Исследование проблематики подготовки специалистов социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель - рассмотреть основные теоретические аспекты социальной работы (ТСР) как науки и учебной дисциплины.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность социальной работы как науки;

- определить методологические проблемы теории социальной работы;

- охарактеризовать теории социальной работы как учебную дисциплину;

- исследовать проблематику подготовки специалистов социальной сферы;

- обосновать условия успешной практической подготовки будущих специалистов социальной работы.

Оглавление

Введение

1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина

1.1 Социальная работа как наука

1.2 Методологические проблемы теории социальной работы

1.3 Теория социальной работы как учебная дисциплина

2. Исследование проблематики подготовки специалистов социальной сферы

2.1 Теоретико-методологические основы организации практического обучения специалиста социальной работы

2.2 Практическая подготовка социальных работников

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социальная работа как наука и учебная дисциплина1.doc

— 360.59 Кб (Скачать)

     - в-четвертых, самостоятельная работа, переходящая в самостоятельную социальную практику, формирует у обучаемых такие качества личности и характера, как целеустремленность, настойчивость, инициативу, творчество.

     Практика в общей системе подготовки будущего специалиста является тем «мостиком», который соединяет процесс теоретического познания с процессом формирования практических умений и навыков, позволяющих быстро адаптироваться в реальном мире профессии.

     Навыки и умения, развитые в практической деятельности качества личности специалиста уже на начальном этапе его профессиональной карьеры, позволяют достаточно успешно выполнять функции профессионального труда.

     Разрыв между научной теорией и практическим опытом находит отражение в конфликте между образованием и практической деятельностью обучаемых, той деятельностью, которая должна организовываться как в аудиториях, так и на рабочих местах.

     Конфликт между образованием и практической деятельностью в области социальной работы ощущается намного сильней, чем в других сферах профессионального труда. Это во многом связанно с институциональной структурой данного вида деятельности, особенностями взаимодействия между ее субъектами (субъект-субъектные отношения).

     Словосочетание «социальная деятельность» по семантическому содержанию достаточно многозначно. В одном контексте оно обозначает природу деятельности в обществе в целом, указывает на то, что ее источники, факторы и результаты обусловлены интересами общества, то есть носят общественный характер.

     В другом контексте словосочетание «социальная деятельность» часто идентифицируется с деятельностью людей в социальной сфере, в рамках которой происходит становление и развитие социальной структуры, социальных институтов, социального положения человека.

     Наконец, все чаще «социальная деятельность» корреспондируется с понятиями «социальная политика», «социальное партнерство», «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальное благополучие» и «социальная работа».

     Социальная работа как никакая другая деятельность имеет особую социальную направленность, а ее функциональный ряд задан общественными потребностями, связанными с социальной защитой, социальной поддержкой и социальным обеспечением людей.

     Как общественное явление и понятие социальная работа является одним из видов и способов социальной деятельности, имеющим свою специфику. Последняя выражается уже в самом названии, базовое слово в нем - «работа», но определяющее - «социальная».

     Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. В этом смысле она выступает условием социального воспроизводства общества, средством его социального конструирования, обеспечения преемственности в развитии. Именно в этом заключается ее непреходящее значение для общества в целом и отдельных социальных групп и индивидов в частности.

     Социальная работа как практическая деятельность обладает характеристиками, отличающими ее от других видов современных профессий. Одной из основных отличительных черт является специфика профессионального действия и интеракций между специалистом и клиентом.

     В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, свойственных различным видам профессий, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой преимущественное право при принятии решений.

     К профессиональной социальной работе часто ошибочно относят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб, а также благотворительных организаций, занятых социально-бытовым обслуживанием, чей труд не требует высокой квалификации и соответствующей подготовки.

     В то время как профессиональные услуги специалиста социальной работы, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психолога, педагога, специалиста-менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегося организационной, социально-аналитической, прогностической и другими видами социально-помогающей деятельностью, требуют основательной теоретической подготовки, закрепленной в практической деятельности и реальном взаимодействии с клиентами различных социальных учреждений.

     Таким образом, социальная работа как практическая деятельность обладает характерными особенностями. Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Эти категории населения требует особого внимания и особых профессиональных навыков в процессе оказания различных видов социально-помогающей деятельности.

     В обслуживании клиентов специалист должен стремиться к достижению особых целей, которые определяются спецификой социальной работы, уникальностью личности клиента, особенностями его жизнедеятельности и др. Социальный работник должен быть готовым к тому, чтобы добровольно принять на себя профессиональную ответственность и реализовать ее в практических действиях.

     Специфика социально-помогающего труда, высокая моральная ответственность перед субъектами деятельности (клиент, его социальное окружение, коллеги, общество в целом) уже на начальных этапах профессиональной деятельности (послевузовский период) требует от специалиста социальной сферы высококвалифицированной подготовки, позволяющей на практике достаточно умело применять полученные в вузе теоретические знания.

     Специфика формирующейся системы профессионального образования в России и система преемственности, при которой специалистов социальной работы начали готовить на базе различных учебных учреждений (медицинский вуз, педагогический, технический и др.), определили и методологию исследования организации практического обучения профессионалов в области социальной сферы.

     Особую роль в подготовке социономов привнесли педагогические вузы, а система подготовки педагогов (в том числе и организация практики) легла в основу подготовки социальных работников, социальных педагогов и специалистов социальной работы.

     Производственная практика представлена как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста, а главным условием повышения эффективности практической подготовки студентов выступает профессионально-направленное содержание обучения.

     Раскрывая сущность, задачи, содержание, формы и методы организации деятельности студентов в процессе производственной практики, ее место в системе подготовки будущего специалиста, современные исследователи подчеркивают необходимость взаимосвязи практики с изучением теоретических курсов. В работах ученых (О.А. Абдуллина, Т.Ф. Белоусова, Н. Базаева, Н.А. Варгина, А.Ю. Васильева и др.) показана роль и значение практики в развитии профессиональнозначимых качеств будущего соционома, подчеркивается, что основой производственной практики как целостной системы являются [14]:

     - во-первых, рассмотрение и проведение практики как определенного органического компонента учебно-воспитательного процесса в вузе;

     - во-вторых, усиление профессионально-педагогической направленности всей образовательно-воспитательной работы;

     - в-третьих, обеспечение единства теории и практики в учебной и воспитательной деятельности (П.В. Пегов).

     В исследованиях определенны подходы к организации и руководству производственной практикой студентов. Под руководством понимается процесс взаимодействия педагогов и студентов.

     Руководить практикой означает создавать внешние и внутренние условия для успешного формирования личности будущего специалиста, рационально использовать образовательные и воспитательные возможности работы.

     Ведущими российскими исследователями в области социальной работы (И.М. Лаврененко, Е.Н. Львова, В.А. Никитин, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.) определяется значимость решения проблемы формирования отечественной системы практико-ориентированного социального образования, так как практика, остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе.

     Практика представляет собой базис для глубокого усвоения актуальных проблем в социальной сфере (И.М. Лаврененко, МСГУ). На практике студент получает помощь по [14]:

     - сознательному привнесению теоретических знаний в практические ситуации;

     - формированию профессиональнозначимых качеств личности будущего специалиста;

     - развитию навыком самостоятельной теоретической и практической деятельности;

     - обретению профессионализма при использовании навыков работы;

     - воспитанию в себе профессионального долга при оказании социальных услуг;

     - развитию стиля работы, согласующегося с личными возможностями и способностями;

     - выработке в себе способности к эффективной работе в составе социальной службы и др.

     Показывая преемственную связь между теорией и практикой (практической и теоретической подготовкой), исследователи замечают, что практическая подготовка в области социальной работы должна начинаться с лекционных и семинарских занятий.

     Изучение истории, теории, технологии социальной работы в профессиональной школе должно быть изучением ее становления, теоретическим осмыслением и освоением технологии социальной работы как непосредственной практической деятельности.

     Даже лекционные занятия должны для студентов выступать как вид их практической подготовки к будущей работе: слушая лекторов, они могут и должны учиться интеллектуально-эвристическому мышлению по поводу своей деятельности в системе социальной работы.

     В содержание различных видов практики заложена идея преемственности и последовательности изучения различных технологий социальной работы: ведение документации, организация социальных служб, разработка и участие в социальных проектах, социальная диагностика проблем населения, различные виды консультирования и т.д.

     Содержательный компонент проводимых в учебных заведениях практик связан с необходимостью привития у студентов навыков использования социогуманитарных знаний и технологий.

     В практической деятельности студенты получают навыки проведения практических социологических исследований различных групп населения, необходимые для работы в территориальных центрах социального обслуживания, осваивают методы социальной диагностики для изучения потребностей населения в различных видах социальных услуг.

     В ходе производственной практики они учатся излагать и конкретизировать имеющиеся знания, находить контакт с различными аудиториями. На практике в школах и учреждениях социального обслуживания студенты имеют возможность опробовать диагностический инструментарий, отработать навыки его использования и др.

     Широкая база практики помогает студентам уже в процессе ее прохождения получить производственные навыки, у них пропадает страх перед будущей профессиональной работой.

     Результатами поиска ответа на вопросы организации практико-ориентированного образования специалистов социальной работы стали разворачивающиеся на страницах специальной литературы (журналы и научные сборники, отражающие проблематику подготовки социономов) дискуссии. Наиболее полно данные вопросы представлены в материалах научно-практических конференций.

     Учеными отмечается, что на сегодняшний день в российской системе практико-ориентированного образования специалистов социальной работы сложились следующие концептуальные подходы [14]:

     - социетальный научный подход (Е.И. Холостова, А.М. Панов, Т.В. Шеляг и др.);

     - эколого-социальная биологическая концепция социальной работы (Е.А. Меерсон, Т.Н. Карякина);

     - личностно-ориентированная профессионально-практическая подготовка социономов (Н.Б. Шмелева);

     - дифференцированно-вариативное практическое обучение (В.Л. Симонович, Л.Е. Никитина).

     В зависимости от сложившихся подходов обучение специалистов социальной сферы современными исследователями рассматривается:

     - как составной компонент учебного процесса (Е.И. Холостова и Т.В. Шеляг), включающий в себя глубокое изучение нормативно-правовой базы системы социальной защиты населения, ее структуры, назначения, способов функционирования;

Информация о работе Исследование проблематики подготовки специалистов социальной сферы