Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

- ориентация научного потенциала на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны[57, С.118].

    Цель  государства в области культуры и СМИ - создать экономическую  основу доступности большинства  граждан и культурной деятельности культурным ценностям, обеспечить поддержку государственным объектам культуры и СМИ.

    Продукты  культурной сферы в условиях рыночной экономики стали товаром, поэтому  в настоящий момент многие культурные организации перешли на коммерческие принципы предоставления услуг. Первыми  стали театры и кинотеатры, значительно повысив цены на билеты. Однако существование только в рамках рыночных отношений для большинства объектов культуры невозможно, так как особенно муниципальные образования России не могут обеспечить достаточную прибыль данных учреждений, поэтому в Российской Федерации осуществляется поддержка государством культуры. В настоящее время она оказывается в двух направлениях:

    - первое - ассигнования на содержание  государственных объектов культуры;

    - второе - финансирование культурных  программ и мероприятий.

    В 2009-2011 гг. за счет капитальных вложений были проведены ремонтно-реставрационные  работы памятников культуры в 55 субъектах  Российской Федерации, был обновлен состав выставочных объектов музеев и выставок, проведена модернизация музыкальных инструментов музыкальных вузов России.

    Особое  внимание в настоящий момент Правительство  РФ уделяет развитию массовой физической культуры, спорта и туризма. Мероприятия  включают в себя программы по развитию массовых видов спорта, созданию доступных  соревнований, которые бы не предполагали предварительного отбора и прочих мероприятий. Особое внимание должно быть сосредоточено на программах, направленных на предотвращение заболеваний наркоманией, алкоголизмом, курения и т.д. [53, С.41].

    Однако  рассмотрение самих направлений финансового обеспечения отраслей социальной сферы не позволяет четко обрисовать круг получателей данных средств, ведь отмечалось ранее, что все виды финансирования носят адресный характер.

    Для того, чтобы стало возможным предоставление социальной адресной поддержки, необходимо население Российской Федерации разделить на социальные страты. Для их сосуществования в рамках отдельно взятого государства необходимо, чтобы оно с помощью социальной политики обеспечивало материальное благоденствие всех слоев населения.

    В этом аспекте особое внимание необходимо уделить социальной поддержке населения, которая предполагает, что государством особым категориям граждан определенные услуги предоставляются бесплатно  либо на льготных условиях.

    Одним из видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение. В настоящее время существует государственный Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды. Существующая система пенсионного обеспечения вызывает противоречивые отзывы аналитиков. Как отмечают многие экономисты, система управляющих компаний себя не оправдала, так как вопрос сохранности средств, переданных для управления, довольно сомнителен. С другой стороны, Пенсионный фонд РФ, взяв на себя обязанность по управлению, не может обеспечить индексацию аккумулированных средств хотя бы до уровня темпов инфляции, таким образом, накопительная часть пенсии гражданина ежемесячно теряет свою покупательную способность. Обещанный уровень пенсионного обеспечения в результате не может быть обеспечен уже на этом этапе.

    Система государственных социальных льгот  и выплат позволяет частично компенсировать населению низкие заработки, плохие условия труда, недостатки системы  пенсионного обеспечения, а в  ряде случаев служит дополнительным стимулом по привлечению к различным видам деятельности (льготы для привлечения рабочей силы в отрасли с тяжелыми и вредными условиями труда). Однако изменившаяся социально-экономическая ситуация требует уточнения принципов, критериев и условий предоставления льгот населению. Модернизация в области социальной политики должна быть направлена на динамичное развитие различных отраслей социальной сферы, повышение качества жизни населения, снижение уровня бедности и неравенства в доходах.

    Таким образом, подводя итог, следует отметить, что обеспечение социальной сферы осуществляется из различных источников и каналов финансирования, при этом роль каждого из них значительна. Однако, подобное многообразие усложняет мониторинг обеспечения отраслей социальной сферы и затрудняет осуществление эффективного контроля за объемами финансирования, результативностью его потребления, что приводит к необходимости унификации источников финансирования и объединение каналов предоставления бюджетных средств. 
 
 
 
 
 
 

    2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ГЕРА», «ГЕЛИОС», «ЖУРАВУШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ПЫТЬ-ЯХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРА 
 

2.1 Значение  и необходимость развития социальных  отраслей в г. Пыть-Ях  ХМАО-Югра 

    По  мере развития общества, усложнения взаимоотношении человека с природой, изменения содержания труда, повышения в связи с этим интеллектуальных, профессиональных требований к человеку, среда его жизнеобеспечения становится таким же объективным фактором существования и деятельности, как орудия и предметы труда, без которых не может совершиться производственный процесс.

    Такой средой жизнеобеспечения становится сфера  производства и потребления различных  видов услуг и духовных благ. Возникновение  данной сферы связано с углублением общественного разделения труда, когда из сферы материального производства выделяется деятельность по «обработке людей людьми». Своим дальнейшим развитием данная сфера обязана, с одной стороны, росту производительности труда в материальном производстве, что позволяет высвобождать ресурсы для развития производства услуг и духовных благ; с другой – растущими потребностями населения в услугах и духовных благах, которые вместе с материально-вещественными благами составляют фонд личного потребления человека.

    Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что социальная сфера характеризует  взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общества), которое  направлено на оптимизацию общественного  развития, на реализацию всего того, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности, совершенствованию образа жизни. Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для рациональной организации основных видов деятельности человека – трудовой, общественно-политической и других, развивающихся в интересах всего общества.

    Такое понимание социальной сферы позволяет  трактовать ее как относительно самостоятельный  элемент материально-вещественной основы общественного развития, обладающий специфическими особенностями формирования и функционирования в обществе.

      Приступая к анализу значения  и функций социальной сферы,  необходимо исходить из того, что функции любого объекта  в обществе отражают особую форму взаимозависимости между компонентами единого процесса общественного развития, когда изменения одного из них с неизбежностью оказываются производными от изменений других. Это ориентирует на исследование тех конкретных процессов, с которыми непосредственно связано развитие социальной инфраструктуры.

    Значение  и функции социальной сферы:

    1. воспитание подрастающего  поколения,  получение  квалификации, переквалификации (просвещение, образование);

    2. увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение);

    3. предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня  (общественное питание, пассажирский транспорт);

    4. обеспечение условий для отдыха работников,  повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

    Проблема  функций того или иного института, как известно, тесно связана с  вопросом о цели, ради которой он создается, каким образом он влияет на общественное развитие. Поэтому  было бы, видимо, точнее поставить вопрос о целевых функциях инфраструктуры, который имеет огромное теоретическое и практическое значение.

    Развитие  социально-духовной сферы имеет  большое значение для жизни любого современного общества. Рассмотрев характер функционирования различных объектов социальной инфраструктуры, видно, что он зависит не только от уровня ее развития, но и от качества обслуживания, возможностей выбора услуг, интеллектуального развития населения, транспортно-временной доступности объектов социальной сферы. Для определения уровня развития инфраструктуры чаще всего используются количественные показатели (в расчете на определенное количество жителей). Для определения интенсивности процессов обслуживания населения используют среднеподушевой показатель.

    Стратегической  целью Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавушка» является сохранение уровня и качества социальных гарантий детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, на территории муниципального образования городского округа города Пыть-Ях, а также других территорий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

    Из  стратегической цели на долгосрочную перспективу учреждения определяются следующие цели учреждения на 2011-2012 года:

    1. Максимально полное обеспечение  реализации государственных гарантий  в сфере социальной поддержки  и социального обслуживания детей  и подростков с ограниченными  возможностями, а также несовершеннолетних, из семей, попавших в трудную  жизненную ситуацию. 100% исполнение государственного задания на оказание социальных услуг.

    2. Постоянное повышение качества  предоставляемых услуг в области  социального обслуживания несовершеннолетних, оказание несовершеннолетним, имеющим  отклонения в физическом или  умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной адаптации к жизни в обществе.

    3. Организация благоприятной социальной  среды, способствующей общему  развитию несовершеннолетних, стимуляции их познавательной деятельности, речевому и коммуникативному развитию, активному воздействию на формирование интеллектуальных и практических умений.

    4. Развитие трудовых отношений,  социального партнёрства, создание  благоприятных и безопасных условий для сотрудников и клиентов учреждения.

    Достижение  поставленных целей перед учреждением  предполагает решение следующих  задач, которые соответствуют основным направлениям деятельности учреждения:

- создание и поддержание качества оказания услуг на высоком уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение требований потребителя при оптимальных затратах на ее предоставление;

- создание условий оптимальной доступности обслуживания населения при предоставлении мер социальной поддержки;

- осуществление социальной реабилитации несовершеннолетних, принятых в учреждение, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в том числе путем реализации разрабатываемых специалистами учреждения программ абилитации и реабилитации;

- предоставление реабилитационных услуг несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- организация деятельности оздоровительных групп, ухода и присмотра за несовершеннолетними, принятыми в учреждение, их досуга и летнего отдыха;

- организация обучения несовершеннолетних с ограниченными возможностями, принятых в учреждение, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья;

Информация о работе Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на