Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа
Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.
Введение………………………………………………………………………...2
1 Лица, освобождающиеся  из мест лишения  свободы, как объект  социальной работы………………………………………………………..…..4
1.1 Характер феномена  преступности…………………………………………4
1.2 Социально-правовой  статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы…………………………………………………………………………..6
1.3 Проблемы социальной  адаптации лиц, отбывших наказание  в виде лишения свободы…………………………………………………...…………..10
2 Социальная работа  по подготовке  к освобождению  из мест лишения  свободы………………………………………………………………………….12
2.1 Школа подготовки  к освобождению……………………………………….12
2.2 Факторы, обуславливающие  эффективность процесса реабилитации  несовершеннолетних осужденных…………………………………….……….15
2.3 Взаимодействие  клиента с социальным работником……………………..17
3 Изучение социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы…………………………………………………………..…..19
3.1 Административные  обязанности по отношению к  лицам, освобождающихся из мест  лишения свободы…………………………….…...19
3.2 Исследование  социальной работы с освобождающимися из мест лишения свободы на примере УИН МЮ РФ по Курской области…………...…………21
Заключение…………………………………………………………………...…26
Список  литературы……………………………
Социальному работнику, 
работающему как с 
Предоставление 
высококвалифицированной 
- в связи с 
переходным периодом политического 
режима и экономического устроения на 
данный исторический период наблюдается 
нестабильность в жизнедеятельности среднего 
гражданина РФ, что подрывает его веру 
в качественную помощь со стороны государственных 
органов социальной защиты, социального 
обеспечения, социальных служб и т.п. Человек, 
освобождающийся из мест лишения свободы 
не верит, что сегодня вообще можно обеспечить 
благосостояние свое, своей семьи честным 
путем и возвращается к преступному образу 
жизни; 
- слабое финансирование 
института социальной работы препятствует 
качественной помощи лицам, освобождающимся 
из мест лишения свободы; 
- наблюдается 
острая нехватка социальных 
Необходимо решение 
этих и других подобных проблем для 
преодоления кризиса 
Все вышеперечисленное 
говорит о том, что при всем 
желании помочь слабозащищенным 
слоям населения и в частности 
– осужденным, освобождающимся из 
мест лишения свободы, социальный работник 
встречает на своем подвижническом 
пути еще множество преград, которые 
можно преодолеть только в совместной 
деятельности всех компетентных в данных 
вопросах структур и членов общества, 
кому не безразлично наше будущее и будущее 
наших детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список 
литературы 
1 Аверьянова 
Т. В. Криминалистика. Учебник для 
вузов /Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. 
Корухов, Е.Р. Российская. — М.: Издательство 
НОРМА. - 2000. — 990 с. 
2 Айвазова А. 
Е. Психологические аспекты 
3 Волгина Н.А. 
Социальная политика: Учебник /Под общ. 
ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 
2003. — 736 с. 
4 Глэддинг С. 
Г. Психологическое 
5 Гуценко К. 
Ф. Правоохранительные органы. Учебник 
для юридических вузов и факультетов /К.Ф. 
Гуценко, М.А. Ковалев. - М.: Издательство 
ЗЕРЦАЛО-М, 2001. — 384 с. 
6 Захаров М.Л. 
Право социального обеспечения 
России: Учебник /М.Л. Захаров, 
Э.Г. Тучкова. — 2-е изд., испр. 
и перераб. — М.: Издательство 
БЕК, 2002. — 560 с. 
7 Зайнышева И.Г. 
Технология социальной работы: Учеб. 
пособие для студ. Высших учебных 
заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева 
– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 
2002 – 240 с.  
8 Иванов В.Н. 
Социальные технологии: Курс лекций 
/В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: Изд-во 
МГСУ "Союз", 1999. - 432 с.  
9 Инструкция 
об оказании содействия в 
10 Инструкция 
об оказании содействия в 
11 Клейберг Ю.А. 
Психология девиантного 
12 Кроль В. 
М. Психология и педагогика: Учеб. пособие 
для техн. вузов/ В.М. Кроль. — 2-е изд., перераб. 
и доп. — М.; Высш. шк., 2003.—325 с. 
13 Никитин В.А. 
Социальная педагогика: Учеб. пособие 
для студ. высш. учеб, заведений /Под 
ред. В.А. Никитина. — М.: Гуманитарный 
издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с. 
14 Никитин В.А. 
Социальная работа: проблемы теории 
и подготовки специалистов. Учеб. 
Пособие /В.А. Никитин. – М.: 
Московский психолого-
15 О медицинском 
освидетельствовании 
16 Павленок П.Д. 
Основы социальной работы: Учебник 
/ Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е 
изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2003. 
– 395 с. 
17 Сафронова 
В.М. Прогнозирование и 
18 Уголовно-исполнительный 
кодекс Российской Федерации. Принят Государственной 
Думой 18 декабря 1996 г. // Консультант Плюс: 
Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM). 
19 Фирсов М.В. 
Психология социальной работы: Содержание 
и методы психосоциальной 
20 Фирсов М.В. 
Теория социальной работы: Учебное 
пособие для студ. высш. учеб. Заведений 
/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – 
М.: Гуманитарный изд. Центр 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Приложение 
№1 
 
Образец заявлений 
с просьбой об оказании им помощи в 
трудовом и бытовом устройстве по 
избранному месту жительства 
Начальнику _____________________________ 
(наименование 
исправительного учреждения) 
______________________________
от ______________________________
(фамилия, имя, 
отчество) 
______________, осужденного 
(ой) ________ 
(год рождения) 
(дата) 
по ст. ______________ 
Уголовного кодекса 
Российской Федерации 
к ___________ годам 
лишения свободы. 
До осуждения: 
Проживал (а) ____________________________ 
(адрес) 
Работал (а) _____________________________ 
(наименование 
предприятия, 
______________________________
учреждения, организации, 
занимаемая 
должность) 
ЗАЯВЛЕНИЕ 
Прошу Вас при 
освобождении ______________________________
(оформить проездные 
документы, выписать талон 
______________________________
указать точный 
адрес избранного 
______________________________
места жительства, 
причины невозвращения к прежнему месту 
ж-ва) 
В помощи по трудовому 
и бытовому устройству __________________ 
______________________________
(указать, нуждается 
или нет, если нуждается, то 
указать конкретно, какая 
______________________________
необходима помощь, 
если не нуждается, то где намеревается 
работать) 
"__" ____________ 
20__ г. Подпись ________________ 
 
 
 
 
 
     Приложение 
№2 
Таблица 1. – Причины отказа на работу бывших заключенных, в %
| Варианты приводимых мотивов | Возраст, лет | ||||
| 17-18 | 18-19 | 19-20 | 20-22 | 22-25 | |
| Из-за отсутствия вакантных мест | _____ | ____ | 4,8 | 10,5 | 4,1 | 
| Из-за низкой квалификации | 10,0 | 15,8 | ____ | 5,3 | 4,1 | 
| Из-за судимости | 20,00 | 31,00 | 28,0 | 31,0 | 27,0 | 
Таблица 2. – Распределение ответов на вопрос «Являются ли ранее
судимые социально опасными?», %
| Варианты | Пол | |
| Женщины | Мужчины | |
| Да | 38,2 | 55,2 | 
| Нет | 20,0 | 19,6 | 
| Не знаю | 41,8 | 25,2 | 
     Размещено 
на Allbest.ru 
Информация о работе Изучение социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы