной службой исправительных учреждений, специалисты по социальной работе выясняют наличие и уровень злободневности следующих социальных проблем в конкретном исправительном учреждении:
1) удовлетворение осужденных питанием в столовой, в магазине при исправительном учреждении (стоимость питания в сутки, наличие продуктового ассортимента в магазине, количество денег, затрачиваемых осужденными на продукты питания, количество продуктовых посылок от родственников и благотворительных организаций);
2) соблюдение в данном исправительном учреждении санитарных норм размещения осужденных в соответствии с существующими нормативами (спальные место, туалеты, количество помывочных мест в бане и т.п.);
Информация о работе Социальная работа с лицами, содержащимися под стражей