Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа
Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.
Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:
1)
получение максимального
2)
целевой характер
3)
предоставление бюджетных
4)
безвозвратность бюджетного
5)
бесплатность бюджетного
Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации[54, С.21].
Согласно общепринятому определению, бюджетное финансирование - это предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств организациям и учреждениям социальной сферы на осуществление и развитие их деятельности.
В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:
1)
финансирование по системе «
2) финансирование по системе «брутто-бюджет» — применяется для предприятий и организаций социальной сферы, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.
Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования:
1)
ассигнований на содержание
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению;
4)
ассигнований на реализацию
5)
ассигнований на осуществление
отдельных государственных
6)
ассигнований на компенсацию
дополнительных расходов, возникших
в результате решений,
7)
субвенций и субсидий
8) межбюджетных трансфертов;
9)
инвестиций в уставные
10)
средств на обслуживание
Характеризуя отношения, возникающие в процессе бюджетного финансирования бюджетных учреждений, необходимо отметить, что само бюджетное правоотношение заканчивается на связке «субъект Российской Федерации – бюджетное учреждение».
При выплате трансфертов населению бюджетное учреждение действует в качестве представителя субъекта Российской Федерации, выступая от его имени. Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации) [2].
Государственный
контракт, финансируемый за счет бюджета
субъекта Российской Федерации, это
договор, заключаемый органом
Конкурсная система заключения контрактов призвана обеспечить максимальную гласность и максимальный контроль, что выступает средством борьбы с коррупцией в среде государственного аппарата, максимальную эффективность использования бюджетных денежных средств.
Государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации и координацию их проведения выступает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Совокупность государственных контрактов формирует государственный заказ субъекта Российской Федерации.
В
области расходов бюджета имеются
существенные недостатки: низкая эффективность
использования бюджетных
В связи с этим необходимо:
-
обеспечение приоритетного
- концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
-
усиление контроля за
Механизм бюджетного финансирования – это составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.
Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
- механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;
- механизм расходования бюджета средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;
- механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений. Так, элементами звена мобилизации денежных средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений; звена предоставления бюджетных средств - конкретные виды бюджетных расходов (на содержание аппарата управления, на федеральном (региональном, муниципальном) целевые программы, на погашение государственного (муниципального) долга и т.д.); звена межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов - формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.). Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов[29, С.5].
Качественное воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды доходов и расходов бюджета на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей бюджетного механизма позволяет ускорять или замедлять социально-экономические процессы, инициировать достижение желаемых результатов.
В структуре бюджетного
Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и бюджетный механизм.
Существует два основных способа финансирования социальной сферы:
–
прямое финансирование, когда денежные
средства целевым назначением
– косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств), осуществляемое тремя способами:
1) льготное налогообложение;
2) льготное кредитование;
3)
льготное ценообразование на
социально значимые виды
В современных условиях эффективность социальной работы во многом зависит от аккумуляции финансовых средств и усилий на оказание адресной поддержки определенных социальных групп населения. Важное место в решении этой задачи отводится целевому финансированию федеральных целевых программ. Финансирование таких программ предусмотрено отдельной строкой в государственном (федеральном) бюджете.