Анкета в социальном исследовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:36, дипломная работа

Краткое описание

На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками – философией, правом, историей. Однако и на этом этапе – что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме – социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
2. АНКЕТА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 7
2.1 Основные понятия 7
2.2 Конструирование анкеты с учетом стиля респондента 8
2.2.1 Понятие «стиль респондента» 8
2.2.2 Отказы от участия в опросе 9
2.2.3 Тенденция к выражению согласия 10
2.2.4 Случайность в ответах 10
2.2.5 Неявное уклонение от ответов 11
2.2.6 Степень категоричности суждений 13
2.2.7 Неправда 13
2.3 Оформление анкеты 14
2.3.1 Типографское оформление 14
2.3.2 Размер анкеты 16
ВЫВОДЫ 18
ЛИТЕРАТУРА 21

Файлы: 1 файл

ппвв.docx

— 21.78 Кб (Скачать)

Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты – ведущий  принцип, из которого следуют и все  другие требования к ее построению.

Второй принцип – непременный  учет специфики культуры и практического  опыта опрашиваемой аудитории. Это  требования, касающиеся общей структуры  опросного листа. Например, при опросах  рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем – вопросы  на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием  работы, заработком, бытовым обслуживанием  и прочее), то общие оценки будут  влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики  того или иного аспекта общей  ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и , с другой стороны, усиленное действие эффекта  «эха» (галло-эффект), т.е. многократного  повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.

В таком случае следует  частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в  какой мере вы удовлетворены ...чем-либо»  и т. д. Оценка частных условий  труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип – смысловые  «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование  какого-то «блока» неизбежно сказывается  не качестве ответов по другим смысловым  «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3 вопроса  условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и  тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно  будут снижать оценки по блоку  «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип касается распределения  вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем –  еще сложнее (мотивационные), потом  – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные  вопросы (один-два), после чего завершающая  «паспортичка».

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

1. Капитонов Э.А. Социология XX века, Ростов-на-Дону: издательство  «Феникс», 1996 г. – 512 с. 

2. Социология: наука об  обществе. Под ред. Андрущенко  В. П. и Горлега Н. И. –  Харьков, 1996. – 286 с. 

3. Социология: основы общей  теории. Под ред. Осипова Г.  В. – М.: "Аспект-пресс", 1996. –  325 с. 

4. Харчева В. Основы  социологии. Учебник для срдних  специальных учебных заведений.  М.: «Логос», 1997. – 304 с.: ил.

5. Ядов В. А. Социологическое  исследование. – М.: Наука, 1995. – 216 с. 

6. Лытюньска К. Анализ  адекватности ответов респондентов, полученных в углублённом пилотаже // Социологические исследования. –1973. – №4.


Информация о работе Анкета в социальном исследовании