Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

    Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение адресной социальной защиты семей с детьми, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения.

    Программно-целевое  финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыление и неэффективное использование. Государство должно устанавливать приоритеты первоочередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.

    Формирование  системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает  трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

    1) дифференцированный социально гарантированный  уровень обеспечения, поддерживаемый  государством за счет централизованных  пенсионного фонда и фонда  социального страхования;

    2) предоставление средств обеспечения  сверх государственного уровня за счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;

    3) третий уровень социальных гарантий, создаваемый негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и социального страхования, где размер денежных выплат зависит только от страхового вклада граждан, накапливаемого за счет взносов предпринимателя или самих работников.

      Финансирование системы социальной  защиты населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах» (от 16 декабря 1994 года: по состоянию на 9 декабря 2010 г.), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 17 мая 1995 года: по состоянию на 22 августа 2008 г.), «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (от  26 апреля 1995 года: по состоянию на 7 марта 2011 г.) и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.

    Правовой  основой социальной работы стал закон  «Об основах социального обслуживания населения» (от  15 ноября 1995 года: по состоянию на 23 июля 2008 г.). В соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:

- нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня;

- поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;            

- средств федерального бюджета на выполнение уставных задач; 

- финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

- дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;

- доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

    Средства  специализированных служб (центров) формируются  в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетное; хозрасчетное или смешанное.

    При организации центром платных  услуг населению получаемая прибыль направляется на дальнейшее развитие его основной деятельности.

    Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

    Финансирование  муниципального сектора системы  социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный  сектор из федерального бюджета и  бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.

    Размер  дотаций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  является последовательное повышение  уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий.

    Данные  социальные гарантии определяются обязательствами  государства, установленными статьями 7, 38, 39, 41, 43 Конституции Российской Федерации [1], а также Уставами субъектов  Российской Федерации, Федеральными и региональными законами, нормативными документами муниципальных образований.

    К социальным гарантиям, обеспечение  которых возлагается на отрасли  социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального  обслуживания, здравоохранения, образования и культуры. Для чего предлагается установление государственных минимальных социальных стандартов услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. 

1.3. Характеристика  процедур бюджетного финансирования  социальных отраслей 

    Существующая  система социальной защиты населения  формировалась под воздействием различных социально-экономических  и политических факторов на протяжении многих десятилетий. Она включает в себя:

- пособия  и социальные выплаты;

- льготы  и компенсации различным категориям  граждан;

- социальную  помощь нуждающимся гражданам;

- предоставляемую  территориальными органами социальной  защиты;

- дотации  организациям,  производящим товары и услуги для населения.

    Перечень  социальных расходов в различных  регионах Российской Федерации варьируется, так как расходы на социальную поддержку граждан осуществляются из бюджетов различных уровней. Довольно значимым в такой ситуации становится вопрос бюджетных возможностей, которыми обладает тот или иной регион.

    Современное состояние социальной сферы, а в  частности, финансирование ее через  систему межбюджетных отношений, нельзя назвать идеальным. Финансирование социальной сферы в целом не изменяется при росте общей суммы расходов консолидированного бюджета, что подтверждается данными таблицы 1.

    Таким образом, из таблицы 1, можно сделать вывод, что при росте в денежном   выражении сумм  финансирования   отдельных статей социальных расходов, по структуре они сохраняют позиции, лишь финансирование социальной политики существенно сократилось с 18,3% от общей суммы расходов бюджета 2008 г. до 8,1% в 2009 г. и 8,7%> в 2010 г. В целом же финансирование выросло в 2009 г. по отношению к предыдущему году на 16%, в 2010 г. по отношению к 2009 г. - на 18%.  

    Таблица 1 – Расходы консолидированного бюджета РФ на финансирование отраслей социальной сферы

    Показатель     2008 г.     2009 г.     2010 г.
 
     
Млрд. руб. % к итогу Млрд. руб. % к итогу Млрд. руб. % к итогу
    Итого расходы всего 34 22,3     - 39 64,9     - 46 69,7     -
    Из них расходы  на:      
    ЖКХ     221,9     6,5     254,1     6,4     291,7     6,2
    Образование     409,4     12,0     475,6     12,0     593,4     12,7
    Культуру, искусство, кинематографию     48,6     1,4     60,3     1,5     74,3     1,6
    СМИ     18,6     0,5     22,6     0,6     23,5     0,5
    Здравоохранение и физическую культуру     253,7     7,4     297,6     7,5     370,3     7,9
    Социальную  политику     626,5     18,3     319,4     8,1     404,1     8,7
 

    Примечание. Таблица составлена автором на основании  показателей исполнения бюджета  РФ в 2008-2010г. 

    На  рисунке 1 в графическом виде представлены расходы консолидированного бюджета РФ на финансирование отраслей социальной сферы.

    

    Рисунок 1 - Расходы консолидированного бюджета  РФ на финансирование отраслей социальной сферы, млрд. руб.

    На  рисунке 2 в графическом виде представлен  удельный вес финансирования отраслей социальной сферы в 2010 году.

    

    Рисунок 2 – Структура финансирования отраслей социальной сферы 

    Следует отметить, что поддержание подобного  уровня финансирования не способно решить социальные проблемы Российской Федерации, так как их решение возможно только в долгосрочном периоде. В связи с этим в 2005 г. была определена возможность финансирования некоторых проблем в рамках национальных проектов, которых четыре - «Здоровье», «Образование», «Жилье» и «Развитие АПК».

    Как видно, три проекта имеют социальную направленность, что оправдано, так как Президентом, неоднократно ранее подчеркивалось, что необходимо проводить обновление основных фондов учреждений образования и здравоохранения, повышать качество их услуг, обеспечить доступность жилья. Ранее данные проблемы также решались, однако не так эффективно. Среди преимуществ национальных проектов по сравнению с текущим финансированием в рамках бюджета и посредством реализации различных программ можно отметить следующие:

- значительный горизонт реализации программ;

- целевое финансирование, которое позволяет «точечно» устранять те или иные проблемы;

- адресное финансирование, которое позволяет проводить взвешенный и эффективный мониторинг использования выделенных средств;

- дифференцированный подход к регионам и муниципалитетам, что исключается бюджетным законодательством при формировании средств бюджетов различных уровней, но возможно в рамках национальных проектов, что позволяет выделять средства только в конкретный регион или муниципалитет;

- временная преемственность достигнутых результатов, то есть финансирование осуществляется с учетом достигнутого результата и конечной цели реализуемого проекта, что позволяет обеспечить эффективность использования средств:

Информация о работе Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на