Социальная работа в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Социально-политические перемены, происходящие на современном этапе развития общества, резко обострили криминогенную ситуацию: растет процент совершаемых преступлений и правонарушений, увеличивается количество рецидивной преступности, снижается возрастная планка правонарушителей. Закономерности возникновения этих явлений связаны со снижением уровня жизни; ростом социально-экономических проблем.

Файлы: 1 файл

Курсовая121.docx

— 60.22 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-политические перемены, происходящие на современном этапе развития общества, резко обострили криминогенную ситуацию: растет процент совершаемых преступлений и правонарушений, увеличивается количество рецидивной преступности, снижается возрастная планка правонарушителей. Закономерности возникновения этих явлений связаны со снижением уровня жизни; ростом социально-экономических проблем.

Актуальность проблемы социальной работы с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, уходит корнями еще в исторические традиции России, когда имевшаяся во времена Петра I система государственного призрения носила характер централизованного управления. В период царствования Екатерины II, эта система еще более упорядочилась введенными епархиальными приказами общественного призрения. Утверждавшиеся в 19 веке концепции правовых реформ обусловливали открытие благотворительных организаций, среди которых особое место занимали дома трудолюбия и работные дома. В начале 20 века в связи с обострением внимания к проблемам детской преступности в России создается превентивная доктрина, обоснованная научными нормами. Социальные услуги предоставлялись дезадаптированным несовершеннолетним. Представители патронажных организаций играли ведущую роль в исправлении преступников, содержащихся в разноплановых исправительных учреждениях дореволюционной России. Самыми распространенными мерами социальной помощи бывшим осужденным были тогда обеспечение ремеслами или сельскохозяйственными работами, трудоустройство. Наряду с этим развиваются и альтернативные системе уголовной юстиции представители государственных учреждений и общественных организаций, среди которых - разнопрофильные заведения постпенитенциарной помощи осужденным.

В современных условиях роста преступности в России, актуальным представляется применение отечественного и зарубежного положительного опыта в предупредительно-профилактической деятельности, где ведущее место отводится организации пенитенциарной помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, совершенствование государственно-правового механизма регулирования института социальной помощи.

Статистическая база исследования преступности в России на сегодняшний день оперирует высоким процентом рецидивов. Проблема необходимости осуществления социальной работы в местах лишения свободы остается актуальной. Попадая в пенитенциарное учреждение, человек сталкивается с новыми и непривычными для него условиями жизни, кроме того, лишение свободы уже выступает стрессовым фактором. В этом плане актуальность приобретает организация социальной работы, направленной на социальную адаптацию осужденных к новым условиям жизни, оказание комплекса мер социально-правового характера. Разработанность проблемы на государственном, политическом и социальном уровнях до сих пор остается недостаточной. Это и обусловило выбор темы исследования: «Социальная работа в местах лишения свободы».

Цель работы: изучить социальную работу в местах лишения свободы как комплекс мер правового, социального, медицинского характера, направленных на социальную адаптацию осужденных.

Цель работы обусловила постановку следующих задач исследования:

  1. Рассмотреть проблемы социальной работы с лицами, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях.
  2. Рассмотреть осужденных в качестве объекта социальной работы.
  3. Выявить этические основы и принципы социальной работы в местах лишения свободы.
  4. Раскрыть специфику социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
  5. Изучить поэтапную реализацию социальной технологии  местах лишения свободы.

Объект: лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы

Предмет: теория и практика пенитенциарной социальной работы.

Гипотеза: организация социальной работы в местах лишения свободы включает комплекс мер правового, социального, медицинского характера и способствует социальной адаптации заключенных.

Теоретическая и практическая значимость исследования: результаты и практическая проверка основных положений курсовой работы могут быть использованы для разработки реабилитационных программ осужденным и рекомендаций в области социальной политики, призванной обеспечить функционирование системы пенитенциарной социальной адаптации осужденных.

Методы исследования: анализ литературных источников, методы системного анализа, методы сравнений и аналогий, методы обобщений.

Теоретико-методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, научные труды зарубежных ученых в области социологии, уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права: И.С. Кон, М. Ансель, Н. Смелзер, Г. Шнайдер, Ю. Чанг и отечественных ученых: Н.В. Андреенкова, Ю.М. Антонян, О.И. Бажанов, М.Н. Гернет, А.В. Бриллиантов, В. Бурчанинова и др.

В области социологии преступности ведущими являются работы                    Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Р. Мертона, Т. Парсонса. Значительный вклад в области исследования социологии преступности внесли такие авторы, как А.И. Александров, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев, Д.А. Ли, Д.А. Шестаков, Т.В. Шипунова, В.Е. Эминов, A.M. Яковлев и др.

Сущность социальной работы с осужденными составили труды Н.М. Платоновой, Л.В. Мардахаевой, М.А. Галагузовой, В.А. Никитина и др. Вопросами индивидуальной работы с осужденными занимались А.И. Мокрецов, А.С. Михлин, В.П. Голубев. Вопросам, касающимися социальной адаптации осужденных в пенитенциарных учреждениях, занимались отечественные и зарубежные исследователи: Л.В. Корель, Т. Парсонс, М.А. Шабанова, М. Вебер и др.

Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, пять параграфов, заключение, список литературы, представленный 36 источниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В ОБЛАСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

    1. Проблемы социальной работы с лицами, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях

Лица, нарушившие установленные законом государства нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях. Перед государством стоит задача не только наказания человека за совершенное преступление, но перевоспитание и возвращение в общество социально-здорового человека. Решение таких задач возложено на специальные пенитенциарные учреждения. Термин «пенитенциарный» (от лат. «юридический») означает отношение к наказанию, преимущественно уголовному.

Прежде всего дадим характеристику пенитенциарного учреждения. Пенитенциарное учреждение представляет собой специальное (преимущественно государственное) учреждение, предназначенное для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Это осуществляется отраслью социальной педагогики, занимающейся проблемами воспитания осужденных в условиях мест отбывания наказания, получила название пенитенциарной (исправительной) педагогики. Она представляет собой социальную педагогику, изучающую возможности исправления нравственной деформации личности осужденного и осуществляющую воспитательное воздействие на него с целью перевоспитания в условиях отбывания уголовного наказания[14].

В специальной литературе встречается выражение исправительно-трудовая педагогика, под которой понимают отрасль социально-педагогической науки, изучающей организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания – как связанных, так и не связанных с лишением свободы[25].

Система исправительной (пенитенциарной) педагогической теории и практики сложилась как самостоятельная отрасль знаний и педагогической деятельности в начале 60-х годов. Это было связано с существенными изменениями, произошедшими в этот период в исправительно-трудовой практике. В настоящее время можно выделить следующие основные задачи теории пенитенциарно-педагогической работы:

  1. Исследование педагогической системы исправления (перевоспитания) и возможности ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений и вне их.
  2. Выявление и обоснование закономерностей процесса перевоспитания осужденных.
  3. Исследование самого процесса перевоспитания, его содержания, средств, форм, методов воспитательной работы.
  4. Прогнозирование развития педагогической системы в органах, исполняющих наказания.
  5. Исследование социально-педагогического назначения уголовного наказания как метода воздействия на личность осужденного.
  6. Определение критериев и показателей степени исправления личности, насыщение этих понятий конкретным содержанием для практического применения.
  7. Исследование действенности исправительной и перевоспитательной деятельности пенитенциарных учреждений.
  8. Разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных после освобождения.
  9. Социально-психологические проблемы предупреждения рецидива.
  10. Изучение отечественного и зарубежного опыта, возможностей его применения в наших условиях.

Социально-политические перемены, происходящие на современном этапе развития общества, резко обострили криминогенную ситуацию: растет процент совершаемых преступлений и правонарушений, увеличивается количество рецидивной преступности, снижается возрастная планка правонарушителей. Закономерности возникновения этих явлений связаны со снижением уровня жизни; ростом социально-экономических проблем. Реабилитационная работа с бывшими осужденными проводится не в достаточном объеме, что обусловлено нехваткой кадров и отсутствием новых методов работы, соответствующих современным реалиям.

Социальная помощь лицам, находящимся в местах лишения свободы, представляет собой комплекс государственно-правовых, социально-экономических, организационных и других мер по трудовому и бытовому устройству освобожденных, повышению их профессионального и образовательного уровня, медицинскому обслуживанию, восстановлению социально полезных связей, жилищных и гражданских прав, решению вопросов пенсионного обеспечения и иных видов социального обеспечения.

Реабилитационная работа с осужденными имеет множество преимуществ, активно влияя на процесс ресоциализации, внедряя научно-обоснованные психолого-педагогические средства. По мнению криминолога Д. Глейзера, хотя в отношении особо опасных преступников реакция социума и в будущем будет оставаться в рамках модели справедливости (т.е. лишение их свободы путем помещения в тюрьму), но гуманизм, заключенный в модели социальной реабилитации (исправление на основе улучшения человеческих взаимоотношений и ценностной ориентации в небольших хорошо контролируемых общинах), будет активно способствовать ее перспективному развитию. Согласно исследованию Ю.В. Чакубаша, принципы, заложенные в зарубежной модели социальной реабилитации, имеют много общего с идеями, содержавшимися в педагогической системе А.С. Макаренко и развиваемыми в современной отечественной юридической педагогике и психологии. В этой связи представляется актуальным, чтобы ресоциализирующая деятельность, начатая в исправительных учреждениях при участии общественности, получала дальнейшее многоплановое развитие и с лицами, отбывшими наказание[17].

    1. Осужденные как объект социальной работы

В любом государстве одним из важнейших направлений внутренней политики государства считается социальная политика. А.С. Сорвина под социальной политикой понимает характеристику взаимосвязанных законодательных экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права социальных групп населения и отдельного человека в обществе[30]. Правовую и теоретическую основу социальной политики составляют положения Конституции Российской Федерации. Объектом социальной политики является человек, группа людей, а также сфера их жизнедеятельности. Объекты социальной политики, как правило, находятся в сложных жизненных условиях, не способны разрешать самостоятельно проблемы, связанные с адаптацией к изменившимся жизненным условиям. Социальная работа является технологией осуществления социальной политики социально уязвимых групп населения. Она складывается из профессиональной деятельности работников социальной сферы, способствующих укреплению способностей людей к функциональному существованию в обществе, повышая уровень социального благополучия. Деятельность работников социальной службы способствует реализации прав, компенсации физических, психических, социальных и иных недостатков людей, препятствующих их полноценному социальному функционированию.

Под осужденным понимается лицо, отбывающее определенный срок наказания в местах лишения свободы посредством судебного приговора[27].

Объектами социальной работы могут выступать следующие категории осужденных:

  1. Нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации, и не отказывающиеся от нее в случае ее предоставления;
  2. Нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации, но не идущие на контакт с социальными работниками.

С осужденными сотрудниками социальных служб ведутся мероприятия по изучению личности бывших осужденных: волевые, интеллектуальные и эмоциональные характеристики; изучению черт характера, диагностика типа темперамента; определение состояния здоровья, физического развития. Выявляются семейные и материально-жилищные условия человека, состав семьи, особенности владения профессией, образование; жизненные ориентации, отношение к труду.

Объектами социальной работы выступают лица, в силу различных причин нарушившие закон и осужденные судом. Они отличаются по возрастным характеристикам, половой принадлежности, социальной опасности, отношению к отбыванию наказания, религиозной принадлежности и др.

Субъектами социальной работы выступают социальные работники, которых можно классифицировать на две большие группы: аттестованные и вольнонаемные. У каждой категории сотрудников существуют свои функциональные обязанности.

1.3. Этические основы  и принципы социальной работы  в местах лишения свободы

Являясь объектом социальной работы, осужденные требуют особого подхода при работе с ними. Как один из аспектов работы можно выделить применение профессионально-этических норм и правил.

Субкультура мест лишения свободы надолго запечатлевается в сознании бывших заключенных, признаваясь единственно правильной, но при выходе на свободу человек обнаруживает ее несоответствие жизненным реалиям. В этом отношении социальному работнику важно определить направленность и ценности процесса общения с бывшим осужденным. Здесь важно проявлять терпимость, гуманность, этичность, сопереживание, уважение внутреннего мира другого.

В контексте вышесказанного необходимо выделить основные этические стандарты социального работника при работе с бывшими осужденными. Разработан специальный этический кодекс при работе с лицами, находящимися в местах лишения свободы. Рассмотрим его основные положения.

  1. Социальный работник должен руководствоваться в первую очередь интересами клиентов и быть образцом для подражания в аспектах личного поведения.
  2. Максимально способствовать реализации самостоятельности клиентов.
  3. Хранить в тайне всю информацию, сообщенную клиентов, в соответствии с уважением частной жизни.
  4. Руководствоваться в своей работе ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии[20].

Информация о работе Социальная работа в местах лишения свободы