Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:31, курсовая работа
В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы. Имеется и немалый отечественный опыт.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходится ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Введение.
Глава1: Теоретические основы социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (осужденными).
1.1 История социальной работы с лицами, содержащимися по стражей (осужденными).
1.2 Специфика социальной работы с лицами, содержащимися под стражей (подозреваемыми и обвиняемыми).
Глава 2: Технологии социальной работы с лицами, содержащимися под стражей
2.1 Основные аспекты работы с лицами, содержащимися под стражей
2.2 Совершенствование системы социальной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
3) соблюдение санитарной гигиены осужденными (чистота в жилых и производственных помещениях, чистота одежды, свежесть воздуха, работа медсанчасти и т.д.);
4) соблюдение личной безопасности осужденных (случаи насилия по отношению к отдельным осужденным со стороны представителей администрации и других осужденных, меры профилактики насилия в исправительном учреждении);
5) удовлетворение культурных потребностей осужденных (наличие библиотеки и количество, тематическая структура книг в ней, наличие школы и возможность обучения, количество обучающихся и отношение к учебе);
6) удовлетворение потребности в общении, досуг осужденных (наиболее типичные формы проведения досуга, возможности для рационального, развивающего досуга, общение с родственниками, с представителями общественных организаций, шефскими организациями);
7) оказание правовой помощи осужденным (возможность правовой консультации, обращения за помощью к адвокату, юристу, наличие правовой литературы в библиотеке исправительного учреждения);
8) соблюдение законности сотрудниками исправительного учреждения, анализ жалоб осужденных прокурору по надзору;
9) трудовая занятость осужденных и возможность приобретения новой профессии (анализ трудовой занятости, условия труда осужденных, количество профессий, которые могут получить осужденные в период отбывания уголовного наказания, уровень заработной платы осужденных и т.п.);
10) анализ социально-психологического климата в среде осужденных (наличие конфликтов и характер их разрешения), характер взаимоотношений осужденных и персонала ИУ.
На основе периодической диагностики актуальных проблем социальные работники разрабатывают и регулярно обновляют впоследствии социальный паспорт ИУ.
Социальный паспорт любой организации представляет собой совокупность упорядоченных сведений социального характера о составе персонала этой организации. Применительно к исправительным учреждениям социальный паспорт представляет собой описание наиболее социально значимых характеристик, как осужденных, так и коллектива сотрудников исправительного учреждения. Кроме социального паспорта коллектива осужденных исправительного учреждения специалисты по социальной работе в будущем будут периодически разрабатывать социальный паспорт всего учреждения. А это предполагает диагностику социальных проблем персонала учреждения и составление соответствующего документа о коллективе сотрудников.
Помимо социальных паспортов на коллективы осужденных и сотрудников социальный паспорт должен, по идее, содержать и блок по социальной инфраструктуре исправительного учреждения, включая и обеспеченность жильем сотрудников, наличие базы отдыха (профилактория), столовой для персонала и т.п. На основе всей этой сводной информации можно разрабатывать совместно с руководством план социального развития исправительного учреждения и раз в пять лет рассматривать и утверждать его на различных уровнях управления, начиная с общего собрания всех сотрудников.
Характеристика методов социальной работы вообще, и социальной работы с осужденными в частности представляет собой весьма сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы направления профессиональной деятельности.
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем.
Будущий социальный работник оказывается перед проблемой; как, каким путем помочь подростку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. Цели деятельности социального работника – содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав трудного подростка[11].
Социальный работник должен быть главным посредником между подростком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями правоохранительных органов, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.
Основные направления деятельности социального работника:
1. Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем взрослых, попадающих в сферу влияния социального работника. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.
2. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).
3. Помощь несовершеннолетним в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы несовершеннолетнего. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для несовершеннолетнего событий.
4. Профилактика правонарушений, девиантного поведения несовершеннолетних, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Привлечение несовершеннолетних, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности несовершеннолетних в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.
6. Индивидуальное и групповое консультирование несовершеннолетних, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания несовершеннолетних в семье.
7. Организация взаимодействия различных групп взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с подростками.
8. Пропаганда и разъяснение прав несовершеннолетних, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав подростка на основе конвенции о правах подростка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба подростка[12].
Как бы ни велика была роль социального работника и других специалистов, работающих с несовершеннолетними, в осмыслении реальной действительности, процессов развития знаний о природе человека, их взгляды не могут быть истиной в последней инстанции. Тем не менее, как высказывался Л.С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития подростка… Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение – значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем…»[13].
Сущность социально-педагогической деятельности заключается в том, что в поле зрения находится подросток и окружающая его социальная среда, а социальный работник помогает решению проблем подростка в процессе его социализации. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с подростком в течение длительного времени. С помощью методов социальный работник может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Следует отметить, что поскольку социальная педагогика – молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный работник в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.
Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются приемы и средства. Однако приемы могут использоваться социальным работником и вне зависимости от методов. Э.Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы:
1) к созидающим приемам он относит такие, как:
- поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы подростка, доверие и др.
- к тормозящим он относит такие, как: приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др[14].
Применение того или иного приема социальным работником зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения подростка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации.
Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным работником для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будят служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности.
В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального работника, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы – это те пути, с помощью которых он это сделает [15].
Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный работник имеет дело с подростками, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.
Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них.
Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют действенной силы. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения подростка, что способствует формированию убеждений[16].
Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать подростка в правоте его взглядов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального работника.
Психологические особенности восприятия содержания речи должны быть таковы, чтобы вызвать у подростка надежду, гордость, чувства раскаяния в содеянном поступке и другие положительные эмоции.
Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.
Для несовершеннолетних используются диспут – метод, способствующий формированию суждений. Однако положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального работника: выбор темы диспута, понятной и близкой детям, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее согласовать с подростками тему диспута, подобрать соответствующую литературу, с которой дети знакомятся до диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др[17].
Важным в деятельности социального работника является учет нравственного идеала, которому следует ребенок. Нравственный идеал – это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Сила воспитательного примера основывается на подражательности несовершеннолетних, на их способности копировать те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и соответствуют их взглядам. Еще древнегреческий философ говорил, что «длинен путь через наставления, короток через пример». К.Д. Ушинский писал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В конечном итоге убеждение – это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения[18].
Сложность работы социального работника заключается в том, что нравственные привычки большинства несовершеннолетних, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки.
Другая трудность в работе с такими подростками – укоренившиеся вредные привычки: курить, пить спиртное, сквернословить, быть агрессивными. В этом случае социальный работник занимается фактически перевоспитанием несовершеннолетних, приобщением их к нормам и правилам общества[19].
Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный работник прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра; творческая, сюжетно-ролевая и другие виды игр. Ценность игры заключается в том, что собственными потребностями трудного подростка становятся те нормы, следовать которым мы его хотим приучить.
Информация о работе Социальная работа с лицами, содержащимися под стражей