Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ 

    Система бюджетного финансирования в Российской Федерации является результатом  длительного развития, в ходе которого одни элементы системы развивались  и совершенствовались, другие утрачивались.

    Федеративное  устройство российского государства  ставит руководство страны перед необходимостью приведения всех объектов государственного управления в соответствие с общепринятыми принципами его функционирования. Это относится и к бюджетной системе страны. Вопрос совершенствования системы бюджетного финансирования всех уровней является неотъемлемой частью общей стратегии развития России.

    Образование как важнейшей фактор формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния  человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.

    Огромную  роль государственный бюджет играет в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во время мирового финансового кризиса вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение.

    Растущие  социально-культурные потребности  граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться.

    Актуальность  выпускной квалификационной работы, объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Поэтому тема выпускной квалификационной работы является весьма актуальной на сегодняшний день и представляет практический интерес для своего рассмотрения.

    Цель  исследования в выпускной квалификационной работе состоит в   обосновании  роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.  

    Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:

- охарактеризовать экономическую сущность социальной сферы и  источники ее финансирования;

- изучить основные этапы бюджетного финансирования социальной сферы;

- представить характеристику процедур бюджетного финансирования социальных отраслей;

- произвести анализ состояния социальных отраслей в г. Пыть-Ях ХМАО-Югра;

- проанализировать источники финансирования социальной сферы  г. Пыть-Ях  ХМАО-Югра

- выявить проблемы развития социальных отраслей и разработать направления совершенствования управления социальной сферой  г. Пыть-Ях ХМАО-Югра.

    Объектом  исследования выпускной квалификационной работы выступает социальная сфера муниципального образования г. Пыть-Ях ХМАО-Югра:

- Учреждение  социального обслуживания Ханты-Мансийского  автономного округа – Югра  «Комплексный центр социального  обслуживания населения «Гелиос»;

- Учреждение  социального обслуживания Ханты-Мансийского  автономного округа – Югра  «Центр социальной помощи семье  и детям  «Гера»;

- Учреждение  социального обслуживания Ханты-Мансийского  автономного округа – Югра  «Реабилитационный центр для  детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавушка».

    Предмет исследования - бюджетное финансирование социальной сферы.

    В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических  исследований: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, использовались основные приемы анализа.

    Работа  включает в себя введение, три логически  взаимосвязанные главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.

    В первой главе рассмотрены сущность и особенности государственного управления отраслями социальной сферы.

    Во  второй главе выпускной квалификационной работы произведен анализ состояния  социальной сферы г. Пыть-Яха Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югра.

    Третья глава носит рекомендательный характер и включает в себя разработку предложений  по совершенствованию финансирования социальной сферы.

    При написании аналитической части  работы использованы: официально публикуемая отчетность муниципального образования г. Пыть-Ях.

    В заключении сделаны соответствующие  выводы.

    Разработка  отдельных проблем, принципов и  механизмов финансирования социальной сферы содержатся в работах русских ученых, таких как Бачурин А.Д., Важенин С.Г., Гольц Г.А.,  Ефимов С.Б., Коробов С.Е.,  Левашов В.И., Мухетдинова Н.Т., Протасова О.А., Серов К.Н. и др.

      Нормативную основу работы составили,  прежде всего, Конституция Российской  Федерации, федеральное законодательство, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ  СФЕРЫ 

1.1 Экономическая  сущность социальной сферы и  источники ее финансирования 

    Социальная  сфера относится к особенному классу систем, в элементный состав которых включены люди и отношения между ними.

    Система социальной защиты населения – наиболее развитый вид социальной системы  и для нее характерны такие  системно создаваемые качества, как  цель, иерархия, управление, синергия.

    Под системой социальной защиты населения  в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных  экономических, социальных, юридических  гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

    Если  гомогенные системы состоят только из социальных элементов (например, семья), то в систему социальной защиты населения, как гетерогенную систему наряду с человеком включены элементы иной природы: социотехнические (предприятия, учреждения, благотворительные фонды), экосоциальные (географические районы, муниципалитеты). По сравнению с системами биологическими, техническими и другими система социальной защиты населения очень сложна, поскольку ее главный элемент – человек имеет собственную субъективность и наибольший диапазон выбора поведения. По этой причине субъект – «субъект-объектный» характер деятельности усложняет практическое использование закономерностей в социальной работе и учет их специфики.

    Система социальной защиты населения, будучи производной  в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и  имеет в нем относительную  автономию, собственные закономерности, принципы и методы социальной работы.

    Принципы  экономики социальной работы – это  научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и  методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы  социальной защиты, населения. Для экономики социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические [15, С.7].

    Принцип гуманизма, один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и  гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способности личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека – главная цель социальной работы.

    Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая  справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при нищем персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством. 

    Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и государственным механизмом регулирования – с другой, т.е. с двумя плюсами «теории богатства» – частной и общественной собственностью [27, С.83].    

    Социальная  справедливость предполагает активное участие всех людей в экономической  жизни и политических событиях общества. Экономическая справедливость предполагает экономическую защиту как предпринимателей, так и тех, кто находится за пределами непосредственно рыночно-производственной деятельности: тех, кто не успел еще вступить в производственные отношения (дети, подростки) или не может в них вступить по объективным причинам (инвалиды, многодетные матери), а также тех, кто ушел из производства по возрасту или в связи с утратой трудоспособности (старики, инвалиды).

    Иначе говоря, это означает как создание правовых условий защиты собственности  и нормальной предпринимательской  деятельности, а также признание права на доход от нее, так и социально-экономическую поддержку детей, пенсионеров, инвалидов и всех тех, кто объективно не может обеспечить себя сам.

    Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу, контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи.

    Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платой. 

    Размер  социальных пособий не должен создавать  ситуацию, когда получение пособия  предпочтительнее получения заработной платы. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой минимальной оплате труда (например, пособие на детей составляет 70 % от минимальной оплаты труда) и определяемой стоимостью прожиточного минимума. Соблюдение этого принципа требует постановки конечной цели социального благополучия населения, расчета экономической эффективности ее скорейшего достижения с максимальной пользой для каждого индивида и общества[14, С.9].     

    Принцип приоритета государственных начал  в социальной защите населения. Согласно этому принципу, именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены двумя основными категориями:

    1) постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам  достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует  минимальный уровень оплаты труда,  максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;

Информация о работе Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на