Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

    Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики.

    К финансовым регуляторам относятся  процессы распределения и перераспределения  финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования.     

    Финансовая  система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную  структуру.

    Выделяются  три категории экономических  субъектов: государство, предприятия  и работодатели, население.    

    Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние[21, С.10].    

    Финансы в социальной работе – это важнейшая  составная часть всей финансовой системы государства. Это система  предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.                                               

      Основные функции финансирования  следующие: распределительная; стимулирующая;  контролирующая.

      Их реализация в социальной  сфере осуществляется на основе  принципов: 

    1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

    2) Принцип социального реагирования  предполагает пересмотр социальных  нормативов в выделении денежных  средств в связи с инфляцией,  ростом стоимости жизни, повышением  стоимости бюджета прожиточного  минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

    3) Принцип дифференцированного подхода  при определении размеров ассигнований  и социальной помощи в зависимости:  от специфики региона и местных  условий.

    4) Принцип самостоятельности местных  органов власти в накоплении  и использовании средств в  соответствии с законодательством.

    5) Критерий экономической эффективности,  который в значительной мере  определяется объемом социальных  расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).

    6) Учет государственных минимальных  стандартов, в пределах которых  должны выделяться средства по  основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

    7) Преимущество социальной сферы  при распределении дополнительных  бюджетных доходов и курс на  опережающий рост социальных  расходов по сравнению с другими  видами бюджетных затрат[18, С.49].                                

    Формирование  системы расходов на социальные программы  осуществляется в соответствии с  основными направлениями социальной политики государства. 

    Финансирование  мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

    I. Государственный бюджет, в том  числе:

    – федеральный бюджет;

    – бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей);

    – муниципальные бюджеты.                    

    II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

    – пенсионный фонд;

    – фонд социального страхования;

    – фонд обязательного медицинского страхования.

    III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные  фонды и др.).

    Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.           

    Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, в том числе и местных бюджетов, являются налоги.

    Существует  определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

    Так, федеральные органы власти:

- устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

- формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;

- финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;

- определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

    В полномочия региональных и местных  органов власти входят:

    – с учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

    – определение и реализация порядка  обеспечения социальной поддержки  слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти[29, С.5].  

    Определены  основные направления расходования средств, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, и внедрен нормативно-расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам (трансфертов).

      Трансферты не имеют целевого  назначения. Они передаются администрации  соответствующего субъекта, которая  тратит выделенные средства по своему усмотрению.

    При формировании трансфертов используется формула «выравнивания», предполагающая подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов Федерации до 95% среднедушевых  доходов по РФ и корректировку их на поправочный коэффициент (отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому по всем регионам).

    Проводимая  бюджетная политика еще не привела  к выравниванию реального положения  субъектов Федерации в бюджетной  системе страны. Около 10 регионов-доноров  содержат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы нормативно-расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

    Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:

- взносов учредителей благотворительных организаций;

- членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

- благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

- доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;   поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);      

- доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;   - поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;          

- доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

- труда добровольцев;

- иных, не запрещенных законом источников.

    Деятельность  фондов благотворительных организаций  строится на основе закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (с изменениями от 23.12.2010)

    Таким образом, система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений, претерпевая существенные изменения, не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем.

    Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств и их зависимости от улучшения социального благополучия населения. Несовершенна система формирования местных бюджетов на основе самофинансирования и заинтересованности в развитии местного предпринимательства, четкого выделения и разграничения объемов финансовых средств в бюджетах разного уровня. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий.

    Таким образом, для развития и успешного  функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование  принципов и практики ее финансирования. 

1.2 Основные этапы бюджетного финансирования социальной сферы 

    В экономическом смысле расходы бюджета  Российской Федерации представляют собой отношения, возникающие в  процессе распределения бюджета  как централизованного фонда  данного субъекта. Здесь речь идет об особой разновидности экономических отношений – отношениях по расходованию бюджета как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации, расходных бюджетных отношениях. С экономической точки зрения, данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений.

    В правовом смысле расходы бюджета  представляют собой часть бюджета  как финансово-планового акта, а  именно расходную часть бюджета. Известно, что бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В этом смысле правовой акт об утверждении бюджета представляет собой роспись доходов и расходов Российской Федерации. Бюджет, будучи оформленным, в виде правового акта, придает экономическим отношениям по расходованию бюджета Российской Федерации (расходным бюджетным отношениям) характер правовых отношений.

    Бюджет  РФ предоставляет денежные средства субъекту бюджетного финансирования не в силу существующего между ними денежного обязательства, а в  силу того, что субъект Российской Федерации в процессе предоставления этих денежных средств реализует свою функцию публичного характера, выступая в качестве политического субъекта.

    Расходование  средств бюджета Российской Федерации  осуществляется посредством следующих  методов, которые выступают в  качестве методов бюджетной деятельности Российской Федерации:

    1) бюджетное финансирование – безвозвратное  предоставление денежных средств  из бюджета; 

    2) бюджетное кредитование – возвратное  предоставление денежных средств  из бюджета; 

    3) погашение долговых обязательств бюджета.

    Основной  системой предоставления денежных средств  учреждениям социальной сферы на проведение мероприятий, предусмотренных  бюджетом, является бюджетное финансирование, основанное на определенных принципах, характеризующееся специфическими формами и методами предоставления средств.

Информация о работе Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на