Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

    Принципы  бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

    1) получение максимального эффекта  при минимуме затрат, бюджетные  средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

    2) целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям  средства из бюджета перечисляются  только на основе утвержденного  бюджета, причем на заранее  обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

    3) предоставление бюджетных средств  в меру выполнения производственных  и других показателей и с  учетом использования ранее отпущенных  ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

    4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

    5) бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств  без уплаты государству каких-либо  доходов в виде процента или  других видов оплаты ассигнований. Формирование расходов бюджетов  субъектов Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание социальных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

    Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации[54, С.21].

    Согласно  общепринятому определению, бюджетное  финансирование - это предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств организациям и учреждениям социальной сферы на осуществление и развитие их деятельности.

    В зависимости от того, из какого бюджета  осуществляется финансирование, бюджетные  расходы делятся на федеральные, региональные и местные. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

    1) финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

    2) финансирование по системе «брутто-бюджет»применяется для предприятий и организаций социальной сферы, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

    Указанные способы предоставления денежных средств  осуществляются при помощи следующих  форм бюджетного финансирования:

    1) ассигнований на содержание бюджетных  учреждений;

    2) средств на оплату товаров,  работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

    3) трансфертов населению;

    4) ассигнований на реализацию органами  местного самоуправления обязательных  выплат населению, установленных  действующими законами и правовыми актами;

    5) ассигнований на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

    6) ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

    7) субвенций и субсидий физическим  и юридическим лицам;

    8) межбюджетных трансфертов;

    9) инвестиций в уставные капиталы  действующих или вновь создаваемых  юридических лиц;

    10) средств на обслуживание долговых  обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.

    Характеризуя  отношения, возникающие в процессе бюджетного финансирования бюджетных  учреждений, необходимо отметить, что  само бюджетное правоотношение заканчивается на связке «субъект Российской Федерации – бюджетное учреждение».

    При выплате трансфертов населению  бюджетное учреждение действует  в качестве представителя субъекта Российской Федерации, выступая от его  имени. Трансферты населению – это  бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации) [2].

    Государственный контракт, финансируемый за счет бюджета  субъекта Российской Федерации, это  договор, заключаемый органом государственной  власти субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета субъекта Российской Федерации. По общему правилу, государственные контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

    Конкурсная  система заключения контрактов призвана обеспечить максимальную гласность  и максимальный контроль, что выступает средством борьбы с коррупцией в среде государственного аппарата, максимальную эффективность использования бюджетных денежных средств.

    Государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации и координацию их проведения выступает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Совокупность государственных контрактов формирует государственный заказ субъекта Российской Федерации.

    В области расходов бюджета имеются  существенные недостатки: низкая эффективность  использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально  финансирование отдельных направлений расходов. Бюджетные расходы не решают насущных проблем социальной политики государства, что связано с низким уровнем выплат населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что снижает возможности развития экономики и длительной стабилизации финансового положения страны.

    В связи с этим необходимо:

    - обеспечение приоритетного финансирования  социальных расходов, сокращение  и полное погашение задолженности  по выплатам населению;

    - концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

    - усиление контроля за использованием  бюджетных средств.

    Механизм  бюджетного финансирования – это  составная часть финансового  механизма, представленная совокупностью  видов и форм организации бюджетных  отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

    Бюджетный механизм используется для целенаправленного  воздействия на экономику через  формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

- механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

- механизм расходования бюджета средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

- механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

    В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюджетных расходов, доходов  и поступлений. Так, элементами звена  мобилизации денежных средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений; звена предоставления бюджетных средств - конкретные виды бюджетных расходов (на содержание аппарата управления, на федеральном (региональном, муниципальном) целевые программы, на погашение государственного (муниципального) долга и т.д.); звена межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов - формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.). Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов[29, С.5].

    Качественное  воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды доходов и расходов бюджета на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей бюджетного механизма позволяет ускорять или замедлять социально-экономические процессы, инициировать достижение желаемых результатов.

      В структуре бюджетного механизма  могут выделяться также отдельные блоки, что обусловлено функциональными особенностями управления бюджетными отношениями. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования; исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д. Каждому из блоков свойственны специфические методы (способы, приемы), с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюджетных средств на уровне федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральные, региональные и местные бюджеты используются не только для оперативного управления бюджетными отношениями, но и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муниципальных образованиях [21, С.10].

    Бюджетный механизм является инструментом осуществления  бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и бюджетный механизм.

    Существует  два основных способа финансирования социальной сферы:

    – прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;        

    – косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств), осуществляемое тремя способами:       

    1) льготное налогообложение;

    2) льготное кредитование;

    3) льготное ценообразование на  социально значимые виды товаров  и услуг.

    В современных условиях эффективность  социальной работы во многом зависит  от аккумуляции финансовых средств  и усилий на оказание адресной поддержки определенных социальных групп населения. Важное место в решении этой задачи отводится целевому финансированию федеральных целевых программ. Финансирование таких программ предусмотрено отдельной строкой в государственном (федеральном) бюджете.

Информация о работе Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на