СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социально-политические перемены,
происходящие на современном этапе развития
общества, резко обострили криминогенную
ситуацию: растет процент совершаемых
преступлений и правонарушений, увеличивается
количество рецидивной преступности,
снижается возрастная планка правонарушителей.
Закономерности возникновения этих явлений
связаны со снижением уровня жизни; ростом
социально-экономических проблем.
Актуальность проблемы социальной
работы с лицами, отбывающими наказание
в местах лишения свободы, уходит корнями
еще в исторические традиции России, когда
имевшаяся во времена Петра I система государственного
призрения носила характер централизованного
управления. В период царствования Екатерины II, эта система еще более упорядочилась
введенными епархиальными приказами общественного
призрения. Утверждавшиеся в 19 веке концепции
правовых реформ обусловливали открытие
благотворительных организаций, среди
которых особое место занимали дома трудолюбия
и работные дома. В начале 20 века в связи
с обострением внимания к проблемам детской
преступности в России создается превентивная
доктрина, обоснованная научными нормами.
Социальные услуги предоставлялись дезадаптированным
несовершеннолетним. Представители патронажных
организаций играли ведущую роль в исправлении
преступников, содержащихся в разноплановых
исправительных учреждениях дореволюционной
России. Самыми распространенными мерами
социальной помощи бывшим осужденным
были тогда обеспечение ремеслами или
сельскохозяйственными работами, трудоустройство. Наряду с этим развиваются и
альтернативные системе уголовной юстиции
представители государственных учреждений
и общественных организаций, среди которых
- разнопрофильные заведения постпенитенциарной
помощи осужденным.
В современных условиях роста
преступности в России, актуальным представляется
применение отечественного и зарубежного
положительного опыта в предупредительно-профилактической
деятельности, где ведущее место отводится
организации пенитенциарной помощи лицам,
находящимся в местах лишения свободы,
совершенствование государственно-правового
механизма регулирования института социальной
помощи.
Статистическая база исследования
преступности в России на сегодняшний
день оперирует высоким процентом рецидивов.
Проблема необходимости осуществления
социальной работы в местах лишения свободы
остается актуальной. Попадая в пенитенциарное
учреждение, человек сталкивается с новыми
и непривычными для него условиями жизни,
кроме того, лишение свободы уже выступает
стрессовым фактором. В этом плане актуальность
приобретает организация социальной работы,
направленной на социальную адаптацию
осужденных к новым условиям жизни, оказание
комплекса мер социально-правового характера.
Разработанность проблемы на государственном,
политическом и социальном уровнях до
сих пор остается недостаточной. Это и
обусловило выбор темы исследования: «Социальная
работа в местах лишения свободы».
Цель работы: изучить социальную работу
в местах лишения свободы как комплекс
мер правового, социального, медицинского
характера, направленных на социальную
адаптацию осужденных.
Цель работы обусловила постановку
следующих задач исследования:
- Рассмотреть проблемы социальной
работы с лицами, отбывающими наказание
в пенитенциарных учреждениях.
- Рассмотреть осужденных в качестве
объекта социальной работы.
- Выявить этические основы и
принципы социальной работы в местах лишения
свободы.
- Раскрыть специфику социальной
работы в пенитенциарных учреждениях.
- Изучить поэтапную реализацию
социальной технологии местах лишения
свободы.
Объект: лица, отбывающие наказание
в местах лишения свободы
Предмет: теория и практика пенитенциарной
социальной работы.
Гипотеза: организация социальной работы
в местах лишения свободы включает комплекс
мер правового, социального, медицинского
характера и способствует социальной
адаптации заключенных.
Теоретическая
и практическая значимость исследования: результаты и практическая
проверка основных положений курсовой
работы могут быть использованы для разработки
реабилитационных программ осужденным
и рекомендаций в области социальной политики,
призванной обеспечить функционирование
системы пенитенциарной социальной адаптации
осужденных.
Методы
исследования: анализ литературных источников,
методы системного анализа, методы сравнений
и аналогий, методы обобщений.
Теоретико-методологическую
базу исследования составили нормативно-правовые
акты РФ, научные труды зарубежных ученых
в области социологии, уголовного права,
криминологии, уголовно-исполнительного
права: И.С. Кон, М. Ансель, Н. Смелзер, Г.
Шнайдер, Ю. Чанг и отечественных ученых: Н.В. Андреенкова, Ю.М. Антонян,
О.И. Бажанов, М.Н. Гернет, А.В. Бриллиантов,
В. Бурчанинова и др.
В области социологии преступности
ведущими являются работы
Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Р. Мертона, Т.
Парсонса. Значительный вклад в области
исследования социологии преступности
внесли такие авторы, как А.И. Александров, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев,
Д.А. Ли, Д.А. Шестаков, Т.В. Шипунова,
В.Е. Эминов, A.M. Яковлев и др.
Сущность социальной работы
с осужденными составили труды Н.М. Платоновой,
Л.В. Мардахаевой, М.А. Галагузовой, В.А.
Никитина и др. Вопросами индивидуальной
работы с осужденными занимались А.И. Мокрецов,
А.С. Михлин, В.П. Голубев. Вопросам, касающимися
социальной адаптации осужденных в пенитенциарных
учреждениях, занимались отечественные
и зарубежные исследователи: Л.В. Корель,
Т. Парсонс, М.А. Шабанова, М. Вебер и др.
Структура
работы. Курсовая работа включает введение,
две главы, пять параграфов, заключение,
список литературы, представленный 36 источниками.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
В ОБЛАСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ
СИСТЕМЫ
- Проблемы социальной работы с лицами, отбывающими наказание в пенитенциарных
учреждениях
Лица, нарушившие установленные
законом государства нормы и правила поведения,
подлежат осуждению и привлечению к отбыванию
наказания в специальных учреждениях.
Перед государством стоит задача не только
наказания человека за совершенное преступление,
но перевоспитание и возвращение в общество
социально-здорового человека. Решение
таких задач возложено на специальные
пенитенциарные учреждения. Термин «пенитенциарный»
(от лат. «юридический»)
означает отношение к наказанию, преимущественно
уголовному.
Прежде всего дадим характеристику
пенитенциарного учреждения. Пенитенциарное
учреждение представляет собой специальное
(преимущественно государственное) учреждение,
предназначенное для выполнения функций
наказания за уголовно-наказуемые деяния,
исправления и перевоспитания осужденных.
Это осуществляется отраслью социальной
педагогики, занимающейся проблемами
воспитания осужденных в условиях мест
отбывания наказания, получила название
пенитенциарной (исправительной) педагогики.
Она представляет собой социальную педагогику,
изучающую возможности исправления нравственной
деформации личности осужденного и осуществляющую
воспитательное воздействие на него с
целью перевоспитания в условиях отбывания
уголовного наказания[14].
В специальной литературе встречается
выражение исправительно-трудовая педагогика,
под которой понимают отрасль социально-педагогической
науки, изучающей организованную деятельность
по исправлению лиц, совершивших уголовное
преступление и осужденных к различным
видам наказания – как связанных, так
и не связанных с лишением свободы[25].
Система исправительной (пенитенциарной)
педагогической теории и практики сложилась
как самостоятельная отрасль знаний и
педагогической деятельности в начале
60-х годов. Это было связано с существенными
изменениями, произошедшими в этот период
в исправительно-трудовой практике. В
настоящее время можно выделить следующие
основные задачи теории пенитенциарно-педагогической
работы:
- Исследование педагогической
системы исправления (перевоспитания)
и возможности ее совершенствования в
условиях пенитенциарных учреждений и вне их.
- Выявление и обоснование закономерностей
процесса перевоспитания осужденных.
- Исследование самого процесса
перевоспитания, его содержания, средств,
форм, методов воспитательной работы.
- Прогнозирование развития педагогической
системы в органах, исполняющих наказания.
- Исследование социально-педагогического
назначения уголовного наказания как
метода воздействия на личность осужденного.
- Определение критериев и показателей
степени исправления личности, насыщение
этих понятий конкретным содержанием
для практического применения.
- Исследование действенности
исправительной и перевоспитательной деятельности пенитенциарных учреждений.
- Разработка и обоснование путей
совершенствования адаптации бывших осужденных
после освобождения.
- Социально-психологические
проблемы предупреждения рецидива.
- Изучение отечественного и
зарубежного опыта, возможностей его применения
в наших условиях.
Социально-политические перемены,
происходящие на современном этапе развития
общества, резко обострили криминогенную
ситуацию: растет процент совершаемых
преступлений и правонарушений, увеличивается
количество рецидивной преступности,
снижается возрастная планка правонарушителей.
Закономерности возникновения этих явлений
связаны со снижением уровня жизни; ростом
социально-экономических проблем. Реабилитационная
работа с бывшими осужденными проводится
не в достаточном объеме, что обусловлено
нехваткой кадров и отсутствием новых
методов работы, соответствующих современным
реалиям.
Социальная помощь лицам, находящимся
в местах лишения свободы, представляет собой комплекс
государственно-правовых, социально-экономических,
организационных и других мер по трудовому
и бытовому устройству освобожденных,
повышению их профессионального и образовательного
уровня, медицинскому обслуживанию, восстановлению
социально полезных связей, жилищных и
гражданских прав, решению вопросов пенсионного
обеспечения и иных видов социального
обеспечения.
Реабилитационная работа с
осужденными имеет множество преимуществ,
активно влияя на процесс ресоциализации,
внедряя научно-обоснованные психолого-педагогические
средства. По мнению криминолога Д. Глейзера,
хотя в отношении особо опасных преступников
реакция социума и в будущем будет оставаться
в рамках модели справедливости (т.е. лишение
их свободы путем помещения в тюрьму),
но гуманизм, заключенный в модели социальной
реабилитации (исправление на основе улучшения
человеческих взаимоотношений и ценностной
ориентации в небольших хорошо контролируемых
общинах), будет активно способствовать
ее перспективному развитию. Согласно
исследованию Ю.В. Чакубаша, принципы,
заложенные в зарубежной модели социальной
реабилитации, имеют много общего с идеями,
содержавшимися в педагогической системе
А.С. Макаренко и развиваемыми в современной
отечественной юридической педагогике
и психологии. В этой связи представляется
актуальным, чтобы ресоциализирующая
деятельность, начатая в исправительных
учреждениях при участии общественности,
получала дальнейшее многоплановое развитие
и с лицами, отбывшими наказание[17].
- Осужденные как объект
социальной работы
В любом государстве одним из
важнейших направлений внутренней политики
государства считается социальная политика.
А.С. Сорвина под социальной политикой
понимает характеристику взаимосвязанных
законодательных экономических и социальных
условий, при которых соблюдаются основные
права социальных групп населения и отдельного
человека в обществе[30]. Правовую и теоретическую
основу социальной политики составляют
положения Конституции Российской Федерации.
Объектом социальной политики является
человек, группа людей, а также сфера их
жизнедеятельности. Объекты социальной
политики, как правило, находятся в сложных
жизненных условиях, не способны разрешать
самостоятельно проблемы, связанные с
адаптацией к изменившимся жизненным
условиям. Социальная работа является
технологией осуществления социальной
политики социально уязвимых групп населения.
Она складывается из профессиональной
деятельности работников социальной сферы,
способствующих укреплению способностей
людей к функциональному существованию
в обществе, повышая уровень социального
благополучия. Деятельность работников
социальной службы способствует реализации
прав, компенсации физических, психических,
социальных и иных недостатков людей,
препятствующих их полноценному социальному
функционированию.
Под осужденным понимается
лицо, отбывающее определенный срок наказания
в местах лишения свободы посредством
судебного приговора[27].
Объектами социальной работы
могут выступать следующие категории
осужденных:
- Нуждающиеся в социальной помощи
и реабилитации, и не отказывающиеся от
нее в случае ее предоставления;
- Нуждающиеся в социальной помощи
и реабилитации, но не идущие на контакт
с социальными работниками.
С осужденными сотрудниками
социальных служб ведутся мероприятия
по изучению личности бывших осужденных:
волевые, интеллектуальные и эмоциональные
характеристики; изучению черт характера,
диагностика типа темперамента; определение
состояния здоровья, физического развития.
Выявляются семейные и материально-жилищные
условия человека, состав семьи, особенности
владения профессией, образование; жизненные
ориентации, отношение к труду.
Объектами социальной работы
выступают лица, в силу различных причин
нарушившие закон и осужденные судом.
Они отличаются по возрастным характеристикам,
половой принадлежности, социальной опасности,
отношению к отбыванию наказания, религиозной
принадлежности и др.
Субъектами социальной работы
выступают социальные работники, которых
можно классифицировать на две большие
группы: аттестованные и вольнонаемные.
У каждой категории сотрудников существуют
свои функциональные обязанности.
1.3. Этические основы
и принципы социальной работы
в местах лишения свободы
Являясь объектом социальной
работы, осужденные требуют особого подхода
при работе с ними. Как один из аспектов
работы можно выделить применение профессионально-этических
норм и правил.
Субкультура мест лишения свободы
надолго запечатлевается в сознании бывших
заключенных, признаваясь единственно
правильной, но при выходе на свободу человек
обнаруживает ее несоответствие жизненным
реалиям. В этом отношении социальному
работнику важно определить направленность
и ценности процесса общения с бывшим
осужденным. Здесь важно проявлять терпимость,
гуманность, этичность, сопереживание,
уважение внутреннего мира другого.
В контексте вышесказанного
необходимо выделить основные этические
стандарты социального работника при
работе с бывшими осужденными. Разработан
специальный этический кодекс при работе
с лицами, находящимися в местах лишения
свободы. Рассмотрим его основные положения.
- Социальный работник должен
руководствоваться в первую очередь интересами
клиентов и быть образцом для подражания
в аспектах личного поведения.
- Максимально способствовать
реализации самостоятельности клиентов.
- Хранить в тайне всю информацию,
сообщенную клиентов, в соответствии с
уважением частной жизни.
- Руководствоваться в своей
работе ценностями, моральными нормами
и предназначением своей профессии[20].