Исследование проблематики подготовки специалистов социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель - рассмотреть основные теоретические аспекты социальной работы (ТСР) как науки и учебной дисциплины.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность социальной работы как науки;

- определить методологические проблемы теории социальной работы;

- охарактеризовать теории социальной работы как учебную дисциплину;

- исследовать проблематику подготовки специалистов социальной сферы;

- обосновать условия успешной практической подготовки будущих специалистов социальной работы.

Оглавление

Введение

1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина

1.1 Социальная работа как наука

1.2 Методологические проблемы теории социальной работы

1.3 Теория социальной работы как учебная дисциплина

2. Исследование проблематики подготовки специалистов социальной сферы

2.1 Теоретико-методологические основы организации практического обучения специалиста социальной работы

2.2 Практическая подготовка социальных работников

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социальная работа как наука и учебная дисциплина1.doc

— 360.59 Кб (Скачать)

     - средство развития у студентов профессиональных навыков и умений (Е.А. Меерсон и Т.Н. Карякина), при котором особая роль принадлежит частным технологиям социальной работы, основанным на интегративных направлениях реабилитации и адаптации человека с проблемой;

     - личностно-ориентированные развивающие технологии, основывающиеся на модульной системе. В основе таких модулей лежит определенный вид практики (учебно-ознакомительная (1 курс), учебно-методическая (2 курс), учебно-производственная (3 курс), производственная (4 курс) и преддипломная (5 курс) (М.Б. Шмелева);

     - как одна из приоритетных структурных форм учебной деятельности, выступающей средством формирования у студентов профессиональных навыков и умений (В.Л. Симонович, Л.Е. Никитина).

     Следует отметить, что несмотря на различные подходы к организации практического обучения отечественными исследователями практика представляется как составной компонент образовательного процесса и одновременно средство формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста.

     Методологическая основа исследования практико-ориентированного образования будущих специалистов социальной работы сегодня отражена в исследованиях [14]:

     - проблем профессионального образования (С.Я. Батышев, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина В.С. Леднев, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина, В. Ткаченко, В.К. Шаповалов и др.);

     - вопросов профессиональной подготовки специалистов социальной работы в России и за рубежом (С.А. Беличева, С.И. Григорьев, Р. Баркер, X. Брауне, М.А. Галагузова, Л.В. Гуслякова, Е.И. Зритнева, И.А. Зимняя, А.М. Панов, К. Отте, В.А. Сластенин, Е.И. Холостова и др.);

     - работах, отражающие теорию системного подхода в практике социальной работы (Н.И. Бабкин, П.В. Бобкова, Б.И. Гроссман, Л.Г. Гуслякова, Г. Роджерса, Л.В. Топчий, Б.Ю. Шапиро, С. Шадлоу и др.);

     - исследованиях в области педагогического сопровождения развития личности в образовательной среде (Л.В. Бадя, Б.З. Вульфов, Л.Е. Никитина, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Е.И. Казакова, В.И. Слободчиков, Т.Ф. Яркина и др.).

     Именно эти исследования определяют теоретические и методологические позиции организации непрерывного практического обучения будущих специалистов социальной работы, профессии, которая имеет особую социальную направленность, так как ее функциональный ряд задан общественными потребностями, связанными с социальной защитой, социальной поддержкой и социальным обеспечением людей.

     Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студентов социальной работе является интеграция теории и практики.

     В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.

     Поэтому необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специальности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студентов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер. 

2.2 Практическая подготовка социальных работников 

     В качестве специальности социальная работа была открыта Приказом Госкомобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2). 25 сентября 1991 года был утвержден учебный план специальности 03.12 -- «социальная работа», предусматривающий четырехлетний срок обучения с присвоением квалификации «социальный работник» [16].

     С 1991 года к базовой подготовке и переподготовке кадров по специальности «социальная работа» приступили более 20 вузов России. В настоящее время около 70 учебных заведений в России ведут подготовку и переподготовку специалистов для социальной сферы.

     Имеются определенные успехи, выявился ряд трудностей. Естественно, что при становлении нового вида образовательной деятельности весьма внимательно изучался опыт стран, в которых такое обучение имеет уже длительную историю. Обучение по всем формам и переподготовку проходят более 3 тыс. человек [16].

     В вузах России издавна сложилась традиция проведения практики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно происходит подготовка студентов к специальности, тем самым изначально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от практических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.

     Производственная практика реализует два направления учебно-воспитательного процесса:

     - профессиональное обучение, реализуемое через учебные курсы;

     - профессиональное воспитание личности, которое выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду.

     Первое направление реализуется на первом-втором курсах через формирование аналитических и коммуникативных умений. Второе направление обеспечивает формирование профессионально значимых качеств студентов, таких как альтруизм, чувство собственного достоинства.

     В настоящее время предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.

     Так, многие темы по курсу теории и методики социальной работы читаются специалистами из Министерства социальной защиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб.

     Становится традицией, что в проведении семинарских занятий, круглых столов наряду с преподавателями участвуют и практические социальные работники. Такой подход способствует приближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и способствует аккумуляции накопленного опыта.

     Систематизация практики предпринимается уже с 1 курса обучения студентов. После 12-часовой программы «Введение в специальность» начинается ознакомительная практика. Она проходит в сентябре (в течение 2-х недель) в социальных службах и способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня [9].

     Для проведения ознакомительной практики формируются группы практикантов, назначается руководитель практики. Определяются ее цели и задачи, основным содержанием которых являются повышение информационно-коммуникативного уровня студента, формирование начальных знаний о социальных проблемах и попытках государства по их решению, обучение элементам наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки клиентам.

     Руководитель практики дает каждому студенту конкретные поручения, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего периода времени, учит его самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативную линию поведения.

     По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме «Почему я решил стать социальным работником», а также отвечают на вопросы анкеты, разработанной деканатом факультета.

     После завершения ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работы и курс «Теоретико-методологические основы социальной работы» [10].

     На 2-м году обучения степень практики усложняется. Продолжается чтение теоретического курса социальной работы, ее организационных основ. Одновременно к основному курсу предлагается ряд спецкурсов. На практику отводится 4 недели.

     Основная цель практики -- обучение навыкам общения с объектом социальной работы. Аудиторные занятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практическими работниками.

     В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование нравственно-целостных ориентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в социальной работе в России.

     После завершения курса «Теория и методика социальной работы» студенты проходят практику в территориальных центрах социальной защиты населения.

     Практиканту даются различные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержание постоянного контакта с практическими социальными работниками. Он вместе со специалистами территориальных центров занимается планированием работы, присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программ оказания помощи населению.

     В зависимости от выбора специальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин специализации, широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в технологиях социальной работы, систематизируют теоретико-методологические знания в применении к практике.

     На 3-м курсе обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, привлекая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях.

     Кроме того, особое внимание уделяется формированию у них усиленной мотивации к самостоятельной работе в различных управленческих структурах социальной сферы.

     Практика на 3-м курсе посвящается отработке методов и приемов работы с различными категориями населения.

     Практикант получает конкретное задание, сформулированное преподавателями и руководителями территориальных центров социальных услуг, а затем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работе с клиентом: проводит беседы, консультации, участвует в выработке решения, учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.

     По завершении практики студент сдает экзамен по курсу «Технологии социальной работы». На основании отчетов по практике преподаватели готовят научно-методические рекомендации по внедрению основных принципов и методов социальной работы.

     На 4-м курсе интегрируются знания в области технологий и начинается изучение проблем, связанных с социальным управлением. Углубляются знания о социальном и служебном законодательстве, организационных структурах социальной сферы.

     Продолжается систематизация практической подготовки, направленной на укрепление теоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовке социального работника, а также на создание различных моделей социальных служб, на развитие способностей студента формировать взаимосвязи индивида, группы и общества.

     На этом этапе отрабатываются навыки в области консультирования клиентов, в совершенствовании методик коммуникативного общения, управленческо-организационной деятельности.

     Студенты проходят практику на базе стационарных социальных учреждений и общественных благотворительных организаций. Одним из ее направлений является изучение психологических аспектов, проблем борьбы с детской преступностью, профилактики отклоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих организаций, оказание педагогической помощи несовершеннолетним.

     Практика длится 4 недели и завершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.

     На завершающем этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в региональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах и управлениях). Завершением практики является подготовка и защита дипломного проекта. В большинстве случаев преддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагается дальнейшая работа выпускника института.

     Руководитель преддипломной практики разрабатывает план-задание на этот период времени, осуществляет консультации и контроль за его выполнением, помогает в разработке плана дипломного проекта и его подготовке. Наиболее интересные выдержки из проектов публикуются в научно-исследовательских сборниках студентов и преподавателей.

     Таким образом, во время обучения студентов в течение 22 недель ведется практическая подготовка к социальной работе. В целом она составляет около 20% от общего объема нагрузки. По сравнению с зарубежным опытом -- это значительно меньше (в ряде европейских стран на практику отводится до 40% учебного времени) [9].

Информация о работе Исследование проблематики подготовки специалистов социальной сферы