Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа
Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.
ВВЕДЕНИЕ
Система бюджетного финансирования в Российской Федерации является результатом длительного развития, в ходе которого одни элементы системы развивались и совершенствовались, другие утрачивались.
Федеративное устройство российского государства ставит руководство страны перед необходимостью приведения всех объектов государственного управления в соответствие с общепринятыми принципами его функционирования. Это относится и к бюджетной системе страны. Вопрос совершенствования системы бюджетного финансирования всех уровней является неотъемлемой частью общей стратегии развития России.
Образование как важнейшей фактор формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.
Огромную роль государственный бюджет играет в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во время мирового финансового кризиса вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение.
Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться.
Актуальность выпускной квалификационной работы, объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Поэтому тема выпускной квалификационной работы является весьма актуальной на сегодняшний день и представляет практический интерес для своего рассмотрения.
Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.
Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:
- охарактеризовать экономическую сущность социальной сферы и источники ее финансирования;
- изучить основные этапы бюджетного финансирования социальной сферы;
- представить характеристику процедур бюджетного финансирования социальных отраслей;
- произвести анализ состояния социальных отраслей в г. Пыть-Ях ХМАО-Югра;
- проанализировать источники финансирования социальной сферы г. Пыть-Ях ХМАО-Югра
- выявить проблемы развития социальных отраслей и разработать направления совершенствования управления социальной сферой г. Пыть-Ях ХМАО-Югра.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает социальная сфера муниципального образования г. Пыть-Ях ХМАО-Югра:
- Учреждение
социального обслуживания
- Учреждение
социального обслуживания
- Учреждение
социального обслуживания
Предмет исследования - бюджетное финансирование социальной сферы.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, использовались основные приемы анализа.
Работа включает в себя введение, три логически взаимосвязанные главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены сущность и особенности государственного управления отраслями социальной сферы.
Во
второй главе выпускной
Третья глава носит
При написании аналитической части работы использованы: официально публикуемая отчетность муниципального образования г. Пыть-Ях.
В заключении сделаны соответствующие выводы.
Разработка отдельных проблем, принципов и механизмов финансирования социальной сферы содержатся в работах русских ученых, таких как Бачурин А.Д., Важенин С.Г., Гольц Г.А., Ефимов С.Б., Коробов С.Е., Левашов В.И., Мухетдинова Н.Т., Протасова О.А., Серов К.Н. и др.
Нормативную основу работы
1
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
1.1 Экономическая
сущность социальной сферы и
источники ее финансирования
Социальная сфера относится к особенному классу систем, в элементный состав которых включены люди и отношения между ними.
Система социальной защиты населения – наиболее развитый вид социальной системы и для нее характерны такие системно создаваемые качества, как цель, иерархия, управление, синергия.
Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
Если гомогенные системы состоят только из социальных элементов (например, семья), то в систему социальной защиты населения, как гетерогенную систему наряду с человеком включены элементы иной природы: социотехнические (предприятия, учреждения, благотворительные фонды), экосоциальные (географические районы, муниципалитеты). По сравнению с системами биологическими, техническими и другими система социальной защиты населения очень сложна, поскольку ее главный элемент – человек имеет собственную субъективность и наибольший диапазон выбора поведения. По этой причине субъект – «субъект-объектный» характер деятельности усложняет практическое использование закономерностей в социальной работе и учет их специфики.
Система социальной защиты населения, будучи производной в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и имеет в нем относительную автономию, собственные закономерности, принципы и методы социальной работы.
Принципы
экономики социальной работы – это
научно обоснованные, проверенные на
практике положения о формах и
методах экономической
Принцип гуманизма, один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способности личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека – главная цель социальной работы.
Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при нищем персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.
Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и государственным механизмом регулирования – с другой, т.е. с двумя плюсами «теории богатства» – частной и общественной собственностью [27, С.83].
Социальная справедливость предполагает активное участие всех людей в экономической жизни и политических событиях общества. Экономическая справедливость предполагает экономическую защиту как предпринимателей, так и тех, кто находится за пределами непосредственно рыночно-производственной деятельности: тех, кто не успел еще вступить в производственные отношения (дети, подростки) или не может в них вступить по объективным причинам (инвалиды, многодетные матери), а также тех, кто ушел из производства по возрасту или в связи с утратой трудоспособности (старики, инвалиды).
Иначе говоря, это означает как создание правовых условий защиты собственности и нормальной предпринимательской деятельности, а также признание права на доход от нее, так и социально-экономическую поддержку детей, пенсионеров, инвалидов и всех тех, кто объективно не может обеспечить себя сам.
Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу, контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи.
Принцип
экономической эффективности
Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой минимальной оплате труда (например, пособие на детей составляет 70 % от минимальной оплаты труда) и определяемой стоимостью прожиточного минимума. Соблюдение этого принципа требует постановки конечной цели социального благополучия населения, расчета экономической эффективности ее скорейшего достижения с максимальной пользой для каждого индивида и общества[14, С.9].
Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу, именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены двумя основными категориями:
1)
постоянно действующие