Анкета в социальном исследовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:36, дипломная работа

Краткое описание

На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками – философией, правом, историей. Однако и на этом этапе – что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме – социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
2. АНКЕТА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 7
2.1 Основные понятия 7
2.2 Конструирование анкеты с учетом стиля респондента 8
2.2.1 Понятие «стиль респондента» 8
2.2.2 Отказы от участия в опросе 9
2.2.3 Тенденция к выражению согласия 10
2.2.4 Случайность в ответах 10
2.2.5 Неявное уклонение от ответов 11
2.2.6 Степень категоричности суждений 13
2.2.7 Неправда 13
2.3 Оформление анкеты 14
2.3.1 Типографское оформление 14
2.3.2 Размер анкеты 16
ВЫВОДЫ 18
ЛИТЕРАТУРА 21

Файлы: 1 файл

ппвв.docx

— 21.78 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ 5

2. АНКЕТА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ  ИССЛЕДОВАНИИ 7

2.1 Основные понятия 7

2.2 Конструирование анкеты  с учетом стиля респондента  8

2.2.1 Понятие «стиль респондента» 8

2.2.2 Отказы от участия  в опросе 9

2.2.3 Тенденция к выражению  согласия 10

2.2.4 Случайность в ответах  10

2.2.5 Неявное уклонение  от ответов 11

2.2.6 Степень категоричности  суждений 13

2.2.7 Неправда 13

2.3 Оформление анкеты 14

2.3.1 Типографское оформление 14

2.3.2 Размер анкеты 16

ВЫВОДЫ 18

ЛИТЕРАТУРА 21

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

История социологии свидетельствует  о сложном пути становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности.

На первых порах становления  социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже  существующими науками – философией, правом, историей. Однако и на этом этапе  – что нашло особенно яркое  воплощение в позитивизме – социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли  получить как качественную, так и  количественную интерпретацию.

Социология постепенно накапливала  свои методы познания, особенно когда  это касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию  в основном в 20-е годы двадцатого века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне  проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и  практическую значимость социологии.

В наиболее общем виде социологическое  исследование можно определить как  систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе, а тенденциях и противоречиях  их развития, чтобы эти данные могли  быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В  каждом случае опрос предполагает обращение  к непосредственному участнику  и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда  речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых  и межличностных отношений, которые  скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях. Существует две  основных разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование – один из основных видов опроса, осуществляемого  путем опосредованного общения  социолога и респондента.

 

2. АНКЕТА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ  ИССЛЕДОВАНИИ 

 

2.1 Основные понятия 

 

Анкетирование – вид опроса, в котором респондент самостоятельно заполняет анкету.

Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по правилам.

Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому  разработке анкеты социологи придают  особое значение. Созданию нкеты предшествует длительный этап разработки программы  исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.

По числу опрашиваемых различают:

1. Групповое анкетирование. 

2. Индивидуальное анкетирование. 

По месту проведения выделяют:1. Анкетирование дома.

2. Анкетирование на работе.

3. Анкетирование в целевых  аудиториях.

По способу распространения  анкет:

1. Раздаточная анкета: раздаётся  респондентам самим анкетёром. 

2. Почтовая анкета: рассылается  по почте. 

3. Прессовая анкета: публикуется  в прессе.

Основное достоинство  группового анкетирования связано  с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкеты заполняются  в присутствии анкетёра и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта  форма опроса обеспечивает почти  стопроцентный возврат и краткие  сроки сбора данных.

При использовании индивидуального  анкетирования с помощью раздаточной  анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке  возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.

Почтовый опрос – достаточно популярный метод опроса больших  совокупностей людей.

Его слабые стороны – низкий процент возврата без применения специальных приёмов (около 30%), не поддающаяся  контролю ситуация заполнения анкет  и связанные с этими особенностями  трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности.

Публикация анкеты в газетах  или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого  вида опроса ограничены в связи с  проблемой возврата заполненных  анкет.

Следует помнить, что при  разработке анкеты исследования встречаются  трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать  особенностей формулировки вопросов в  анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные  результаты.

2.2 Конструирование анкеты  с учетом стиля респондента 

 

2.2.1 Понятие «стиль респондента» 

Манера поведения людей  во время опроса, склонности и предпочтения, точность и аккуратность, тональность  и степень категоричности высказываний, другие проявления индивидуальной тактики  работы с анкетой довольно многообразны. Можно получить совершенно одинаковые ответы, продиктованные в одном случае небрежностью, с другом – нежеланием или неспособностью сосредоточиться, в третьем – осознанием сложности  и противоречивости обсуждаемого вопроса. С другой стороны, одинаково осмысленные  вопросы могут получать различные  ответы.

Одной из причин расхождения  ответов является стиль респондента  – индивидуально-психологические  особенности человека, проявляющиеся  в его ответах на анкетные вопросы  и не имеющие непосредственного  отношения к их содержанию.

Конечно, у социолога нет  возможности учесть все индивидуальные различия и дифференцированно обращаться к каждому респонденту: для этого  потребовалось бы как минимум  разработать для каждого индивидуальную версию анкеты. Но нет у социолога  в этом и необходимости, так как  интересуют его не индивидуальные различия во мнениях и отношениях, а наиболее общие тенденции в ответах, характеризующие  определенные социальные группы. В  то же время в анкете имеются определенные возможности различий в стиле  респондента. Рассмотрим эти возможности  применительно к некоторым его  проявлениям, зафиксированным в  специальных методических экспериментах.

Речь пойдет о таких  явлениях, как отказы от участия  в опросе; тенденция к выражению  согласия; случайность в ответах; неявное уклонение от ответов; категоричность суждений; неправда.

2.3 Оформление анкеты 

 

Прежде чем начать работать с анкетой, опрашиваемые берут ее в руки, приблизительно прикидывают, какая работа им предстоит. Это естественная и нормальная реакция на предстоящую  деятельность, и ее также следует  учитывать при оформлении анкеты.

 

2.3.1 Типографское оформление 

Конечно, не у каждого исследователя  имеется возможность издать анкету типографским способом. Нередко они  тиражируются с помощью ксерокса или ротапринта. Учитывая это, исследователь  должен проявить специальную заботу о ее оформлении. Конечно же, обложка, выполненная типографским способом, скорее создаст впечатление а  респектабельности организации, проводящей опрос, о значительности самого исследования, чем анкета, отпечатанная на машинке. Следовательно, в последнем случае возрастает роль других приемов, позволяющих  создать благоприятное отношение  к анкете.

Здесь, однако, целесообразно  привести и примеры экспериментов  с типографским оформлением: начинающий социолог по крайней мере будет знать  о том, что наиболее привычный  черно-белый текст – не единственно  возможный.

При изучении аудитории газет  на эстонском языке были применены  анкеты, отпечатанные синим, зеленым  и коричневым шрифтами. При этом синие и зеленые были снабжены картинками юмористического характера  – иллюстрациями к некоторым  позициям ответов. Необычность цвета  текста, картинки воспринимались респондентами  как отражение заботы о них, а  также как косвенное подтверждение  того, что опрос – дело серьезное, в противном случае вряд ли бы авторы анкеты стали разнообразить его  столь оригинальными способами.

Исследования, проведенные  в рамках изучения цветовосприятия, обнаружили, что коричневый цвет символизирует  тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п., в то время  как сине-зеленый – спокойствие, удовлетворенность, чувство уверенности. Неудивительно, что эти общепсихологические  закономерности проявились и в отношении  респондентов к цвету анкет. Подавляющее  большинство выбрали зеленые  и вовсе не захотели заполнять  коричневые. Вынужденные все же с  ними работать, респонденты отвечали на анкету менее внимательно; работа с ней занимала в среднем на 15 – 20 минут больше времени, чем с  синими и зелеными. По словам самих  участников опроса, заполнение синих  и зеленых анкет было им интересно  и не казалось долгим или утомительным.

 

2.3.2 Размер анкеты 

Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины. Так, встречаются анкеты из 3 – 5 вопросов и из 100 и более. Определяя метод  сбора данных, уже на стадии разработки программы социолог решает для себя вопрос о ее размере, учитывая, что, с одной стороны, чем больше вопросов, тем богаче и разнообразнее могут  быть ответы, а чем вопросов меньше, тем оперативнее процедура опроса и обработки ответов. В то же время  громоздкие анкеты вызывают большее  число отказов от ответа, люди в них чаще проявляют небрежность, лаконичнее отвечают на открытые вопросы. Короткие анкеты, в свою очередь, создают впечатление о незначительности обсуждаемого предмета или самого факта обращения к мнению людей.

В практике чисто интуитивно выработаны некоторые нормы, связанные  не столько с размером анкеты, сколько  с временем, необходимым на ее заполнение. Так, считается, что 20 – 30 минут –  это тот срок, который позволяет  одновременно респонденту и высказаться, и не утомиться. Кроме того, если опрос проводится по месту жительства и анкета остается у респондентов, скажем, на сутки или если это  почтовый опрос, то считается допустимым сделать ее длиннее, чем для аудиторного  или индивидуального опроса.

Но какой бы опрос ни планировался – почтовый, или групповой, или индивидуальный (интервью), социолог не имеет права злоупотреблять терпением, временем и рассудительностью респондентов. Если же, однако, социологу крайне необходимо выяснить одновременно значительное число  вопросов и анкета оказывается чрезвычайно  громоздкой, то для этого американские исследователи предлагают (если нет  никакой другой возможности сделать  ее короче – собрать искомую информацию из других источников, например) делить перечень содержательных вопросов на две равные части и тиражировать две анкеты, раздавая их в случайном  порядке отобранным для опроса людям. Размер выборки при этом, естественно, удваивается.

Психология респондента  играет чрезвычайно важную роль в  процессе опроса. Обоснованность и  надежность полученных в исследовании результатов зависит не только и  доже не столько от

математико-статистических изысков при обработке ответов, сколько от пригодности анкеты как  средства опосредованного письменного  асимметричного целенаправленного  общения. Конечно, нельзя утверждать, что  исследование непременно потерпит неудачу, если какие-то изложенные выше требования к конструированию анкеты будут  нарушены. Однако в таком случае трудно быть уверенными в правомерность  полученных результатов. Пренебрегая  вопросами организации общения  с респондентом, социолог обрекает себя на оперирование заведомо сомнительными  данными. Кроме того, значительный воспитательный эффект обращения к широким народным массам без учета их реальной психологии может быть значительно обеднен  и ослаблен.

 

ВЫВОДЫ 

 

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция  и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

Итак, основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: программная  логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при  изучении отношения к клубным  учреждениям казалось бы логичным сначала  выяснить, посещают ли клуб данные респонденты , а затем перейти к направленному  опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого – тех, кто  клуб не посещает. Однако, учитывая, что  в общей массе населения последних  больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать  вопросы для всех, затем – для  посещающих клуб, потом – для  непосещающих его и снова –  для всех респондентов.

Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой : «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья – снова  предваряется «фильтром» ( «Эти вопросы  адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это –  сведения о респонденте) – снова  пояснение: «Последние пять вопросов относятся  ко всем опрашиваемым».

Информация о работе Анкета в социальном исследовании