Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

    2) сеть социальных компенсаций  в виде льгот, субсидий, рассрочек,  бесплатных или частично оплачиваемых  услуг, поддержка бедных, стимуляция  различных благотворителей.

    Принцип экономической самостоятельности  местных органов предполагает разграничение  экономических полномочий субъектов  федерального и местного уровней.

    Социальные  пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных  размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики региона и его самообеспечении [33, С.16].        

    Немаловажное  значение имеют и такие экономические  принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышение качества жизни, возрастание потребностей и др.

    На  перечисленных выше принципах основана социальная защита населения как  система, пронизывающая все уровни государства – от федерального до местного. Эти принципы направлены на сохранение пропорций, оптимального соотношения между сферами производства и потребления, ибо нельзя забывать, что социальная работа обслуживает сферу потребления. Согласно этим принципам действует механизм социальной защиты населения, проявляясь в виде социально-экономических методов в технологии его социальной поддержки.

    Следует иметь в виду, что система социальной защиты населения еще не вошла  в рыночные отношения. Государство остается ее собственником в форме федеральной, республиканской или муниципальной собственности.

    Для Российской Федерации характерно объединение  института власти и института  собственности. В многоукладной  экономике оно должно выступать  не только в качестве субъекта собственности, но и субъекта управления, т.е. включаться в сферу трудовых отношений.                         

    По  этой причине экономика учреждений и предприятий социальной защиты регулируется управляющим воздействием сверху вниз. Взаимосвязи между элементами системы, как экономическими ее субъектами, подчиняются принципам планирования, демократического централизма и, частично, хозяйственного расчета. Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, ограничивается ассортимент услуг, определяются объемы финансовых, кадровых и других ресурсов.

    Обращенность  социальной работы к конкретной личности ставит социального работника перед  проблемой поиска наиболее эффективных  приемов, методов, технологий, направленных на восстановление нарушенных связей между личностью и обществом. Это связано как с расширением числа социально уязвимых членов общества, так и с потребностью совершенствования процесса их поддержки.

    В технологии социальной поддержки социально-экономические  методы – это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. А социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств[10, С.23].

    Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме  социальной поддержки, ибо они воздействуют на основные аспекты концепции социальной защиты: с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой – оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.    

    Социально-экономические  методы на государственном уровне решают эти задачи через правовую и социальную политику, создание экономических и  правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим  обеспечивать благосостояние – свое, своей семьи и всего общества.    

    К основному экономическому методу решения  этой комплексной социальной задачи можно отнести введение системы  минимальных социально-экономических  гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

    В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями  применяется такой социально-экономический  метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов – это возмещение расходов населения различных социальных групп органами власти в связи с ожиданием или наступившим ростом цен в связи с:

- катастрофами природного или антропогенного характера;

- затратами на рождение ребенка;

- по уходу за инвалидами и др.       

    В целях социальной защиты применяются  и такие социально-экономические  методы, как система льгот и  компенсаций, а также система  государственных пособий отдельным  категориям населения, определяемых законодательно.

    В экономике социальной работы используются также методы позитивного и нормативного анализа, экономико-математического моделирования, экономического эксперимента и др. Эти методы, являясь методами научного познания в экономической теории, имеют важное прикладное значение.

    Метод нормативного анализа связан с изучением и определением научно обоснованных социально-экономических стандартов и нормативов (допустимого уровня безработицы и бедности, оптимального размера пенсий и социальных пособий и т.д.) [19, С.23].

    Позитивный  анализ исследует взаимосвязи экономических явлений (например, рост цен и снижение уровня жизни).

    Экономико-математическое моделирование позволяет  определить причины и закономерности изменения  экономических процессов и их последствий, а также дает возможность  их прогнозирования.                           

    С помощью экономических экспериментов  можно рассчитать эффективность  моделей социальной поддержки (отдельных  групп населения, предпринимательской  деятельности, социальных служб, организационной  структуры пенсионных служб и  т.д.).         

    Выбор экономических методов зависит  от объективной ситуации, ресурсного обеспечения, квалификации специалистов на всех уровнях системы социальной защиты населения.

    Социальная  работа осуществляется в определенном экономическом пространстве, которое  входит в социальное пространство в целом.

    Социальное  пространство как форма общественного  бытия предстает в виде обширного  «поля», где на разных уровнях и  в разных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и отношения между общественными субъектами (социальные группы, индивиды). Это процесс, развернутый во времени, в непрерывном движении всех структурных элементов и преобразований.

    В социальном пространстве осуществляются экономические связи и контакты, выражаются многообразные экономические формы и способы сосуществования и взаимодействия социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа и т.д.), образуя своеобразное экономическое пространство.

    Экономическое пространство социальной работы –  это постоянно развивающаяся, упорядоченная  социальная система, экономическое  взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающее условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, оптимального удовлетворения их потребностей и реализации творческого потенциала личности.

    Экономические отношения в социальном пространстве цивилизованного общества должны строиться  на основе справедливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий обеспечения жизнедеятельности входящих в него социальных субъектов. Именно это  является важнейшей предпосылкой создания эффективной экономической основы социальной работы[16, С.18].

    Структура социального пространства чрезвычайно сложна. Ее экономические связи должны быть направлены на обслуживание абсолютно всего населения государства, а не только тех, кто нуждается в социальной поддержке и помощи.                                             

    Социальная  работа и социальное обслуживание осуществляются по месту работы и жительства, в исправительно-трудовых учреждениях, в специальных пансионатах, домах, лечебницах, различных нестационарных учреждениях социального обслуживания (приюты, гостиницы, службы), где находят временное или постоянное проживание престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, не имеющие жилья или перенесшие стихийное бедствие люди. В каждой из этих сфер своя структура социальной работы.

    Понятие «экономическое пространство социальной работы» связано с понятием «социальная сфера» в ее взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами жизни общества.

    Важнейшей задачей социальной сферы является изучение экономических потребностей субъекта (личности, семьи, коллектива и т.д.), выявление экономического потенциала по их удовлетворению в соответствии с научно обоснованными нормами и экономическими возможностями общества на данном этапе.

    В структуре реализации экономических  механизмов этого пространства выделяются два основных элемента: государственный (федеральный, региональный и местный) и негосударственный.

    Экономическое пространство социальной работы включает экономику всей системы социальной защиты, экономику образования, здравоохранения, сферы трудовых отношений, культуры, быта и др. Экономика каждой из этих сфер имеет специфические особенности и выполняет специфические функции.

    На  предприятиях образуется материальная база социальной защиты населения за счет отчислений в фонды социального  обеспечения и социального страхования; создаются рабочие места и условия труда, ведется жилищное строительство, осуществляется социально-бытовое обслуживание работающих, их материально-экономическая поддержка и т.д. Производственные организации, учреждения заботятся об отдыхе, лечении, повышении квалификации своих сотрудников.

    Определенную  роль в экономических отношениях играют профессиональные союзы трудящихся. Причем, следует отметить, что их значение как выразителей и защитников социальных интересов членов общества в условиях рыночных отношений объективно должна увеличиваться[13, С.37].

    Вследствие  разгосударствления и изменения  форм собственности, нарастания безработицы, роста доли пожилых людей в  составе населения значимость роли социальной работы по месту жительства резко возрастает. И это требует  укрепления ее экономической базы. В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от  6 октября 2003 г. №  131-ФЗ. [3] и другими нормативными актами органы территориального общественного самоуправления все более активно участвуют в создании и ресурсном обеспечении деятельности учреждений, предприятий, социальных служб с целью удовлетворения социально-экономических потребностей и разрешения социально-бытовых проблем жителей территории.

    Возрастает их роль в финансировании целевых социальных программ, строительстве и ремонте жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры, активизации экономической деятельности малого и среднего предпринимательства, создании благоприятных экономических условий для самообеспечения населения.

    Неотъемлемой  частью экономического пространства социальной работы является сфера социального  попечительства: дома для престарелых  и инвалидов, детские дома и др. Требует пересмотра и совершенствования  система их материального и финансового обеспечения, развития предпринимательской деятельности.      

    Составной частью экономического пространства социальной работы является здравоохранение. Статья 41 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующих средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Информация о работе Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на