Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа
Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.
Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение адресной социальной защиты семей с детьми, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения.
Программно-целевое финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыление и неэффективное использование. Государство должно устанавливать приоритеты первоочередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.
Формирование системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:
1)
дифференцированный социально
2)
предоставление средств
3)
третий уровень социальных
Финансирование системы
Правовой основой социальной работы стал закон «Об основах социального обслуживания населения» (от 15 ноября 1995 года: по состоянию на 23 июля 2008 г.). В соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:
- нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня;
- поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
- средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;
- финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
- дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;
- доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.
Средства специализированных служб (центров) формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетное; хозрасчетное или смешанное.
При организации центром платных услуг населению получаемая прибыль направляется на дальнейшее развитие его основной деятельности.
Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
Размер дотаций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Главной
целью социально-экономической
Данные социальные гарантии определяются обязательствами государства, установленными статьями 7, 38, 39, 41, 43 Конституции Российской Федерации [1], а также Уставами субъектов Российской Федерации, Федеральными и региональными законами, нормативными документами муниципальных образований.
К
социальным гарантиям, обеспечение
которых возлагается на отрасли
социальной сферы, относятся, прежде всего,
гарантии в области социального
обслуживания, здравоохранения, образования
и культуры. Для чего предлагается установление
государственных минимальных социальных
стандартов услуг, предоставляемых государственными
и муниципальными учреждениями гражданам,
находящимся в трудной жизненной ситуации,
которую они не могут преодолеть самостоятельно.
1.3. Характеристика
процедур бюджетного
Существующая
система социальной защиты населения
формировалась под воздействием
различных социально-
- пособия и социальные выплаты;
- льготы
и компенсации различным
- социальную помощь нуждающимся гражданам;
- предоставляемую
территориальными органами
- дотации организациям, производящим товары и услуги для населения.
Перечень
социальных расходов в различных
регионах Российской Федерации варьируется,
так как расходы на социальную
поддержку граждан
Современное состояние социальной сферы, а в частности, финансирование ее через систему межбюджетных отношений, нельзя назвать идеальным. Финансирование социальной сферы в целом не изменяется при росте общей суммы расходов консолидированного бюджета, что подтверждается данными таблицы 1.
Таким
образом, из таблицы 1, можно сделать вывод,
что при росте в денежном выражении
сумм финансирования отдельных
статей социальных расходов, по структуре
они сохраняют позиции, лишь финансирование
социальной политики существенно сократилось
с 18,3% от общей суммы расходов бюджета
2008 г. до 8,1% в 2009 г. и 8,7%> в 2010 г. В целом
же финансирование выросло в 2009 г. по отношению
к предыдущему году на 16%, в 2010 г. по отношению
к 2009 г. - на 18%.
Таблица 1 – Расходы консолидированного бюджета РФ на финансирование отраслей социальной сферы
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
|
Млрд. руб. | % к итогу | Млрд. руб. | % к итогу | Млрд. руб. | % к итогу |
Итого расходы всего | 34 22,3 | - | 39 64,9 | - | 46 69,7 | - |
Из них расходы на: | ||||||
ЖКХ | 221,9 | 6,5 | 254,1 | 6,4 | 291,7 | 6,2 |
Образование | 409,4 | 12,0 | 475,6 | 12,0 | 593,4 | 12,7 |
Культуру, искусство, кинематографию | 48,6 | 1,4 | 60,3 | 1,5 | 74,3 | 1,6 |
СМИ | 18,6 | 0,5 | 22,6 | 0,6 | 23,5 | 0,5 |
Здравоохранение и физическую культуру | 253,7 | 7,4 | 297,6 | 7,5 | 370,3 | 7,9 |
Социальную политику | 626,5 | 18,3 | 319,4 | 8,1 | 404,1 | 8,7 |
Примечание.
Таблица составлена автором на основании
показателей исполнения бюджета
РФ в 2008-2010г.
На рисунке 1 в графическом виде представлены расходы консолидированного бюджета РФ на финансирование отраслей социальной сферы.
Рисунок 1 - Расходы консолидированного бюджета РФ на финансирование отраслей социальной сферы, млрд. руб.
На рисунке 2 в графическом виде представлен удельный вес финансирования отраслей социальной сферы в 2010 году.
Рисунок
2 – Структура финансирования отраслей
социальной сферы
Следует отметить, что поддержание подобного уровня финансирования не способно решить социальные проблемы Российской Федерации, так как их решение возможно только в долгосрочном периоде. В связи с этим в 2005 г. была определена возможность финансирования некоторых проблем в рамках национальных проектов, которых четыре - «Здоровье», «Образование», «Жилье» и «Развитие АПК».
Как видно, три проекта имеют социальную направленность, что оправдано, так как Президентом, неоднократно ранее подчеркивалось, что необходимо проводить обновление основных фондов учреждений образования и здравоохранения, повышать качество их услуг, обеспечить доступность жилья. Ранее данные проблемы также решались, однако не так эффективно. Среди преимуществ национальных проектов по сравнению с текущим финансированием в рамках бюджета и посредством реализации различных программ можно отметить следующие:
- значительный горизонт реализации программ;
- целевое финансирование, которое позволяет «точечно» устранять те или иные проблемы;
- адресное финансирование, которое позволяет проводить взвешенный и эффективный мониторинг использования выделенных средств;
- дифференцированный подход к регионам и муниципалитетам, что исключается бюджетным законодательством при формировании средств бюджетов различных уровней, но возможно в рамках национальных проектов, что позволяет выделять средства только в конкретный регион или муниципалитет;
- временная преемственность достигнутых результатов, то есть финансирование осуществляется с учетом достигнутого результата и конечной цели реализуемого проекта, что позволяет обеспечить эффективность использования средств: