- Психическая реабилитация –
как стремление бывших осужденных к полезности
для общества, что опосредуется профессиональной
производственной деятельностью.
- Психологическая
реабилитация: преодоление отрицательных
реакций со стороны психики у бывших осужденных,
возникающих в связи с приспособлению к новым условиям жизни в обществе; восстановление личностного и социального
статуса бывшего осужденного.
- Социально-экономическая
реабилитация: социальная полезность
деятельности бывших осужденных для общества,
обусловленная профессиональными
знаниями, жизненным и производственным опытом.
- Медицинская реабилитация
- лечебные меры, направленные на восстановление
здоровья.
- Правовые мероприятия
реализуют гарантии, обусловленные Конституцией
России.
- Профессиональный
аспект включает приобщение
к трудовой деятельности; восстановление
профессиональных навыков и умений.
- Социальный аспект
реабилитации: восстановление нормальных
отношений бывшего заключенного в обществе;
преодоление чувства социальной неполноценности;
устранение причин, мешающие эффективному
восстановлению личности обществе.
Социальная реабилитация бывших осужденных
– это целенаправленный процесс восстановления
их социального статуса, функций, ролей,
утраченных в виду совершенного преступления.
Социальная реабилитация бывших заключенных
активизируется с момента освобождения
человека и до достижения им соответствия
между ожиданиями и требованиями общества.
Социальная реабилитация призвана обеспечить
приобщение бывших осужденных к жизни
без правоограничений, что предполагает
свободное и добровольное принятие нормативных
требований социальной среды и неукоснительное
соблюдение уголовно-правовых норм.
Процесс социальной
реабилитации предполагает достижение
успеха лишь в случае эффективной реализации
бывшим заключенным адаптационных навыков
и способностей; а также соотношения системы
личностных установок освобожденного
и требований, предъявляемых социальной
средой, т.е. предполагает взаимообусловленность
социальной направленности микросреды
и личностных характеристик бывшего заключенного.
Социальная реабилитация
складывается из следующих последовательных
этапов:
- Этап
ознакомления (1 месяц). Предполагает следование бывшего осужденного к месту предстоящего жительства, явка в органы внутренних дел. Также на этом этапе происходит восстановление утраченных контактов с ближайшим окружением. Нередко при отсутствии места жительства бывшие заключенные поселяются в домах ночного пребывания, центры для бездомных.
- Восстановительный
этап (продолжительность индивидуальна). Взаимодействие с оказавшими поддержку на первом этапе реабилитационными
центрами; продолжение восстановления
социальных связей, решение бытовых, жилищных,
жизненных проблем.
- Завершающий
этап (1-3 года). Этот этап ориентирован на закрепление новых отношений, расширение новых социальных связей. Постепенно человек приобщается к новым реалиям, занимая свой статус в обществе, получает постоянную работу, занимается устройством быта[36].
2.2. Реализация
социальной технологии в местах
лишения свободы
Рассмотрим основные этапы
работы социального работника.
Подготовительный
этап. На данном этапе происходит
первичная диагностика, включающая беседу
с заключенным и изучение документации,
относящейся к его делу. Социальный работник
обязан выяснить, что собой представляет
осужденный в личностном плане, а также
определить его позицию по отношению к
решению суда и отбыванию наказания. Подробный
анализ позволяет наметить цели и задачи
предстоящей работы на весь период отбывания
наказания. На основании взаимодействия
с осужденным составляется план методики
социальной технологии, адаптированный
применительно к каждому конкретному
пенитенциарному учреждению. Далее осуществляется
планирование реализации деятельности
социального работника с осужденным.
Этап непосредственной
реализации. Данный этап предполагает
реализацию социальной технологии как
оказание помощи осужденному в адаптации
к новым для него условиям существования.
Социальным работником учитываются особенности
адаптации заключенного и специфические
особенности его вхождения в новую среду;
конфликтность и взаимодействие осужденного
с другими осужденными. Социальным работником
производится контроль за вхождением
осужденного в исправительно-воспитательный
процесс и отношением к назначенному сроку.
Постепенно процесс адаптации заключенного
завершается включением его в общий ритм
труда и отдыха, взаимоотношений с окружающими.
От социальных работников на данном этапе
требуется большая выдержка, терпение,
инициатива, оптимизм.
Необходимо дифференцировать
осужденных в зависимости от степени исправления.
К первой группе относятся лица,
твердо осознающие необходимость исправления.
Они характеризуются положительным отношением
к труду, соблюдением требований режима,
стремлением к повышению профессионального
уровня, участием в общественной жизни
учреждения и в работе различных организаций
по самодеятельности.
Вторая группа представляет
собой осужденных, которые осознают необходимость
исправления. Они стараются проявлять
инициативу в любой деятельности: трудовой,
досуговой. Характеризуются неукоснительным
соблюдением режима, их мнение зачастую
бывает очень авторитетным для других
осужденных, что проявляется в их положительном
влиянии на них. Данная категория осужденных
принимает активное участие во всех мероприятиях,
организуемых в пенитенциарном учреждении.
Кроме того, они активно участвуют во всех
видах самодеятельности. Технологии социальной
работы в целом способствуют стабилизации
поведения данной категории заключенных,
выражающееся в признании своей вины,
раскаянии в совершенном преступлении.
Третья группа заключенных
характеризуется направленностью в доказательстве
своего исправления. Они предпочитают
не ограничиваться общепринятой в данном
заведении досуговой деятельностью, активно
занимаясь самообразованием. Их мнение
очень авторитетно для остальных окружающих.
Они признают свою прошлую преступную
деятельность достойной осуждения. Как
правило, данная категория заключенных
зачастую становится руководящим звеном
различных самодеятельных организаций.
Это группы, дифференцированные
по степени исправления. Существует классификация,
различающая группы лиц, отбывающих наказание
в местах лишения свободы, не вставших
на путь исправления. Такие осужденные
могут демонстрировать совершенно неопределенное
поведение. К ним могут относиться лица,
являющиеся грубыми нарушителями установленного
порядка, которые категорически выражают
неподчинение требованиям режима и административного
порядка; допускают грубые нарушения режима
отбывания наказания; могут открыто или
латентно поддерживать неформальных отрицательных
лидеров. Другая категория - это сами лидеры
отрицательных группировок и их опора.
В пенитенциарной системе существуют
другие классификации, так называемая
стратификация, в соответствии с которой
заключенные сами относят свою принадлежность
к определенным стратам (кастам), принятым
в условиях данного учреждения.
На этапе реализации основные
направления социальной работы с заключенными
требует гибкости и анализа действенности
применяемых технологий работы. Подэтапы
осуществляемой деятельности детерминируются
определенными факторами, дифференцирующимися
по содержанию и направленности. К таким
факторам можно отнести: особенности осужденного,
срок пребывания в пенитенциарном учреждении,
качественное своеобразие коллектива
осужденных, воспитательные возможности
самого учреждения. Эти факторы непосредственно
отражаются на качественных характеристиках
протекания этапов социальной работы
с заключенными, а также от степени включенности
осужденных. Важным в реализации социальной
работы с заключенными является обеспечение
их связи с родственниками в целях позитивного
потенциала, однако это работа носит сугубо
индивидуальный характер в каждом конкретном
случае.
Заключительный
этап. Данный этап детерминирован
эффективностью предшествующих этапов
работы с заключенными. На данном этапе
могут возникать совершенно новые проблемы,
связанные с завершением срока отбывания
наказания. Здесь в качестве приоритетных
выступают проблемы будущего самообеспечения,
необходимости восстановления утраченных
связей (не только родственных), поиск
постоянного места жительства, вопросы
трудоустройства[9].
Социальным работником на данном
этапе производится анализ и оценка действенности
воспитательной работы с человеком, прогнозируются
выводы.
Вывод
Данная глава была посвящена
раскрытию специфики социальной работы
в пенитенциарных учреждениях: рассматривались
функциональные обязанности социальных
работников как посредников по воспитательной,
культурно-массовой, правовой, спортивно-оздоровительной
работе. В качестве основных задач социальной
работы можно назвать правовую помощь
и поддержку всех категорий осужденных;
психолого-педагогическую диагностику
личности осужденных; разработку и апробацию
программ социально-психологической и
профессиональной реабилитации осужденных;
адаптацию осужденных к условиям пенитенциарного
учреждения; обеспечение контроля в сфере
медицинского обслуживания. Рассматриваются
социальные технологии, реализуемые в
местах лишения свободы, осуществляемые
в ходе подготовительного этапа, этапа
реализации и заключительного этапа. В
итоге социальным работником производится
анализ и оценка действенности социальной
работы с осужденными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научной литературы
по теме «Социальная работа в местах лишения
свободы», позволил достигнуть цели исследования
и решить поставленные задачи.
Результаты исследования подтверждают
гипотезу о том, что организация социальной
работы в местах лишения свободы, включающая
комплекс мер правового, социального,
медицинского характера, способствует
социальной адаптации заключенных.
В данной работе были рассмотрены основные
аспекты социальной работы с такой категорией
клиентов, как бывшие заключенные. При
работе с лицами, отбывавшими наказание
в местах лишения свободы социальному
работнику необходимо руководствоваться
в полной мере принципами социальной работы
делая особый упор этические принципы
социальной работы.
В первой главе раскрыты проблемы
социальной работы с лицами, отбывающими
наказание в пенитенциарных учреждениях.
Пенитенциарное учреждение представляет
собой учреждение, предназначенное для
выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые
деяния, исправления и перевоспитания
осужденных. Рассмотрены основные задачи
теории пенитенциарно-педагогической
работы, среди которых ведущими можно
назвать выявление закономерностей процесса
перевоспитания осужденных, выделение
критериев степени исправления личности,
разработка мер эффективной социальной
адаптации осужденных. Социальная работа
является технологией осуществления социальной
политики социально уязвимых групп населения.
В качестве объектов социальной работы
рассматривались категории осужденных,
работа с которыми предполагает соблюдение
профессионально-этических норм, правил
и принципов.
Вторая глава была посвящена
раскрытию специфики социальной работы
в пенитенциарных учреждениях: рассматривались
функциональные обязанности социальных
работников как посредников по воспитательной,
культурно-массовой, правовой, спортивно-оздоровительной
работе. В качестве основных задач социальной
работы можно назвать правовую помощь
и поддержку всех категорий осужденных;
психолого-педагогическую диагностику
личности осужденных; разработку и апробацию
программ социально-психологической и
профессиональной реабилитации осужденных;
адаптацию осужденных к условиям пенитенциарного
учреждения; обеспечение контроля в сфере
медицинского обслуживания и обеспечения
заключенных необходимыми медицинскими
условиями. Рассматриваются социальные
технологии, реализуемые в местах лишения
свободы, осуществляемые в ходе подготовительного
этапа, этапа реализации и заключительного
этапа. В итоге социальным работником
производится анализ и оценка действенности
социальной работы с осужденными.
Социальная деятельность
призвана способствовать разрешению психологических,
социальных, экономических проблем осужденных,
выстраиванию индивидуальных программ
исправления осужденных и полноценной
адаптации в обществе после освобождения
из заключения.
Анализ литературных
источников по исследуемой проблеме показал,
что социальная работа на пенитенциарном
этапе слабо отражена в отечественной
науке. Сейчас только начинает создаваться
теория социальной работы с заключенными.
Однако существующая практика по созданию
современной пенитенциарной социальной
системы реабилитации осужденных считается
малоэффективной. При разработке теоретических
и практических основ деятельности социальных
работников в пенитенциарной социальной
работе с заключенными необходимо учитывать
специфику современной ситуации в России,
когда государству в условиях экономических
кризисов не хватает возможностей оказывать
помощь бывшим осужденным в соответствии
с международными стандартами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Российская Федерация. Конституция.
Конституция Российской Федерации: [Текст]. – от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 № 2-ФКЗ.
- Российская Федерация. Законы.
Гражданский процессуальный кодекс РФ. от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
- Российская Федерация. Законы.
Трудовой кодекс Федерации: [федер. закон принят Государственной Думой 21 дек.2001 г.: по состоянию на 7 февраля 2005г.]. – М.: Омега- Л, 2010.
- Федеральный закон от 21.11.2011г.
№ 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими
в силу с 01.01.2014) «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»
- Правила регистрации
и снятия граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по месту пребывания
и по месту жительства в пределах Российской
Федерации (Постановление Правительства
Российской Федерации от 17 июля 1995 года
№ 713).
- Александров Ю.К. Справочник
практического работника пенитенциарных
учреждений. – М.: ГУИН Мин. Юстиции.
2009. – 329с.
- Бакуменко, А. А. Современный портрет социального работника (по результатам социологического исследования) / А. А. Бакуменко // Работник социальной службы. - 2013. - № 1. - С. 100-107
- Ветошкин С.А. Единые задачи социальной и пенитенциарной педагогики // Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы в современных условиях: Тез. Докладов и сообщений межрегиональной научн.-практич. Конф. – Екатеринбург, 1999. – 78с.
- Ветошкин С.А. Программа курса «Социальная работа в пенитенциарном учреждении» // Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки / Под ред. М.А. Галагузовой, М.Н. Костиковой. - Екатеринбург, 1996. – 654с.
- Ветошкин С.А., Жарков И.Д. Социально-педагогические технологии исправления осужденных в пенитенциарном учреждении/С.А. Ветошкин. - Екатеринбург, 2010. – 278с.
- Гумирова Г.Ф. Социальные модели формирования личности преступника // Актуальные проблемы экономики и права. – 2008. – № 3. – с.33.
- Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы// Энциклопедия юридической психологии/Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити - Дана, 2003. – 576с.
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет,
метод, предназначение./Э. Дюркгейм. - М.: Терра, 2008. - 400с.
- Исправительная (пенитенциарная)
педагогика / Под ред. АИ.Зубкова, М.П.Стуровой. – Рязань, 2010. – 299с.
- Курбатов В.И. Социальная работа./В.И. Курбатов. - М., Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009. – 576 с.
- Литвишков В.М., Митькина А.В.Пенитенциарная педагогика: Курс лекций/В.М. Литвишков. – Рязань: АПУ Минюста России, 2003. – 332с.
- Новоселова А.С. Психолого-педагогические
основы взаимодействия убеждения и внушения
как условие ресоциализации личности осужденных./А.С. Новоселова - Пермь, 1998. – 354с.
- Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 576с.
- Основы социальной работы./ Под ред Е.И. Холостовой. – М., 2011. – 487с.
- Панова А.М., Холостова Е.И. Социальная работа./Е.И. Холостова – М.: Социально-технологический институт,
2009. – 234с.
- Панов, А. М. Профессиональный
стандарт "Специалист по социальной
работе": методологические подходы
к формированию и сущностная характеристика
/ А. М. Панов // Работник социальной службы.
- 2014. - № 2. - С. 10-13.
- Приказ Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
от 22 октября 2013 г. N 571н // Работник социальной
службы. - 2014. - № 2. - С. 105-122.
- Прикладная юридическая
психология./ Под ред. А.М.Столяренко - М.: Юнити-Дана, 2010. – 387с.
- Поздняков В.М. Отечественная
пенитенциарная психология: история и
современность./В.М. Поздняков. – М., 2010. – 453с.
- Российская педагогическая
энциклопедия: в 2 т. – т.1. /Гл.ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая
Российская энциклопедия, 1993. – с. 382.
- Смелзер Н.Д. Социология./Н.Д. Смелзер. - М.: Феникс, 1998. - 688с.
- Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. - М.: Русская панорама, 2013. - 432с.
- Социальная педагогика. Курс
лекций /Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 2010. – 416с.
- Социальная работа в пенитенциарной
системе/Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория
социальной работы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 417с.
- Социальная работа: теория и
практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д-р ист.
наук, проф. Е.И. Холостова, д-р ист. наук, проф А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА- М, 2002. – 639с.
- Социальная работа с осужденными:
учеб. пособие / под общ. ред. В.И. Жукова,
М.А. Галагузовой. – М.: Издательство МГСУ, 2002. – 256 с.
- Стурова М.П. Педагогика социальной реабилитации осужденных: поиски и находки // Наказание: законность. – М., 1994. – 248с.
- Сухоруков М.М. Эволюция
идеи и практики общественного призрения
и благотворительности в Российской империи
(социально-исторический очерк)
// Ученые записки Московского государственного
социального университета. – М.: МГУ, 1996. – № 2.
- Татидинова Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных Прикладные исследования/Т.Г. Татидинова. - 1992. - №3. - С. 120.
- Тищенко Е.Я. Попечительский
совет и реабилитация осужденных./Е.Я.
Тищенко. – Екатеринбург, 2009. – 263.
- Ускачева И.Б. Анализ понятий «социализация» и «ресоциализация» осужденных // Закон и право. - 2007. - № 3. - с. 18.
- Филлипов В.В. Реформирование пенитенциарной системы: материалы международной конференции 8 - 10 окт. - Минск, 1998. - С. 123 – 124.